Динамика отношений христианских конфессий и Советского государства в 1920-е гг.

курсовая работа

3. РКК И СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ

Антирелигиозная политика Советской власти была направлена не только на Православную церковь, но и на другие конфессии, особенно, репрессии, аресты, декреты, постановления, ограбление храмов, коснулись Римско-католическую церковь. Но были некоторые отличия, Римско-католическую церковь всецело поддерживало католическое население, что вызывало у Советской власти трудности с проведением антирелигиозной пропаганды. К тому же РКЦ поддерживалась и Ватиканом.

Октябрьские события не сразу отразились на положении католиков, жизнь Церкви шла своим чередом. 19 ноября (2 декабря) 1917 г. Могилевским Митрополитом стал 66-летний епископ Эдуард Ропп. По мнению некоторых исследователей, на место архиепископа, вакантное с 1914 г., мог быть назначен и епископ Ян Цепляк, однако, кандидатура Роппа соответствовала периоду демократических преобразований в стране, а решающее значение при назначении сыграло его непольское происхождение, которое не могло спровоцировать межнациональных конфликтов. Э. Ропп был руководителем Римско-католической церкви в Беларуси, Эстонии, Латвии, Финляндии, России, без Саратовской диоцезии, и Украины, без Галиции. Резиденция митрополита находилась в Петрограде [35, с. 112].

После прихода большевиков к власти советское правительство, провозглашая идеи коммунизма, объявило о строительстве нового общества. Отношения государства с Римско-католической Церковью основывались на марксистской концепции отделения церкви от государства. В стране началась новая эпоха церковной истории. Российская миссия при Ватикане была ликвидирована. Религии, как пережитку прошлого, не было места в социалистическом государстве. Она, по выражению В.И. Ленина, являлась «одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете» и «...есть невыразимейшая мерзость... самая опасная мерзость... самая гнусная «зараза» [25, с. 184]. Подобные эпитеты вождь большевистской партии использовал и по отношению к католической религии, которую он соотносил только с реакцией, эксплуатацией и отсталостью трудового народа.

Самым первым антирелигиозным декретом можно по праву считать Декрет «О земле» [20, с. 249 ], принятый по докладу В.И. Ленина на II съезде Советов в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. Римско-католическая Церковь потеряла тысячи гектаров принадлежавших ей земельных угодий. Как правило, каждая католическая община имела от 33 до 120 десятин земли. Наибольшими земельными угодьями владели приходы юга России -- Зельц, Иозефсталь, Гейдельберг, Ландау, Мангейм, Кляйнлибенталь, Раштатт, Эйхвальд и др. [25, с. 185].

Вторым шагом большевиков, направленным на подрыв экономической основы церкви, стала национализация монастырей и других церковных учреждений: детских приютов, школ, богаделен и т.п. Были закрыты различные просветительские, благотворительные и иные общества, имевшиеся во многих католических приходах, прекратили существование приюты, больницы, кассы для бедных и другие подобные заведения.

Римско-католические иерархи не сразу отреагировали официально на провозглашенный законодательно переход имущества Церкви в собственность государства. Отчасти это объяснялось мнением епископата, что национализации будет подвергнута лишь собственность бывшей государственной - Русской Православной Церкви. Весной 1918 г. официальный Ватикан провел переговоры о положении Римско-католической Церкви в России со своими представителями: в Варшаве -- А. Ратти (будущий Папа Пий XI) и в Мюнхене -- Е. Пачелли (будущий Папа Пий XII) [22, с. 20].

26 июля 1918 г. архиепископ Ропп обратился в Ватикан и в дипломатическое представительство Германии в Москве с просьбой «предпринять шаги по защите имущества Римско-католической Церкви в России и уменьшить давление на Церковь со стороны Советских органов». Вслед за Роппом 12 сентября 1919 г. к приходам обратился епископ Могилевской епархии Я. Цепляк. В циркуляре он указывал, что национализация противоречит учению Католической Церкви; церковное имущество является неотчуждаемой собственностью храмов. Таким образом, получается, что католическая церковь поддерживалась Ватиканом [7,Мараш]. Ватикан выразил недовольство проводимой в России национализацией, однако, антирелигиозная политика в стране продолжала развиваться с устрашающей скоростью. Принятое 11 декабря 1917 г. постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение комиссариата по народному просвещению» [25, с. 188].

В первые месяцы после революции католики почти не вступали в открытое противостояние с Советской властью. Например, 30 мая 1918 г. католикам удалось провести в Петрограде, колыбели революции, городе, который уже вскоре получил имя В.И. Ленина, праздник тела Христова. Через Невский проспект с крестами и религиозными флагами прошла тысячная процессия во главе с архиепископом Могилевским Э. Роппом. Архиепископ Э. Ропп 22 мая 1918 г. получил от Наркомата юстиции предложение о сотрудничестве по вопросам отделения Церкви от государства. Архиепископ с готовностью откликнулся на данное предложение, но ответа не последовало, и в работе совещаний VIII отдела он не участвовал [25, с. 191] .

После принятия декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», епископы и священники Католической Церкви, как и представители других религиозных конфессий, выражали протесты против многих положений Декрета и осуществления антирелигиозной политики правительства. Церковные приходы теперь стали называться коллективами верующих, а необходимое число членов общины, получавших в пользование богослужебное имущество, по Инструкции не могло быть менее 20 человек. Все католические церкви, все имущество приходов с момента издания Декрета принадлежали государству. «Имущества, которые... находились в ведении вероисповедных учреждений и обществ, согласно декрету, переходят в непосредственное заведование местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов», -- регламентировала одна из статей Инструкции.

Делись добром ;)