logo
Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская Богоматерь. Описание иконографического типа

2.5 Владимирская икона в настенных росписях XVI - первой половины XVIII в.

Первое монументальное изображение Владимирской иконы появилось в наружной росписи над южным порталом Успенского собора Московского Кремля, возникшей, по всей вероятности, после пожара 1547 г. В течение последующих столетий роспись многократно поновлялась, в последние 10 - летия XX в. была воссоздана. Образу Богоматери с Младенцем предстоят архангелы, ниже между колонками аркатурного пояса, изображены Московские и Новгородские святители; ряд святителей продолжается на северном фасаде храма. Главная идея этой композиции - покровительство Богоматери и русских святых Успенскому собору и Москве. Эта роспись является изобразительной параллелью к сказаниям о "новейших чудесах" Владимирской иконы середины XVI в.

Во второй половине XVI в. Владимирская икона как главная Богородичная икона Руси, равная по своему значению константинопольской "Одигитрии", появляется в циклах росписей. В церкви Святой Троицы в Вязёмах близ Москвы конца XVI в., на южной стене жертвенника, представлена литургия в храме, за престолом которого показана Владимирская икона.

В начале первой половины XVIII в. сюжеты сказания о Владимирской иконе стали излюбленной темой росписи ярославских церквей. По иконографии, композиции и художественным особенностям настенные изображения близки клеймам таких икон, как Владимирская икона Кирилла Уланова. В росписи церкви святого Николая Чудотворца в Меленках (1705 - 1707 гг., художник Ф. Фёдоров) во втором ярусе помещены 3 композиции из сказания о Владимирской иконе: "Сон Темир Аксака", "Проводы иконы из Владимира", "Встреча иконы в Москве". В церкви в честь Феодоровской иконы Божией Матери в цикл посвящённых ей росписей (1715 г., художники Ф. Фёдоров и Ф. Игнатьев) включена композиция "Сон Темир Аксака" (южная стена, первый ярус), главное содержание которой - покровительство Богородицы и русских святых православному русскому воинству. Этот сюжет представлен также в нижнем ярусе росписи на западной стене (на стыке с северной стеной) церкви Благовещения на Волжской набережной, выполненной теми же мастерами (после 1709 г.). В нижнем ярусе росписи на южной стене этой церкви помещена вторая частная композиция с евангелистом Лукой, пишущим Богоматери образ для благословения; изображения сопровождают крупные, чёткие надписи с текстом сказания об иконе Божией Матери "Одигитрия". На второй композиции на той же стене изображено моление перед Владимирской иконы в церкви во Влахернах (согласно надписи). В росписи церкви святого Иоанна Златоуста в Коровниках (1732-1733 гг., художники А. Сопляков и А. Иванов; прописи 19 в.) в третьем снизу ярусе (на уровне окон) в 13 композициях представлены основные сюжеты сказания о Владимирской иконе. Лицевое сказание начинается на южной стене у алтарной преграды с изображений евангелиста Луки, пишущего икону Богоматери и показывающего Ей образ (2 композиции), продолжается на западной и заканчивается на северной стене у иконостаса ("Крестный ход с Владимирской иконой"). Из лицевых сказаний о Владимирской иконе в настенных росписях этот цикл самый полный.