Эстетика Нового времени и современная эстетика

контрольная работа

Вопрос 2. Специфика протестантизма, как одного из направлений христианства

Протестантизм -- одно из трех наряду с католицизмом и правосла-вием главных направлений христианства, представляющее собой сово-купность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных происхождением с Реформацией -- широким антикатолическим дви-жением XVI в. в Европе. Начало движению было положено в Герма-нии в 1517г., когда М. Лютер обнародовал свои "95 тезисов", а завер-шилось оно во второй половине XVI в. официальным признанием протестантизма. В период средневековья было предпринято множество попыток реформирования католической церкви. Однако термин "ре-формация" впервые появился именно в XVI в.; он был введен сторон-никами реформы для выражения идеи необходимости возврата церкви к ее библейским истокам. В свою очередь, римско-католическая церковь рассматривала Реформацию как мятеж, революцию. Понятие "протестант" возникло как общее наименование для всех сторонни-ков Реформации.

Реформация началась с борьбы с индульгенциями, или отпущением грехов, которые церковь продавала за деньги. Именно этому вопросу были посвящены "95 тезисов" М. Лютера. У М. Лютера, священника и преподавателя теологии Виттенбергского университета, возникли со-мнения относительно теологических оснований практики раздачи ин-дульгенций, и он воспользовался формой академических тезисов для открытия схоластического диспута. Но то, что задумывалось как ака-демическая дискуссия, приобрело общенародную популярность, поскольку гуманисты всей Германии с энтузиазмом подхватили критику М. Лютером системы индульгирования грехов и сделали все для того, чтобы донести лютеровские тезисы до широкой публики. Кроме того, М. Лютер затронул политически очень болезненную тему. Нападая на торговлю индульгенциями, он задел налоговые интересы и Папы, и кур-фюрста Бранденбургского.

Католическая церковь отреагировала на заявление М. Лютера с поразительной быстротой. В феврале 1518 г. против него было выдви-нуто обвинение в ереси. М. Лютеру было предписано срочно явить-ся в Рим на допрос, но из-за вмешательства территориального правителя -- саксонского курфюрста -- разбирательство перенесли в Аугсбург. Встреча М. Лютера с присланным Папой кардиналом не привела к соглашению. В начале 1520 г. Папа в своей булле (декрете) осудил М. Лютера как еретика, "чьи речи оскорбительны для слуха", и дал ему 60 дней на раскаяние. В ответ М. Лютер составил широкую программу религиозного обновления. В январе 1521 г. он был отлу-чен от римско-католической церкви. Это и послужило началом Реформации.

М. Лютер провозгласил лозунг вос-становления раннехристианской церкви и авторитета Библии -- Свя-щенного писания, отверг господство церковной иерархии над светской властью и выдвинул идею подчинения церкви государству. Эти идеи оказались особенно близки некоторым немецким государям, недоволь-ным сосредоточением в церкви земельных владений и богатств, выпла-той крупных денежных средств римским папам и вмешательством Папы в их политику. Группа немецких князей провела в своих владениях ре-формы в духе лютеровских идей. Кроме М. Лютера появились и другие выдающиеся деятели, чьи имена навсегда остались в истории связанными с идеей Реформации. По мере того как движение распространялось, становилось все оче-виднее, что несмотря на общность реформистов в оппозиции к римс-ко-католической церкви, у них нет единства в вопросах теологии. Раз-личия целей и взглядов становились все отчетливее. Первые расхож-дения проявились в 1522 г., когда Карлштадт, коллега М. Лютера по университету, публично выразил несогласие с ним относительно со-держания необходимых реформ.

Особый колорит придает Реформации фигура Ж. Кальвина. Французский юрист и гуманист Ж. Кальвин стал воплощением Реформации н ее европейском варианте. Он переехал из Франции в Швейцарию, где и 1536 г. издал краткое систематическое изложение реформистской теологии -- "Наставления в христианской вере". Основная идея этого труда состояла в том, что Бог изначально определил судьбу каж-дого человека в вечности, его спасение или гибель. В этой идее Ж. Кальвин хотел лишь подчеркнуть всемогущество Бога, но впослед-ствии в концепции тотального предопределения стали видеть фунда-ментальную особенность кальвинизма. Кальвинист, не зная, будет ли он спасен или обречен на погибель, старается найти в этом мире при-знаки своей избранности. Именно поэтому, по мнению М. Вебера, кальвинисты в успешной хозяйственной деятельности видели доказа-тельства своей избранности. Их подталкивало к работе стремление преодолеть тревогу, которая возникала из-за неуверенности в спасе-нии души. Следовательно, должно было быть отброшено все, что ме-шает преуспеванию в делах, умножению богатства. Религиозную этику кальвинизма М. Вебер называет мирским аскетизмом. Аскетизм был присущ и католицизму. Но глубокая пропасть разделяет католический и пуританский аскетизм: кальвинисты были монахами, оставаясь в ми-ру. Они проникались ненавистью и презрением к ближним, не умевшим в процессе аскетического труда и самоконтроля обрести доказательства своей избранности. "Бог помогает тому, кто сам себе помогает" -- этот девиз стал основным нравственным принципом их отно-шения к людям. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" М. Вебер доказывает, что дух аскетической религиозности породил экоономический рационализм, потому что эта религиозность вознаграждала самое главное -- аскетически обусловленные, рациональные импульсы поведения [1]. Каждый час должен принадлежать Богу. Потеря времени -- величайший грех. Работа становится уже самоцелью, превращается в религиозный апофеоз. Но на смену апофеозу труда пришел апофеоз наживы. Этика мирского аскетизма и бережливости переродилась в культ богатства и капитала.

Реформация имела несколько течений. С лютеранством и кальвнизмом мы уже вкратце ознакомились. Остановимся чуть подробнее на одном из них, представителем которого был Т. Мюнцер, зани-мающий более радикальные позиции. Из лютеровского постулата о равенстве между мирянами и священнослужителями Т. Мюнцер дела-ет вывод о равенстве всех сынов Божьих. А это означало и требова-ние гражданского равенства, и устранения, по крайней мере, наиболее значительных имущественных различий. Таким образом, Т. Мюнцер выступил с идеей социальной справедливости, за уравнительное или коллективное землепользование. Его идеалом явилось построение Царства Божия на Земле.

Таким образом, протестантизм с начала своего существования разделился на несколько самостоятельных вероисповеданий -- люте-ранство, кальвинизм и англиканство. Позже возникло множество сект, деноминаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. И сегодня воз-никают секты, некоторые из них переходят в стадии деноминаций, при-обретая характер церкви, например баптизм, методизм, адвентизм.

Реформация стала подлинной культурной революцией, охватившей широкие народные массы. Протестантизм отверг авторитет церкви и вместе с ним авторитет всех церковных постановлений: решений вселенских соборов, документов пап и иных патриархов церкви, того, что называется Священным Преданием, чтобы утвердить абсолютный авторитет Священного Писания, Библии.

В протестантизме Библия объявлена единственным источником ве-роучения, а Предание отвергается либо используется в той мере, в ка-кой признается соответствующим Писанию. Согласно основоположни-кам протестантизма, первородный грех не только исказил природу человека, как учат православие и католицизм, но и целиком извратил ее. Человек в грехопадении утратил способность совершать добро. В силу того он не может спастись своими заслугами. Спасение может прий-ти только как результат божественного вмешательства, "даром данной благодати". Протестанты отвергают догмат о спасительной роли церкви. А это означает, что для спасения не нужны вся церковная иерархия, священники как посредники между человеком и Богом, мо-нашеские ордена и монастыри, в которых сосредоточивались огром-ные богатства. Важнейшим догматом большинства конфессий про-тестантизма является учение об оправдании одной лишь верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (об-ряды, аскеза, богоугодные дела и т. п.) считаются несущественными. Глубокая вера в искупительную жертву Христа -- это не заслуга человека, а дар божественной благодати. Человек, получив этот дар, может надеяться, что он избран для спасения. В наиболее последовательной форме это учение представлено в кальвинизме. Ж. Кальвин, учил, что человек в любое время и в любом месте находится на служении у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставляемые ему Богом дары -- время, здоровье, собственность. Жизнь должна пониматься как исполнение долга и движение к цели, поставленной Богом. Признаком оправдания в кальвинизме становится не столько глубина чувства покаяния, как в лютеранстве, сколько энер-гия и результаты усилий, свидетельствующие о действии на верующе-го человека избравшего его Бога. Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как доказатель-ство возможной избранности.

Подведем итог: протестантизм разделяет обще христианские представления о бытии Бога, его триединстве, бессмертии души, рае и аде (отвергая католическое чистилище), об откровении и пр. Вместе с тем протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии;

Как справедливо указал М. Вебер, для протестантизма характерно рассмотрение мирской деятельности человека с позиций религиозно-го призвания. Смысл, вкладываемый в понятие "призвание", состоит в том, что выполнение человеком долга в рамках своей мирской дея-тельности -- наивысшая задача религиозно-нравственной жизни. Возникала своеобразная диа-лектика "прежнего человека" и "нового человека", в его формиро-вании состоял смысл жизни личности. Протестантизм, отвергнув дог-мат о спасающей роли церкви, значительно упростил и удешевил куль-товую деятельность. Богослужение сводится главным образом к молитве, проповеди, пению псалмов, гимнов и чтению Библии. Библия читается на родном языке. Из семи таинств протестанты оставили только два: крещение и причащение. Реформация вполне соответство-вала не только новому самоощущению власть имущих, но и ментальности личности нового типа, утвердившейся в XVI в., -- личности об-разованной, уверенной в себе. Такого типа людей можно было встре-тить и среди знати, и среди зажиточных горожан. Изменилось и мироощущение индивида в контексте веры. Как писал немецко-американский протестантский мыслитель П. Тиллих, "протестантская вера в непосредственную, личную встречу с Богом создает более незави-симые человеческие личности, чем католическая вера с ее ролью цер-ковного посредничества между Богом и человеком".

Делись добром ;)