Глава II. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИСЛАМА
2.1 Воспитание ребенка
Под обобщающим названием «Столпы веры» понимают идеологические и воспитательные основы религии. В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов:
· Вера в Аллаха - Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие.
· Вера в Ангелов. Ангелы - существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли.
· Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду Божественные Откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Тауры (Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех Священных Книг, кроме Корана, искажены.
· Вера в пророков (посланников) Божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммад.
· Вера в Судный День. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая (Ахира).
· Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть -- в то, что все события происходят по замыслу Творца. Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобрения Аллаха, в соответствии с Его Знанием. Таким образом, человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несёт ответственность за свои поступки.[5]
Столпы ислама сводятся к пяти постулатам:
· Шахада - соблюдение строжайшего Единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие Единобожия и посланническую миссию Пророка Мухаммада заключено в символе веры ислама: «Я свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Единственного Господа, и свидетельствую, что Мухаммад -- Его раб и Посланник». В этой формулировке сосредоточена основная идея, из которой следуют все остальные теоретические и практические положения ислама. Веры в Единого и Единственного Господа и подтверждения пророческой миссии последнего Божьего Посланника Мухаммада достаточно для принятия ислама.
· Намаз - совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят). Мусульмане совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают её соответствующими положениями тела. Во время молитвы читают суры Корана и мольбы (дуа).
· Закят - материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы. Закят взимают в строго определенном количестве. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята. Закят - это разновидность поклонения Аллаху посредством расходования имущества.
· Саум - соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служением Господу и старательным воздержанием от грехов в этот месяц.
· Хадж - совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физически могут совершить его.
Перечисленные пять столпов составляют фундамент, на котором построена жизнь мусульман.[19]
Всем известно, что священный Коран - это жизнь. Это безбрежный океан знаний и истины.
Один из методов предлагаемый в Коране для развития личности человека это рекомендуемый достойный образец поведения и отрицание аморального поведения.
Знакомство с желаемыми образцами побуждает общество двигаться в сторону прогресса, и соответственно выбор аморального поведения ведет к деградации общества. В этой передаче мы постараемся раскрыть суть достойного поведения с точки зрения Священного Корана.
Понятие воспитание, обучение - это первоначальная и основополагающая потребность в жизни человека, это двигатель жизни с рождения до смерти. Человек имея мысли и цели в жизни при хорошем воспитании и стремлении к чему-то возвышенному без особых трудностей имеет возможность счастливо жить. Обучение ? это значит развитие человека как личности, оно помогает заложенным внутренним способностям развиться в нужном направлении. В каждом человеке заложены скрытые внутренние возможности «скрытые таланты», которые если не развивать, останутся нераскрытыми и человек не достигнет совершенства, каких-то особых успехов.[7]
Великий Пророк Ислама сказал: «Каждый человек - это природный ресурс как золото и серебро».
Обучение стирает с человека все нечистое и неискреннее и закладывает в человеке зерно добра. Обучение наставляет и созидает человека. Благодаря обучению незрелые и необразованные люди приобретают мудрость и опыт. Воспитание влияет на качество и характер общества, диктующее правила сосуществования и понимания между людьми. Мусульманский ученый имам Мухаммад аль-Газали сказал, что для человека, который находится в обществе, главной составляющей считается воспитание, и, если бы не было ученых и учителей, люди жили бы как четвероногие животные. Это значит, благодаря обучению и воспитанию человек поднялся на цивилизованный уровень, от ступени животных к разумным существам.