logo
Гомилетическое наследие святителя Филарета (Амфитеатрова)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последние десятилетия заметно расширилась область распространения религиозной коммуникации, среди жестко регламентированных, «канонизированных» жанров которой особое место занимает православная проповедь. В настоящее время она становится более востребованной, поскольку она призвана противостоять бездуховности и псевдодуховности, в том» числе многочисленным оккультным и тоталитарным учениям.

Проповедь, несмотря на присущую ей строгую регламентацию, относится к активно развивающимся жанрам. Сегодня слово проповедника звучит не только в храме, перед прихожанами, но и по радио и телевидению. Миссионеры ездят по городам и селам, священники выступают на презентациях и освещают вновь открывшиеся государственные и частные учреждения; в некоторых учебных заведениях богословие вводится как отдельный предмет. Широкое распространение среди населения получила религиозная литература. Многие учреждения -- образовательные, медицинские, места лишения свободы и прочие -- активно взаимодействуют с Церковью и окормляются у духовенства. Следовательно, проповедь сейчас очень востребована.

Поэтому обучение жанру проповеди в последнее время приобретает большое значение. В тоже время в обучении жанру проповеди огромную роль играет гомилетическое наследие. Именно поэтому тема данной работы является актуальной и своевременной.

Выбор для исследования проповедей святителя Филарета Амфитеатрова обусловлен тем, что нравоучительному направлению своих предшественников-проповедников киевский святитель предпочитает назидательную проповедь. Пониманию содержания проповеди помогает особый стиль изложения, содействующий активизации мышления. Художественная форма, особенности композиции, фигуры и тропы, символика и образность - все это воздействует на слушателей, дает возможность говорить об идиостиле гомилета и является предметом данного исследования. Проповедник вовлекает слушателей/читателей в процесс размышления и рассуждения, сочетая различные стилистические и композиционные приемы.

Целью работы выступает изучение гомилетического наследия митр. Филарета (Амфитеатрова).

Исходя из поставленной цели и темы работы, возникают следующие задачи:

- определить место и значение святителя Филарета (Амфитеатрова) в церковной, светской, научной и культурной жизни общества XIX в.;

- проанализировать и систематезировать гомилетическое наследие святителя Филарета (Амфитеатрова)

- определить значение композиции для экзегетической цели проповеди через соотношение темы, эпиграфа и предмета проповеди;

- выявить особенности использования стилистических тропов и фигур, характеризующих творческий метод святителя Филарета (Амфитеатрова) и его идиостиль.

Степень изученности темы. Жанровое своеобразие произведений духовной словесности в целом и проповеди в частности в истории русской и мировой литературы представлено в работах С.С. Аверинцева, H.A. Бондарко, П.Е. Бухаркина, Т.Н. Волковой, M.JL Гаспарова, В.П. Зубова, О.Б. Лебедевой, A.M. Любомудрова, М.В. Строгановой.

Безусловно, разнообразна литература, посвященная проповеди как церковному жанру (архиеп. Амвросий (Ключарев), Я.Л. Амфитеатров, архим. Афанасий, H.H. Барсов, Г.И. Булгаков, прот. А. Ветелев, А. Говоров, П. Заведеев, В.Ф. Кипарисов, Н.К. Никольский, В.Ф. Певницкий, М.А. Поторжипский, А.И. Разумихин, М.М. Тареев, Н.П. Триодин, H.A. Фаворов, еп. Феодосий (Бильченко), М.А. Чепик, свящ. А. Юрьевский).

В последнее время проповедь активно изучается в контексте религиозного стиля и религиозного дискурса (Г. А. Агеева, И.Ю. Барышникова, Е.В. Бобырева, И.В. Бугаева, Е.В. Верещагин, И.М. Гольберг, С.А. Гостеева, О.С. Захаренкова, Н.Ю. Ивойлова, Т.В. Ицкович, Ю.В. Кагарлицкий, В.И. Карасик, Е.И. Кислова, К. КончаревиЙ, Т.М. Кругликова, И.А. Крылова, Л.П. Крысин, К.А. Кузьмина, Л.В. Лсвшун, O.A. Масурова, Н.Б. Мечковская, Е.В. Морозова, В.И. Набиева, Е.В. Плисов, O.A. Прохватилова, М.Б. Расторгуева, А.Г.-Б. Салахова, Е.В. Сергеева, Т.А. Шубина).

Изучение проповеди как жанра древнерусской литературы имеет давнюю традицию в трудах В.П. Адриановой-Перетц, E.J1. Воронцова, Н.К. Гудзия, Ф.Н. Двинятина, И.П. Еремина, И.А. Есаулова, Н.С. Ковалева, С.И. Козлова, В.В. Колесова, В.В Кускова, Л.B. Левшун, Д.С. Лихачева, Е.В. Петухова, О.В. Творогова, В.Н. Топорова, М.И. Сухомлинова, H.A. Фроловой, Т.В. Черторицкой и др.

Личность святителя Филарета (Амфитеатрова) также хорошо известна в истории церкви. Ему посвящено множество статей и труд архим. Сергия (Василевского) «Высокопреосвященнейший Филарет (Амфитеатров) митрополит Киевский и Галицкий и его время» в трех томах, вышедшем в Казани в 1888 г. Что касается непосредственно гоомилетического наследия святителя Филарета (Амфитеатрова), то данный аспект его деятельности практически оставлен без внимания. Есть лишь некоторые упоминания в Калужских эпархиальных ведомостях (1884-1885) о том, что он «по воскресным дням на литургиях начал говорить с первых же пор и подряд «Беседы на Евангелие от Матфея». Здесь говорится и о том, как слушатели относились к его проповеди. Кроме этого о проповедях есть указания в «Надгробных речах», в «Последних днях жизни и кончины высокопреосвященнейшего Филарета (Амфитеатрова). (Из Воскресных чтений).

В Национальной библиотеке Украины имени В.И.Вернадского в Отделе рукописей нами обнаружено сочинение студента IV курса Киевской Духовной Академии Александра Сапожко: «Митрополит Филарет (Амфитеатров) как проповедник», написанное в 1911 году, где находим очень ценные сведения о жизни и богословской деятельности профессора

В 1975 году в Журнале Московской патриархии была напечатана статья Скаткина Ю. Н., Митр. Киевский Ф. (Амфитеатров) как проповедник, ЖМП, 1975, № 12, где также в кратко мы можем почерпнуть некоторые сведения о проповедничестве митрополита Филарета (Амфитеатрова).

Кроме того, нельзя не упомянуть диссертацию архиепископа Ефрема (в миру Ивана Степановича Кицая) на тему «Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров), его труды и пастырское наследие», изданную в Киеве в 1999 г.

Собственно, этими работами и ограничивается научное изучение гомилетического наследия святителя Филарета (Амфитеатрова), что не может не показаться недостаточным, поскольку именно его проповеди и беседы составляют значительную часть богословского наследия Православной Церкви.

Предметом исследования выступает теоретические основы и методология церковной проповеди. Объектом исследования являются тексты проповедей святителя Филарета (Амфитеатрова), их композиция, стилистические тропы и фигуры как образные и выразительные средства воздействия на слушателя/читателя.

Методологическую основу исследования составляют историко-культурный и сравнительный богословско-литературоведческий подходы, позволяющие всесторонне и наиболее полно описать художественные особенности жанра проповеди. В исследовании используются следующие методы исследования: текстологический и лингво-текстологический; историко-функциональный; стилистический; концептуальный анализ; герменевтический, дающие возможность наиболее полно выявить сложную природу проповеди. Применение в работе методов литературоведения, стилистики, лингвистики текста, прагматики и риторики, а также привлечение знаний из философии, богословия позволяют провести всестороннее исследование. Предлагаемый комплексный подход к анализу текстов проводится в русле междисциплинарных исследований.

Научная новизна работы и теоретическая значимость. Впервые проведено сиситемное изучение гомилетического наследия святителя Филарета (Амфитеатрова).

Практическая значимость. Фактический материал и полученные научные результаты исследования, могут быть использованы в курсах (и спецкурсах) по «Истории русской литературы XIX в.», «Теории и практике риторики», «Истории православной культуры», «Гомилетике», «Истории церковного красноречия», в спецкурсах «Духовная литература», «Жанр проповеди в истории литературы» и т.д. и т.п.