Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская Богоматерь. Описание иконографического типа

курсовая работа

2.2 Оклады, приклад, киоты

Первые сведения о драгоценном уборе Владимирской иконы, который был создан по заказу князя Андрея Боголюбского, относятся к 1155 г.: "…и вкова в ню боле тридесять гривен золота, кроме сребра и каменья драгаго и женчюга" ПСРЛ.Т. 2.С. 78. . Вероятно, поля иконы были увеличены именно для этого массивного оклада; на них могли помещаться образы святых, как на сохранившихся окладах древних новгородских икон XI - XII вв. Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI - XIV вв. М., 2000.С. 224 - 225. Богатое одеяние иконы соответствовало тому значению, которое она имела во Владимирском княжестве, став главной святыней нового Успенского собора. Видимо, икона помещалась в киоте и выносилась во время крестных ходов. Подобно константинопольской "Одигитрии". В сказании XII в. отмечается, что почитавшие икону знатные женщины в благодарность за чудесную помощь посылали к святыне свои украшения, прикреплявшиеся к окладу и составлявшие драгоценный приклад. Возможно, часть приклада хранилась отдельно от иконы в соборной ризнице или княжеской сокровищнице. В 1237 г. драгоценный убор Владимирской иконы, к этому времени претерпевший изменения, был разграблен татарами. Новый оклад на поновленную икону, вероятно, был сделан великим князем Ярославом Всеволодовичем. После чудесного спасения Москвы в 1395 г. Владимирская икона была вновь украшена (возможно, по благословению митрополита Киприана старый оклад был обновлён и дополнен) и возвращена во Владимир. В 1410 г. драгоценный убор пострадал при нашествии татарского царевича Талыча. После этого икону принесли в Москву и по заказу митрополита Фотия изготовили новый золотой сканый оклад, а старый с композицией "Деисус" на верхнем поле перенесли на икону - список. Оба оклада ныне хранятся в Оружейной палате ГММК.

Оклад времени митрополита Фотия покрывал широкие поля и фон иконы. На полях помещены чеканные изображения двунадесятых праздников в килевидных обрамлениях, благодаря которым они воспринимаются как самостоятельные рельефные иконы, наложенные на плоский золотой сканый фон. При одной из реставраций пластины были перепутаны, и их расположение на боковых и нижнем полях теперь не соответствует первоначальному. Монограмма митрополита Фотия, названного "архиепископом России", вплетена в орнаментальный круг, образованный завитками скани, и помещена в центре, на нижнем поле оклада. Среди византийских произведений того времени аналогов окладу не имеется. Вероятно, идея окружить Владимирскую икону чеканными золотыми клеймами с сюжетами праздников принадлежала митрополиту Фотию. Благодаря такому иконографическому решению главная Богородичная икона Московской Руси оказалась в одном ряду с вселенскими праздниками церковного года. Оклад сохранялся на иконе без особых изменений до 1514 г., когда было заменено одно обветшавшее клеймо, венец и корона украшены драгоценными камнями.

Хранящаяся также в Оружейной палате золотая зубчатая корона, соединённая с драгоценным убором XVII в., вероятно, восходит к периоду украшения иконы митрополитом Фотием (или к более раннему времени). Килевидные очертания зубцов короны имеют тот же рисунок, что и завершения чеканных пластин, составляя с ними единое целое.

В 1514 г. для иконы был сделан серебряный с золотом киот (взамен старого) с выгравированной на нём вкладной надписью: "Лета 7022, сделан бысть кивот сей к образу пресвятые Богоматере, писма евангелиста Луки, в храме честнаго ея Успения соборныя церкви, повелением благоверного и христолюбиваго Василия, Божиею милостию государя самодержца всеа России, в преименитом славном граде Москве". Описи Успенского Собора. Стб. 584.

В XVI - нач. XVII в. в основном пополнялся приклад иконы. В 1567 г. повелением царя Иоанна 4 поновленная митрополитом Афанасием Владимирская икона была богато украшена "златом и камением… многим". ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 355. Образ закрывал золотой оклад митрополита Фотия с золотыми же оплечьем, венцом и короной, украшенными жемчугом и драгоценными камнями. В прикладе были золотое жемчужное ожерелье с драгоценными камнями (вклад царя Михаила Феодоровича), 6 золотых и серебряных цат, 3 золотые и 1 серебряная панагия, золотая икона Богородицы с греческой надписью, золотая икона - складень с образами Богородицы и святого Николая Мирликийского, 15 золотых крестов, также с камнями и жемчугом. В 1627 г. к иконе было приложено более 150 золотых монет, "угорских и московских", золотые и серебряные "новгородки". Владимирская икона помещалась в 2 киотах. Первый, обложённый серебром, имел затворы (дверцы) с серебряными чеканными изображениями Благовещения и 4 евангелистов. В него был вставлен второй киот, обложенный серебром и украшенный драгоценными камнями. Венчала киот золотая зубчатая корона с самоцветами. В 1656 - 1657 гг. по указу Патриарха Никона мастером Петром Ивановым была сделана массивная чеканная золотая риза, а весь драгоценный приклад снят. Вероятно, тогда же были выполнены низанные крупным жемчугом цата - ожерелье и чепец Богоматери, обновлены венец и корона, а на полях оклада между чеканными изображениями праздников помещены золотые запоны с алмазами, изумрудами, яхонтами. Новое убранство иконы зафиксировано в описи 1701 г. Описи Успенского Собора. Стб. 375 - 384. Основные части этого убранства находились на иконе до 1918 г. (в настоящее время в Оружейной палате ГММК).

Делись добром ;)