logo
Власть и право в Ветхом Завете

Глава 1. История еврейского народа

Библейская история еврейского народа охватывает период от появления евреев на арене истории во времена Авраама, как родоначальника еврейского народа, до завоевания Иудеи Александром Македонским.

В качестве нации еврейский народ сложился примерно во 2 тыс. до н.э. Родоначальником является Авраам, который, по повелению Бога, покинул родину и стал жить кочевником в Ханаане. У него родился сын Исаак, у которого впоследствии родиться Иаков. Иаков вместе со своими 12 сыновьями отправиться жить в Египет. Причиной для переселения в Египет стало то, что в земле ханаанской был сильный голод, а Иосиф, его 11 сын, был первым министром египетского фараона.

Далее по истечении многих лет, к власти в Египте пришел фараон, который не знал Иосифа, и он стал притеснять еврейский народ, заставляя работать: «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой» (Исх.1:13,14). Однако, как говорит Библия, еврейский народ продолжал расти в числе, и фараон принимает указ убить всех младенцев мужского пола. Однако, упоминается о спасении одного младенца. Его звали Моисей, о котором будет сказано в следующей главе. Сейчас же скажем, что он вывел израильский народ из Египта после 210 лет рабства, передал о Бога 10 заповедей, водил народ по пустыне в течении 40 лет, после чего довел их в «землю обетованную». После смерти Моисее, главенство над израильским народом взял Иисус Навин, который руководил завоеванием Ханаана на протяжении 7 лет, а позже поделил эти земли по числу племен (12 племен).

После смерти Иисуса, страной управляли судьи, такие как: Девора, Гедеон, Самсон и др. Они приходили в тот момент, когда израильские земли завоевывали филистимляне или другие соседские племена и народы. Наиболее значимым из них является Самуил. Именно он, по просьбе народа, попросил у Бога царя. Бог указал на Саула, в результате чего он был поставлен царем. Саул приобрел несколько очень значительных побед над филистимлянами и другими притеснителями Израиля. Однако в одной из битв он был убит, и на смену ему на престол воссел Давид, который написал одну из книг Ветхого Завета - Псалтырь. Он являлся «другом Божьим», и помог Израилю вновь обратиться к Нему. Давид хотел построить храм, однако Бог сказал, что это должен сделать его сын Соломон, который после смерти отца воцарился над Израилем. Для управления над Израилем Соломон попросил у Бога мудрости, благодаря которой прославился среди всех народов и племен. Однако, своим важнейшим долгом он считал повеление отца - построить храм Богу. Это храм на протяжении многих лет являлся гордостью евреев.

После смерти Соломона, при его преемнике, неопытном и заносчивом Ровоаме, народ израильский разделился на два царства, из которых большее (десять колен) отошло к Иеровоаму из колена Ефремова (около 978 г. до н. э.). Эти половины стали называться Иудейским царством и Израильским царством, и между ними началось ожесточённое соперничество. Войны между этими царствами ослабили страну, в результате чего она была завоевана Навуходоносором, а позже персами. Часть евреев возвратилась в Иудею, где ими был восстановлен Храм и возрождён религиозный центр в Иерусалиме, вокруг которого возобновилась государственная и этническая консолидация евреев. Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцов, запечатлённым в Торе. После разрушения персидской монархии Александром Македонским Земля Израиля (Палестина) сначала была подчинена Птолемеям в Египте (320--201 г. до н. э.), затем Селевкидам в Сирии.

Таким образом, мы видим, что израильский народ прошел очень долгий путь в развитии и становлении своей государственности и права.[2, с. 3-84; 3]