logo
Джайнизм: основные направления и вероучения

2.2 Этика

Согласно Махавире, рождаясь, человек оказывается в ситуации полного одиночества перед лицом и жизни, и смерти. Идеал Махавиры - аскет и мудрец, устранившийся от мира, предвидящий кармические последствия своих действий и способный полностью контролировать их.

Цель человеческой жизни состоит в стремлении к "трем драгоценностям" (триратна):

- Правильным воззрениям (самьягдаршана);

- Правильному познанию (самьягджняна);

- Правильному поведению (самьягчарита).

1. Под правильными воззрениями подразумевается джайнское представление о мире.

Джайнизм признает существование бесчисленных вечных духовных существ - джив, которые способны самостоятельно действовать и познавать себя. Джива имеет тело (шарира) и ауру (лешья). Кроме того, существует неживая природа - аджива. Она атомистична, встречается в различных комбинациях и отношениях и не осознает себя.

В каждом материальном объекте есть, по крайней мере, одна аджива, в растениях - две, в животных - три и более. Разрешается употреблять в пищу только то, что содержит не более двух аджив: молоко, фрукты, воду, орехи и овощи. Есть пищу, содержащую три адживы категорически запрещается.

2. Правильное познание включает средства познания (прамана) и методы (найя). Особую роль в джайнской теории познания играет доктрина "неодносторонности" (анэкантавада), утверждающая, что всякое высказывание об объекте познания условно и неполно, поэтому лучший метод - метод возможного.

3. Правильное поведение предполагает подвижничество и самодисциплину. Подвижничество позволяет преодолеть карму, а самодисциплина предотвращает приток нового "кармического вещества".

И миряне, и монахи начинают с выполнения пяти "великих обетов" (махаврата), называемых также ану-врата: воздержания от нанесения вреда любым живым существам (ахимса), правдивости (сатья), неприсвоения чужого (астея), целомудрия (брахмачарья) и отказа от суетных привязанностей (апариграха). Есть также восемь дополнительных обетов (шила-врата). Пять из них носят название "дисциплинарных" (шикша-врата).

Джайнам запрещается заниматься сельским хозяйством, т. к. это связано с уничтожением растений и убийством мелких животных и насекомых, живущих в земле. Необходимо процеживать воду и носить специальную повязку, чтобы случайно не проглотить летящее насекомое. Прежде джайны также носили с собой специальные метелки, чтобы подметать перед собой дорогу, а в ночное время вообще не выходили из дому.

Джайнизм - одна из самых аскетических религий. К любым чувственным удовольствиям джайны относятся как к греху. Культивируется безразличие как к удовольствию, так и к боли. Идеальным завершением жизни джайна (особенно аскета) считается смерть от голода в результате поста (саллекхана).