logo
Генезис морали (на материале мифологии восточных славян)

Глава 1. Генезис морали как проблема

"Мораль - это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему" Мишаткина, Т.В., Бражникова, З.В., Мушинский, Н.И. Этика: Учебное пособие. - 2-е издание - Мн.: Новое знание, 2002. - С. 100. Термин "мораль" - и по содержанию и по истории возникновения - латинский аналог термина "этика". В латинском языке есть слово, обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с целью обогащения латинского языка и с прямой ссылкой на опыт Аристотеля образовал прилагательное "моральный" для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV веке, появляется слово "мораль", в качестве собирательной характеристики моральных проявлений. Множественное число от него употреблялось как обозначение и моральной философии, и ее предмета. В русском языке есть самобытный термин "нравственность", являющийся в целом аналогом греческого слова "этика" и латинского слова "мораль". Хотя термины "мораль" и "нравственность" не совсем соответствуют друг другу по смыслу - в данной работе они будут рассматриваться как идентичные.

"Генезис морали - длительный процесс, в нем нелегко определить четкие временные и смысловые границы" Беляева, Е.В. Метаморфозы нравственности: динамика исторических систем нравственности. - Мн.: Экономпресс, 2007. - С. 120. Этика может считать, что мораль дана Богом, а может утверждать, что она определена историческими обстоятельствами или возникла биологически на генетическом уровне. Эти точки зрения на происхождение морали, принятые всерьез, в их прямом и обязывающем значении, дают абсолютно разные понимания морали. Одной из проблем изучения генезиса морали можно назвать плюрализм подходов к пониманию морали и процесса ее формирования: процесс происхождения морали рассматривается по-разному в различных этических системах. "По вопросу происхождения морали имеются существенные разногласия условно можно выделить четыре концепции ее возникновения" Мишаткина, Т.В., Бражникова, З.В., Мушинский, Н.И. Этика: Учебное пособие. - 2-е издание - Мн.: Новое знание, 2002. - С. 67.

Первая концепция происхождения морали - креационистская (от латинского creatio - творение) или "религиозная, согласно которой мораль дается человеку от Бога. По этому первоначальным и высшим основанием морали религия считает "Божественный закон", имеющий ряд градаций" Там же - С. 68. Источником нравственности в рамках этой концепции является Бог. Мораль - это божий дар, отделяющий человека от мира животных.

"Божественные законы носят непреходящий характер, и по этому нравственная природа человека, согласно религиозной концепции, неизменна: добро есть добро, зло есть зло. Религиозная концепция морали авторитарна: моральные требования в виде Божественного закона, "написанного в сердцах", даны человеку высшим авторитетом - Богом и сформулированы в декалоге - десяти библейских заповедях. Справедливость закона должна постигаться не разумом, но безоговорочной Верой в Бога (знаменитые слова Тертуллиана: "Верую, ибо абсурдно!"); Любовь к Богу предписывается как долг, потеря надежды расценивается как грех и наказание при жизни и после смерти (самоубийц, потерявших надежду, хоронят не в освященной земле, а за кладбищенской оградой)" Там же - С. 68.

Вторая концепция - натуралистическая или эволюционистская, "утверждающая, что мораль присуща человеку изначально и заложена в нем самой природой" Там же - С. 68. Натуралистическая концепция - выводит мораль из природного фактора, ее содержание определяют достижением нравственной цели по отношению к природе, внешнему миру. Мораль рассматривается как способ выживания вида в борьбе за существование (социал-дарвинизм), как простое продолжение и усложнение групповых инстинктов животных в процессе эволюции: "Нравственные привычки, чувства, понятия - специфически человеческое достояние, результат длительного историко-культурного развития" Там же - С. 69.

Недостаток натуралистической концепции заключается в том, что она стирает грань между социальным и биологическим, отождествляет человека и животное, приравнивает моральные ценности к животным инстинктам, биологическим императивам, объясняя возникновение морали ходом естественной эволюции. Представители натуралистической этики отрицают качественную специфику духовного мира личности, преувеличивают роль естественных наук в понимании и совершенствовании морали, принижают значение нравственного воспитания. Рассмотрение духовного мира человека через призму естествознания - пережиток классической методологии с ее уклоном на теоретико-эмпирические способы изучения человека и его внутреннего мира.

Третья концепция - социологизаторская. Социологизаторская концепция - "связывает возникновение морали исключительно с развитием общества. С этих позиций тайна нравственности заключена не в человеческом существе, а уходит своими истоками в социально исторические условия и потребности общества" Там же - С. 71. Биологическое наследование уступило место реализации социальных программ, в содержание которых, в качестве необходимого элемента, включалась мораль как механизм социальной преемственности. Мораль, с точки зрения социологизаторского подхода, рассматривалась как социальный заказ, требующий непременной реализации в виде наиболее оптимальной совокупности моральных норм и ценностей, обеспечивающих целостность и стабильность общества на данном историческом отрезке.

Недостаток социологизаторской концепции заключается в том, что ее позиция "неизбежно вела к авторитаризму, ибо ставила моральную регуляцию в зависимость от внешних факторов и авторитетов, игнорируя внутреннюю самоопределяемость личности и ее психологические, религиозные и другие параметры". Мораль, с точки зрения этой позиции, отдаляется от человека, становится всего лишь продуктом, товаром для реализации потребности общества в поддержании целостности и единства. Очень мало внимания в социологизаторской концепции уделяется рассмотрению морали как части внутреннего духовного мира человека: мораль не рассматривается как продукт свободного творческого акта личности, но скорее как товар, отвечающий общественному спросу.

При рассмотрении классической концепции понимания процесса генезиса морали и самого понятия мораль, становится очевидным почему не один из этих подходов к изучению происхождения морали не мог добиться полной, всесторонней рефлексии над ней и выявить закономерности ее происхождения. Классической методологии было свойственно рассматривать мораль в рамках замкнутой понятийной системы, присущей определенной концепции или направлению, что позволяло создавать стройные теоретические конструкции, отвергая не вписывающиеся в их структуру иные точки зрения и лишая, при этом, исследователя возможности всестороннего изучения объекта. Неклассическая традиция не была ориентирована на преодоление методологической проблематики в изучении процесса генезиса морали и представляла собой реакцию на те, или иные моральные процессы. Позже эта проблема была разрешена с появлением интегративного подхода и такой науки как синергетика.

Таким образом "более рациональным и современным представляется обобщающий интегративный подход, характеризующий концепцию, которая условно может быть названа культурологической. Не отрицая ни биопсихической природы нравственности, ни роли религии в ее развитии, ни ее социальных оснований, предполагая изначальную включенность морали в исторический процесс, эта концепция связывает ее происхождение и развитие с конкретными социокультурными условиями эволюции" Там же - С. 71.

Стоит также обратить внимание на значимую роль синергетики в рамках интегративного подхода к изучению морали и ее формирования. "Синергетика (от греч. synergetike - содружество, коллективное поведение) - это наука, изучающая системы, состоящие из многих подсистем самой различной природы; наука о самоорганизации простых систем и превращения хаоса в порядок. При этом под самоорганизацией понимается появление определенного порядка в однородной массе и последующего совершенствования и усложнения возникающей структуры, т.е. образование структуры происходит не за счет внешнего воздействия, а за счет внутренней перестройки" О синергетике: синергетика и миология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.milogiya2007.ru/sinergia. htm. - Дата доступа: 07. 04.2011. . В рамках синергетической методологии мораль рассматривается как самоорганизующаяся, неустойчивая, нелинейная система: ни совокупность факторов, ни какой-либо отдельный фактор не могут являться причиной возникновения морали, но сохраняют схожие (родственные) признаки с ней.

Подводя итоги изучения проблематики генезиса морали стоит также отметить, что несмотря на столь разноплановые подходы в изучении морали и ее происхождения, пожалуй, самой главной сущностной отличительной чертой морали, наличие которой ни одна концепция не может отрицать является способность морали объединять людей в общество, поддерживать его целостность и регулировать отношения между людьми в нем. Мораль изначально, в силу своего назначения, была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения "человек - человек", "человек - коллектив", "человек - общество". Падение великих древних цивилизаций было обусловлено наличием в них морального кризиса, упадка нравов.

Исходя из вышесказанного, можно заключить следующее:

1) Проблема изучения генезиса морали носит методологический характер, и заключается в определении сущностных признаков морали, по которым можно определить момент ее возникновения.2) Среди научных подходов и концепций, исследующих проблему происхождения морали, можно выделить четыре основных:

креационистский (религиозный);

натуралистический;

социологизаторский;

культурологический (интегративный подход).

3) В качестве наиболее эффективного подхода выступает интегративный (культурологический) подход, который считает генезис мораль социокультурно обусловленным.4) Основной функцией морали является регулятивная функция, служащая для упорядочивания отношений и поддержания жизнеспособности общества. По характеру ее реализации можно судить о возникновении морали в той или иной культурной среде.