logo
Алхимия: философско-религиоведческий анализ

2.3 Элементы магии и религии в Алхимии

Алхимия как учение тайное и сакральное всегда тяготела не столько к чисто научной системе мировоззрения, сколько к оккультным и магическим системам и ритуалам. Сама алхимия зародилась в системе оккультных - герметических наук и имела тесную связь с магией.

Например "У греков алхимия была по причине своего происхождения смешана с магией и с теургией. Позднее, благодаря арабским философам, эта наука обособилась, и только в X V и X V I столетиях она снова соединилась с другими оккультными науками" [17, c.47].

Алхимики всегда искали ключ Великого Делания, не только в экспериментах с материей, но и применяли в своих изысканиях элементы магии и астрологии. Следуя этому правилу, некоторые алхимики тесно связывали астрологию с алхимией и никогда не начинали свои опыты, не осведомившись, благоприятно ли влияние планет.

Оккультные черты алхимии проявлялись в миропонимании алхимиков, в отличии от строгой науки алхимики полагали что существуют три мира: материальный, человеческий и божественный. "В мире материальном мы имеем серу, меркурий и соль, начала всех вещей, и одну материю; в мире человеческом, или микрокосме, - тело, дух и душу, объединенные в человеке; в мире божественном - три лица Святой Троицы в Едином Боге" [17, c.50].

Так же идеи характерные для религиозного мировоззрения прослеживаются и в понимании алхимиками своего главного занятия великого делания как троякого процесса производимого на трех уровнях бытия.

"Великое Делание имеет тройную цель. В мире материальном - преобразование металлов, доводя их до золота, до совершенства; в микрокосме - моральное совершенствование человека; в мире божественном - созерцание Божества в его Славе" [17, c.51].

Так же мистические и религиозные идеи прослеживаются и в понимании алхимиками сущности трех элементов составляющих мир. Алхимики понимали под Серой, Ртутью и Солью не просто химические элементы, а воспринимали под ними соответственно - Материю, Движение и Силу.

В мировоззрении алхимиков прослеживается четкая космогоническая теория происхождения вещества, имеющая четкие сходства с религиозными картинами происхождения мира.

Ртуть или Меркурий выступает как пассивное - женское начало - материя; Сера - начало активное, деятельное - мужское. А Соль есть сила посредствам, которой Сера творит из пассивной Ртути все элементы материального мира.

Так же элементы религиозных идей находят свое отражение и в основной концепции алхимиков - идее о "первичной материи", или хилусе; алхимики признавали также единую силу вселенной, фактически отождествляя первоматерию с богом, понимаемым ими в пантеистическом ключе.

Алхимики верили, что алхимический Абсолют или философский камень достигается не только и не столько смешением веществ, а средствами магии - при помощи заклинаний и ритуалов. Рецепты алхимистических деланий иногда парадоксальны и нелепы и смешивают материальное с нематериальным, например "…возьми пять унций серы и три унции злости." [12, c.61].

Алхимики были четко уверены, что никто не может успешно провести эксперимент, если сам не является магом, для алхимика было вполне естественно провести астрологические исследования, перед тем как начинать процесс алхимического делания, или провести магический ритуал.

Алхимия также опиралась на такие религиозные представления как вера демонов и духов. "Алхимики, согласно обычаю примитивных народов, присоединили к своему искусству магические формулы, которые должны были действовать на волю богов (или демонов), высших существ, вмешивающихся постоянно в ход вещей" [19].

Для алхимиков характерно и христианское понимание бога, в своих работах они постоянно сопровождают рассказы о принципах алхимии ссылками и молитвами богу, в которых они просят всевышнего дать им силы и мудрости в деле изложения своих идей.

Например Альберт великий многократно уповает на бога в своих трудах "Итак, приступая к сему рассуждению, я, уповая на помощь и благоволение Того, Кто первопричина и Кто исток всякого блага и любви, прошу Его сподобить скудные мои знания частице божественного Духа, дабы я оказался в силах высвободить свет, открытый во мраке, и повести тех, кто погружен во грех, по тропе истины. Да поможет мне в замысленном предприятии моем Тот, Кто вечно пребывает в высочайшей высоте высот. Аминь" [3, c.134].