logo
Анализ 22-46 глав Типикона

3.1 Анализ глав 22 - 30

Глава 22 «Подобает ведати, когда кадит иерей». В данной главе Типикона подробно пояснены действия иерея при каждении алтаря, каждении среднего храма и каждении притвора. В Главе 22 Типикона иерею предписано кадить вечер, на возгласе «Господи Возвах», в стихирах; на Утрени, и на 9-й песне. Предписано иерею кадить на «Непорочных» в субботу и воскресенье; на праздники Господские и в начале великой вечерни . Каждение в начале Бдения, первое в круге суточных служб, совершается с особою торжественностью, поэтому его совершает священник, а не диакон. По Типикону Глава 22: «священник кадит св. трапезу (престол) крестовидно окрест и весь жертвенник (алтарь) и, отворив св. двери, исходит». «Кадит крестовидно» - отголосок той практики каждения, при которой кадильница была без цепочек, поэтому ею удобно было делать крест. Сегодня на практике крестовидность каждения заменена его троекратностью . В Главе 22 Типикона после возгласа «Возстаните» начинается каждение средней части храма: «Священник кадит сначала пред св. дверьми, затем иконы на правой стороне иконостаса и на левой, предстоятеля и оба лика по чину. При этом священнику предшествует параекклисиарх или диакон со свечой. Кадя, священник «поклоняется мало», то же делает и спутник его». На сегодня, священник, идя по храму, кадит не только стоящий народ, но ранее его и иконы средней части храма .

В сравнении с другими рукописными списками Уставов Глава 22 нынешнего Типикона имеет определённые различия:

1.Древний устав Диатипосис патр. Филофея: «в предшествии его (евтаксия, соответствует параекклисиарху) со свещником, кадит иерей весь храм по обычаю, выйдя из св. дверей».

2.Древнейшая редакция Иерусалимского Типикона: «изшед св. дверьми, кадит и там крестообразно, затем главной, также игумену и хору по обычаю в предшествии кандиловжигателя с возжженной свечой, затем выходит в притвор...».

3.Славянская рукопись Иерусалимского устава XIV-XV в.: «исходит из алтаря, преидущи свещи и кадит св. двери крестообразно и св. иконы, посем кадит игумена трижды крестообразно или место его и оба лика по чину своему; и исходит в притвор».

В Главе 22 Типикона каждение притвора начинается с того, что священник: «творит крест кадилом пред красными вратами», главными дверьми из притвора в храм, «также кадит на обе стороны св. иконы и братию всю по чину их; последи же возвращается к красным вратам, зря к западу, кадит крестовидно всех». Таким образом, совершается общее каждение, как ранее каждого отдельно («по чину»). Каждение притвора сохраняется неизменно в Типиконе с древнейших его списков. По каждении притвора священник «возвращается в церковь и ставит перед собой лик (пред св. дверьми) знаменует кадилом крест, зря к востоком», то есть вторично кадит на открытые св. двери, возвращаясь для заключения каждения к началу его, «и возглашает велегласно: «Господи, благослови». Оканчивая каждение, священник кадит вторично все важнейшее, с чего начал его: после св. дверей окружающие их иконы, предстоятеля (для среднего храма) и св. трапезу (для алтаря): «и абие кадит образ Спаса Христа и Богородицы и предстоятеля на месте его и вшед во св. алтарь, и став пред св. трапезою, знаменает кадилом крест трижды и потом возглашает: Слава Святей...». Таким образом, всё каждение должно заключаться по Уставу, к началу всенощной и происходить без слов и песней, в благоговейном молчании, сосредоточивающем мысль на нем самом. Этот отдел в нынешнем Типиконе получил некоторое изменение в сравнении со старыми Типиконами. В древних рукописях Возглас «Господи, благослови» произносился священником при входе из притвора в храм в «царских дверях», то есть в главных дверях из притвора в Храм.