logo
Анализ 22-46 глав Типикона

2.2 Деятельность Всероссийского Поместного Собора и новая редакция Типикона

В середине 17 века в московских храмах произошло недопустимое: смешение догматических и литургических понятий. По мнению старообрядцев, только их используемый обряд является спасительным. Любой человек, который неправильно молится, автоматически не находится в числе спасаемых. Поэтому Типикон считается образцом, а не приказом Богослужения, так как непрекословное навязывание его исполнения привело бы к суждению старообрядцев. Исходя из благопожелания Типикона, вопрос о его сокращениях звучит разумно.

5 сентября 1917 г. на втором заседании отдела о богослужении, проповедничестве и храме, митрополит Евлогий высказал, что благоустроение православного богослужения является одной из основных задач отдела. На фоне сокращений Церковного устава, отсутствия каких-либо руководящих начал в настоящее время проявляется изменённое исполнении устава, что приводит к разнообразию в применении устава, к полному произволу по его руководству и к беспорядку в церковном богослужении. На Поместном Соборе так же были рассмотрены вопросы о церковной архитектуре, иконописании, богослужебном пении, литургическом языке, о домашней молитве, о проповеди. Структура работы Отдела и его регламента предполагала деление отдела на подотделы, которые будут выполнять всю предварительную работу. Архиепископ Симферопольский и Таврический Димитрий стали председателями уставного подотдела. 12 сентября, после двух заседаний подотдела на общее заседание Отдела выносилась проблема устава. Таким образом, возник вопрос о том, имеет ли право Отдел изменять богослужебный устав. По словам А.Ф. Пионткевича следует: «Надлежит ли Собору касаться пересмотра долженствующего ныне действительного богослужебного устава, в действительности не соблюдаемого, или ограничиться увещеванием о неуклонном его исполнении. С одной стороны, официальное изменение Собором устава вызовет в народных массах смущение и даже раскол, с другой же стороны, наблюдаемое почти повсеместно отступление от устава налагает на Собор обязанность принять соответствующие меры и указать на греховность сокращения церковных служб в объеме, граничащем с искажением сущности» Кравецкий, А. Г. Проблемы Типикона на Поместном Соборе [Электронный ресурс]. - http://www.f-mx.ru/religiya_i_mifologiya/problemy_tipikona_na_pomestnom_sobore.html.. По мнению епископа Пермского и Соликамского Андроника задача Собора заключается в определении пределов сокращения устава, которые могут установить комиссия из людей, знающих церковный устав. Священник Василий Беляев считал, что исполнимый устав должен быть одинаковым для монастыря и для приходского храма, так как прихожане жаловались, что служение в приходских храмах отличается от монастырских. В основном, на дальнейших заседаниях Собора обсуждались проблемы проповедничества, его роль как составной части богослужения, рассматривалось предложение об использовании богослужебного текста в качестве проповеди. 10 октября 1917 г. состоялось восьмое заседании Отдела, на котором были заслушаны три доклада, послуживших основой мер по упорядочению богослужебного устава. И.А. Карабинов говорит, что он «ставит своей задачей дать историческую справку о происхождении церковного устава Кравецкий, А. Г. Проблемы Типикона на Поместном Соборе [Электронный ресурс]. - http://www.f-mx.ru/religiya_i_mifologiya/problemy_tipikona_na_pomestnom_sobore.html..

Таким образом, Богослужебный отдел поместного Собора принял решение о направлении новой редакции Типикона Дальнейшие изменения Типикона ограничивались // Лингвистика [Электронный ресурс]. - 2016. - URL : http://allrefs.net/c15/3gfot/p7/.:

· восстановление прежнего положения служб русских святых в месяцеслове посредством их соединения со службами вселенских святых;

· восстановление в евангельских чтениях Воздвиженскую преступку и отступку.

Поместный Собор указал, что умолчание Типикона требует объяснения и дополнительной инструкции использования. Составители и редакторы Типикона многие вещи и положения считали само собой разумеющимися, поэтому подробно не расписывали. К сожалению, прошлые понятия, которые полагались само собой разумеющимися, на сегодняшний день утрачены и нуждаются в напоминании и переосмыслении. Так, Типикон содержит уставные указания, которые необходимо дополнить. Например: Священнодействия с Плащаницей Спасителя в Великий Пяток и Великую Субботу. Данный обычай на сегодня распространен и не подвергается игнорированию Михаил. Конспекты лекций по Литургике // Око церковное - литургическая библиотека [Электронный ресурс]. - URL : http://www.liturgica.ru/bibliot/tahi_zd.html..

· тем не менее, в Типиконе ничего не говорится о выносе Плащаницы за вечерней в Великую Пятницу;

· неясным остаётся действия с Плащаницей при совпадении Благовещения с Великим Пятком и Великой Субботой.

Таким образом, Поместный Собор 1917-1918 годов предполагал разработать такие специальные вопросы.

В духовных академиях русской Церкви вплоть до настоящего времени продолжается работа над новой редакцией Типикона. Посредством Поместного Собора 1917-1918 годов, историческая обстановка поставила Церковь в новые условия Дальнейшие изменения Типикона ограничивались // Лингвистика [Электронный ресурс]. - 2016. - URL : http://allrefs.net/c15/3gfot/p7/.:

· проблемы не литургического характера вышли на первый план. Важным моментом теперь выступало сохранение самого Богослужения, не дав исчезнуть на русской земле свече Православия;

· Поместный Собор 1971 года было высказано последнее слово Церкви, когда на патриаршество был возведен почивший Патриарх Пимен.

Поместный Собор принял решение, согласно которому клятвы Большого Московского Собора 1666-1667 годов, русские богослужебные обряды, порицательные высказывания о старых русских богослужебных обрядах были необоснованны и «вменяются яко не бывшие». То есть, были полностью сняты клятвы с употребления старых обрядов. Положение Поместного Собора основывалось на разграничении понятий обряд и раскол. Суждение Собора объясняло, что людей разделяет не обряд, так как расколы, как правило, остаются навсегда и если бы нас разъединял со старообрядцами обряд, то положение Собора привело бы к воссоединению (которое не произошло).

· Поместный Собор легализовал единоверие, переход к которому совершался только, с одной стороны.

В единоверии видели воссоединение старообрядцев с Православной Церковью. Единоверие в синодальный период насаждалось государственной властью. Односторонним единоверие определялось положением, согласно которому в единоверие разрешалось переходить только бывшему старообрядцу, а православному человеку («новообрядцу») данный переход был запрещён. Хотя и единоверческие священники полагались на синодальные архиереи, в синодальный период обращаться к единоверческому священнику разрешалось только в случае крайней необходимости.

· на Поместном Соборе не было утверждено суждение о равночестности и равноспасительности старых и новых обрядов;

· во времена апостола Павла признание дара непрестанной молитвы являлось общехристианской обязанностью Дальнейшие изменения Типикона ограничивались // Лингвистика [Электронный ресурс]. - 2016. - URL : http://allrefs.net/c15/3gfot/p7/..