Вознесение Господне

реферат

1. СОБЫТИЕ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

После Своего Воскресения из мертвых Господь Иисус Христос неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа. Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день после воскресения Иисуса Христа они собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними (Лк.14:46-48; Мк. 16:15-18). Потом Спаситель сказал им: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49). Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую. «Воскресший Господь наш Христос в прославленном теле, с зияющими ранами на руках и ногах, облаченный в белую, как снег, одежду, выводит среди дня святых апостолов и других учеников из царственного града Иерусалима на дорогу в Вифанию и направляется с ними к Елеонской горе. Его окружает множество людей, воодушевленных пламенною любовью к Нему… Святые апостолы идут молча за Иисусом Христом, не ведая куда и зачем» (сщмч. Серафим (Чичагов)).

Придя на вершину горы Елеон, Спаситель, собрав учеников вокруг Себя, сказал им: «не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:4-5). Ученики, обрадованные словами Спасителя, стали спрашивать: «не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Спаситель же сказал им: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедовать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:7-8). Сказав это, Иисус Христос, «подняв руки Свои, благословил их» (Лк. 24:50). «Tакое действие Господа должно было привести учеников в недоумение и смущение, этого никогда не случалось до сих пор. Но не успели апостолы опомниться, как настало время всеславного вознесения Господня на небо. Они увидели, что Сын Божий начал отдаляться от них и подыматься в воздух» (сщмч. Серафим), «возноситься на небо» (Лк. 24:51). «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян.1:9). «…Он благословлял руками, которые люди изранили гвоздями» (свт. Николай Сербский). «…Вознесясь на небо, Господь оставил Церкви Своей драгоценное духовное наследие - Свое благословение. Господь, возносясь, благословлял учеников и не переставал благословлять, пока не скрыло Его облако» (архим. Иоанн (Крестьянкин)).

Ученики поклонились вознесшемуся Господу (Лк.24:52) и продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян. 1:10-12).

После этого ученики Христа «возвратились в Иерусалим с великою радостью и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:52-53). «Кажется странным, что апостолы радуются Вознесению Господа, тогда как должны были бы скорбеть. И радуются они не случайно.

Во-первых, Господь дает им обетование пришествия Святого Духа -- они не остаются одни. Другая причина радости: Вознесение Господне есть Слава некогда поверженного, но затем воскресшего и победившего зло Спасителя. Вознесение -- замечательный символ торжества Правды Божией, знак победы Христа над грехом» (Патриарх Кирилл). Как сказал отец Иоанн (Крестьянкин), «к этой радости они были подготовлены Самим Господом». «Радуются они за своего Господа и Учителя, так как знают, что Он возвращается в ту славу, которая Ему принадлежит. Радуются и за себя, и за весь род человеческий». «Они осознали величие Того, с Кем они находились в близком общении как друзья».

Они печалились бы, если бы Господь расстался с ними иным образом. Но Его расставание с ними стало для них новым и величественным откровением. Он не скрылся от них неизвестно как и неизвестно куда, но во славе и силе взошел на небо. Теперь они твердо знали, что их Господь и Учитель с небес сошел, ибо на небеса и вознесся; и что Он от Отца исшел, ибо к Отцу возвратился; и что на небесах Он так же всемогущ, как был и на земле, ибо ангелы сопровождают Его и творят Его волю. С этим прочным знанием связывалась теперь и твердая вера, что Он снова придет, и придет не иначе как в силе и славе, по обетованию, много раз Им глаголанному и ныне повторенному ангелами. Итак, теперь им остается лишь ревностно исполнить все, Им заповеданное. Он заповедал им оставаться в городе Иерусалиме и ждать силы свыше. С великою и полностью оправданною радостью и со столь же великою верой, что сия сила свыше сойдет на них, они возвратились в Иерусалим.

«Пребывая сначала с людьми во плоти, чтобы ввести их в общение с Богом, начальное, видимое, Христос по Воскресении является ученикам лишь по временам, и в теле, уже одухотворенном, как бы устраивая переход от видимого общения к духовному. По Вознесении же Он вводит людей в духовное общение с Собой во Святом Духе. Вот тайна радости святых апостолов после Вознесения Господа, причина, по которой скорбь разлучения с Господом превратилась в великую радость вечного духовного общения с Ним в Святом Духе. Через веру эта радость входит в сердца любящих Христа, как вошла в сердца апостолов» (сщмч. Фаддей (Успенский)).

После всего, что они увидели и познали, они не могли больше отлучить ума и сердца своего от Господа, Который удалился от их очей, но зато еще глубже вселился в их души. В силе и славе обитал Он в душах их, и они, ликуя, прославляли и благословляли Бога. И таким образом, Он быстрее возвратился к ним, чем они ожидали. Он возвратился, не видимый для очей, вселившись в души их. Но не один Он вселился в души их, а вместе со Отцем. Ибо Господь сказал о том, кто любит Его: и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23). Оставалось лишь, чтобы Дух Святый сошел и вселился в них, да будут людьми совершенными, в коих обновлен образ и подобие Триединого Бога.

«И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк.16:19). Так Господь и Спаситель наш Иисус Христос вознесся человечеством Своим на небеса и сел одесную (по правую сторону) Бога Отца Своего, т. е. Его человеческая душа и тело приняли (такую же) славу нераздельно с божеством Его, а божеством Своим Он всегда был и будет на небе и везде. «…Поднялся Воскресший Господь в необозримые высоты жизни вечной… к самому престолу Отца Небесного, к самому таинственному алтарю Святой и Животворящей Троицы…» (свт. Николай Сербский).

Совершив дело спасения человеческого рода, примирив Бога с людьми, Господь возносится на небо (архим. Иоанн). «Вознесение Господа от земли на небеса было для людей столь же великою неожиданностью, сколь великою неожиданностью для ангелов было Его Сошествие с небес на землю и Рождество во плоти» (свт. Николай Сербский).

Некоторые различия в рассказе о Вознесении в Евангелии от Луки и в Деяниях св. апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором - на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях св. апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Св. Духа на апостолов.

Делись добром ;)