3.3 Школа структурной антропологии
Третьей научной школой, которая пользовалась в ХХ в. большим авторитетом, стала французская социологическая традиция, защищаемая работами Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля. Новым базовым принципом этого подхода стал акцент на социальную психологию. И кратко охарактеризованные выше структурализм и функционализм всегда рассматривали мифологию в контексте сообщества, смоделированной теоретически как совокупность индивидов, без учета феноменов коллективной психики, общего психического функционирования.
Э. Дюркгейм сравнивает индивидуальное ощущение времени, пространства и причинности с их общим переживанием представителями того или иного сообщества и делает вывод о нетождественности индивидуального и коллективного разума. Ученый пишет о коллективных идеях и представлениях, которые генерируются сообществом и самопроизвольно навязываются ее членам, вносятся в мироощущение представителей этого сообщества. Э. Дюркгейм исследует оппозицию сакрального и профанного как двух состояний сознания, причем первый отвечает коллективному переживанию, второй - индивидуальному. Изучая мифологию, французский исследователь критикует предыдущие подходы (натурализм и анимизм, ритуализм и функционализм), зато находит источники ее возникновения в тотемизме, считая, что Тотемическая мифология моделирует родовую организацию социума, узаконивает ее и поддерживает в активном состоянии. Особое место Э. Дюркгейма занимают взгляды ученого на символическую природу мифологии и религии. Эмблемы (образы, метафоры) следует понимать не просто как этикетки, а как символы социальной реальности, наполненные конкретным содержанием в культурной системе того или иного сообщества, которые возникают в связи с существованием социальной жизни как такового.
Л. Леви-Брюль, развивая теорию коллективных представлений, рассматривал их как такие, которые не имеют никакой рациональной основы. Выстроенные без учета законов логики: в мифологии отсутствует тенденция к избеганию противоречия, а потому каждая вещь (персонаж, феномен) может одновременно быть собой и чем-то другим. Ученый вводит в теорию понятие «мистического», и считает, что мистическое и пред-логическое есть двумя аспектами одного и того же свойства. Ассоциативным процессом в системе коллективных представлений, по Л. Леви-Брюль, руководит закон партиципации, т.е. мистической участи, принадлежности тотемического сообщества ко всем феноменам, начиная от реальных объектов, отношений между ними и событий, и до мистических, духовных сил, которые в восприятии архаической сообщества не менее реальными. Углубившись в исследование мифологии, Л. Леви-Брюль описывает следующие черты пре-логического мышления (коллективных представлений): причинность обязательно содержит мистические компоненты, нет ничего случайного, нет и абсолютного детерминизма; синтез не требует предварительного анализа, операции синтезирования является синкретическими, неразрывными, нечувствительными к противоречиям, данных эмпирического и чувственного опыта; мистическая абстракция играет ведущую роль, не допускает к абстракции логической, поэтому и подбор фактов для абстрагирования придерживается четкой закономерности: в первую очередь память отбирает мистические компоненты опыта.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Методологии изучения мифологии сложившиеся к началу XX вв.
- 1.1 Рационально-научный подход к исследованиям мифологии
- 1.2 «Апологитический» подход к изучению мифологии
- 2. Исторические предпосылки возникновения теорий мифа XX в.
- 3. Научные теории изучения мифологии ХХ в.
- 3.1 Исследование политического мифотворчества
- 3.2 Кембриджская школа классической филологии
- 3.3 Школа структурной антропологии
- 3.4 Символическая школа
- 3.6 Школа структурной антропологии
- 4. «Мифологическая школа» в России
- 4.1 Становление и развитие философской школы мифологии в России до ХХ века
- 4.2 Мифологическая наука России в начале ХХ в.
- 4.3 Теория мифа в советской науке
- 4.3.1 «Этнографическое» направление исследований мифа
- 4.3.2 «Филологическое» направление исследований мифа
- 20.Философия хх века, направления, школы.
- § 8. Традиции и наследие мифологической школы в х1х и хх вв.
- Билет№13(1) История изучения мифов(школы).
- Проблемные вопросы к экзамену по теории литературы
- Общая характеристика работы
- Виды мифов. История их изучения
- Миф и литература
- Мифопоэтика мифа
- 2. История изучения мифа