Государственная религия и религиозная политика ахеменидов (по античным источникам и древнеперсидским надписям)

реферат

Введение

Актуальность темы. Держава Ахеменидов - одно из самых сильнейших государств древнего мира (VI - IV вв. до н.э.). В самом начале своего становления, персидский племенной союз занимал территорию в области Парсуа к югу и юго-западу от озера Урмии. Отсюда они двинулись на юг, занимая сначала Эламские земли, затем завоёвывая Мидию, Лидию, Египет и другие государства, разрастаясь и превращаясь в могущественную державу. В период своего расцвета Держава Ахеменидов состояла из 20 сатрапий (подвластных областей) и занимало территорию от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере и до I Нильского порога на юге.2

Можно сказать, что основой жизни любого государства, особенно древнего является религия. Она оказывает своё влияние на повседневную жизнь, искусство и политику. Государственной религией державы Ахеменидов являлся Зороастризм. Это религиозное течение возникло VII - VI вв. до н.э. на территории Средней Азии или Восточного Ирана и в скором времени распространившаяся в странах иранского мира. Основателем новой религии стал Спитама - Заратуштр (греч. Зороастр). Точная дата его жизни не установлена и варьируется историками с XIII по VII вв. до н.э.. Обычно именно ему отдают авторство священной книги зороастризма «Авеста», в которой изложены основные догмы учения, исполнения культа, своего рода «молитвослов».

Зороастризм представляет собой некий дуализм, веру в «доброго» бога Ахура-Мазду и его «соратников», божеств ахур. В противовес ему существовал «злой» бог Ангра-Манью с дэвами. Таким образом, получается своеобразная система весов - на каждое доброе дело совершается что-то злое. Человек создан Ахура-Маздой, но по сути своей свободен и поэтому уязвим для воздействия сил зла. Его долг - своими благими делами и помыслами противостоять Ангра-Манью и духов зла. В конечном итоге добро должно победить над злом. Эта религия проникала постепенно, но уже при Дарии I и его приемнике Ксерксе возводиться в ранг государственной и приобретает черты монотеизма. («Бехистунская надпись Дария I», «Антидэвовская надпись Ксеркса»).

Проблема. Столь нехарактерная для древнего Востока и средней Азии религия, в сочетании с активной завоевательной политикой Ахеменидов не могла не отразиться в античной литературе (Геродот «История», Страбон «География», Диоген Лаэртский, Платон). Но так как греческие авторы писали «со стороны», то многие данные о религии и культе Ахеменидов не соответствуют древнеперсидским источникам.

Хронологические рамки 522 - 330 г. до н.э., то есть от до её последнего представителя Дария III. Это связано с тем, что в работе рассматривается развитие религии именно в период правления в Персии данной династии.

Задачей данной работы является:

- исследование древнеперсидских и античных источников, затрагивающих вопрос религиозной политики державы Ахеменидов

- Сравнительный анализ древнеперсидских и античных источников на предмет описания в них особенностей:

a) погребального обряда

b) Исполнение религиозного культа

c) Религиозная политика в отношении покоренных государств

Целью данной работы является ответить, на основании анализа источников, на следующие вопросы:

- Каковы основные черты зороастризма?

- Как зороастризм отражался на повседневной жизни Персов?

- Влияли ли религиозные воззрения Ахеменидов на политику в отношении завоёванных государств и их культов?

Структура работа. Работа состоит из введения, обзора источников и историографии, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Делись добром ;)