logo
Церковь в политической жизни России история и современность

2. Политические реформы и церковь

Церковная жизнь, работа и служение церкви неотделимы от общества. Часто можно слышать повторяемую как заклинание фразу: «Церковь отделена от государства», да конечно от него отделена, но не от людей, не от общества. Важно понимать, что под государством здесь понимается совокупность институтов легитимного насилия и принуждения. В этом дух российской Конституции. Церковные нормы и правила не служат основаниями для судебных решений, обязанностью гражданина не является исповедание религии, церковь не является ни законодательным, ни исполнительным органом власти. Но не более этого. Никто не сможет отделить церковь от общественной жизни, исключить взаимное влияние политического и религиозного. Именно поэтому, с конца 80-х годов прошлого столетия рождение российской демократии и возрождение христианской церкви шли взаимосвязано и параллельно. Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие.. М., 2009.

Переломным был 1988 год, именно тогда граждане (еще советские) ощутили изменение отношения к Церкви. Это был год празднования 1000-летия крещения Руси. Генеральный секретарь КПСС Михаил Горбачев, принял важное историческое решение - провести публичное празднование этой даты. Впервые за много лет, открыто проводились собрания, посвященные этой дате, праздничные мероприятия. Впервые люди увидели церковных иерархов вместе с чиновниками, рассуждающими о российской истории. Тогда появилось ощущение приближающихся больших перемен. Стало понятно, что произошло что-то важное, что-то изменилось раз и навсегда. Органы государственной власти стали все чаще занимать в отношении церкви нейтральную позицию, на предприятиях и в учреждениях изменилось отношение к верующим, теперь можно было уже не скрывать своей принадлежности к церкви, впрочем, как и можно было говорить о не любви к коммунизму. Это была первая существенная подвижка

При этом аналогичные процессы были начаты и в политической сфере. Начались выборы на низовом уровне (руководителей предприятий), была легализована предпринимательская деятельность (пока правда, лишь в виде кооперативов). И эти изменения тоже были для нас чрезвычайно важны, они давали ощущение рождающейся свободы, гордости за свою страну.

Затем, политические и религиозные процессы стали набирать обороты. Прошли первые альтернативные выборы, начал работу съезд народных депутатов, уже официально начали существование некоммунистические общественные организации и партии. В церковной среде это также было временем первого массового обращения граждан к религии, крестились сотни тысяч, а затем и миллионы людей. Церковь начала занимать место в публичной сфере и напрямую участвовать в политике (как пример можно вспомнить избрание священнослужителей депутатами национального и региональных парламентов). Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие.. М., 2009.

Но общим было не только успехи, общими были и ошибки. Представители новой политической элиты, лидеры демократии, тогда предпочли не говорить народу правды о предстоящих испытаниях. Никто не взял на себя смелость сказать, что путь из коммунизма в демократию и рынок будет очень тяжелым, что при капитализме жить лучше, но и работать надо лучше, а в первое время и больше. Никто не сказал, что миллионы людей потеряют работу, что жить лучше начнут не все и то только через много лет.