5. Влияние христианства на религиозное сознание народов Сибири
Более двухсот лет шло усиленное насаждение и пропаганда христианства. Усердие миссионеров не прошло бесследно для ре-лигиозного сознания коренных обитателей севера и юга Сибири. Они восприняли ряд положений православия, которые слились с их традиционными религиозными представлениями, наслоились на них, создав причудливую картину религиозного синкретизма. В силу определенных исторических условий наиболее полно хри-стианство было воспринято теми народностями, которые помимо официального вероучения испытали на себе влияние русских пе-реселенцев. Крестьяне принесли с собой занятия сельским хозяйством, а вместе с ним и православные культы. Заимствуя культуру земледелия, аборигены Сибири переходили к оседлости, перенимали крестьянский образ жизни, бытовые традиции, христи-анство на его обыденном (народном) уровне. Этому способство-вали также смешанные браки. Трудовой опыт русских земледельцев со всеми его религиозными атрибутами постепенно усваивался народами Сибири. Таким образом та часть коренного населения: Сибири и Севера, которая жила бок о бок с русскими переселенцами, больше приобщилась к православию. Это южные группы манси, хантов, кеты, забайкальские эвенки, южные группы якутов, западные буряты, алтайцы, хакасы, некоторые группы народов Амура и др. В меньшей мере воспринято христианство теми народами, которые не соприкасались непосредственно с русскими, не испытали прямого воздействия на хозяйственные занятия, быт культуру. К таким пародам относится значительная часть кочевых ненцев, нганасаны, северные группы эвенов, эвенков, чукчи, коряки и некоторые другие. В местах их обитания действовали миссионеры, используя разные приемы христианизации. Результаты их деятельности были менее заметны и ощутимы на сознании, представлениях и культах названных народностей. Однако и при этих обстоятельствах происходило проникновение некоторых христианских догм, представлений, особенно тех, которые по своему мифическому содержанию смыкались с представлениями аборигенов.
Некоторые народности Сибири, Севера и Дальнего Востока в силу особенностей положения, в котором они оказались после включения их в состав многонационального государства, почти полностью утратили этническую самобытность, в том числе традиционное религиозное сознание. К таким народностям относятся ительмены, алеуты, оседлые чуванцы и ряд других. Следовательно, влияние христианства на религиозное сознание народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока было неравномерным. Отсюда известная пестрота в религиозных представлениях даже среди одной и той же народности, например северных и южных групп манси, хантов. ненцев, эвенков и эвенов.
- 15. Коренные народы Сибири и Дальнего Востока.
- 4. Повинности коренного населения Сибири
- Практическое занятие № 3 Коренное население Юго-Западной Сибири в процессе российской колонизации. Вопросы для подготовки.
- Коренные народы
- Глава 2. Реальная динамика численности коренных народов сибири
- Глава 10. Влияние политики центральных властей на численность коренных народов сибири
- Тема X. Народы сибири и дальНего востоКа
- 1.2. Численность коренного населения Сибири. Антропологическая, языковая и культурно-хозяйственная характеристика народов Сибири
- Гарантии прав коренных малочисленных народов