logo
Дхарма как нравственный аспект индуизма

1. Дхарма - центральное понятие индуистской религии

Религия - это общественное явление собственным историческим развитием в конкретных социально-экономических условиях.

А еще религия - ориентир и сокровище для тех, кто ее исповедует. Именно она дает указания для повседневной жизни и поиска высокого, отделяет правильное от неправильного, истинное от ложного, праведное от ложного.

Индуистская религия, или Вечный Закон, - одна из древнейших в мире, она включает в себя множество разных обычаев, духовных путей и верований о Боге и богах. Как религиозный феномен индуизм отличается необычайной сложностью и противоречивостью, если не сказать больше: многим он кажется запутанным, хаотичным и трудно постижимым. До сих пор нет даже удовлетворительного определения понятия «индуизм» и четкого объяснения, что же относить к нему, каково содержание и границы этого понятия. Индуизм часто уподобляют экзотическому растению с множеством стволов и ветвей, в котором древние, даже в чем-то примитивные стороны развиваются параллельно с более возвышенными философскими идеями. Часть индуистов верят, что богов много, другие - что Бог един, все остальное же - лишь его ипостаси, третьи - что Бог есть энергия, безличная сила, пронизывающая все живое.

В такой сложной системе верований как же узнать, что есть «правильным» и «неправильным», «достойным» и «недостойным»? Ведь такое знание необходимо для свободного принятия решений, а незнание закона, как говорится, не освобождает от наказания.

В основе индуистского мировоззрения лежит идея о том, что окружающий мир - это не случайное и хаотичное нагромождение вещей, а гармонически упорядоченное целое, существующее в соответствии с определёнными закономерностями. Всеобщий и вечный порядок, сохраняющий и удерживающий целостность мира, - это дхарма. Поэтому дхарма и является ключевым понятием в сложной системе индуистского мировоззрения.

Термин «дхарма» произошел от санскритского корня «дхр» (держать, поддерживать, сохранять действующим). У него нет эквивалента в других языках кроме санскрита, и поэтому оно приблизительно переводится как «образ жизни», «предназначение», «закон» на плане физического сознания, на уровне материальных действий и так далее, что, впрочем, не полностью передает его значение. В этом смысле слово «дхарма» перекликается с латинским firmus (твердый, устойчивый), подразумевая, что человеческая дхарма есть нечто нерушимое. Поэтому ему весьма сложно дать единственное и однозначное определение, а большинство индуистских книг оставляют его без перевода. Монье-Уильямс, чей словарь санскрита считается основным для этой области, дает множество определений: «устоявшийся или твердый, непоколебимый указ, постановление или закон; использование, практика, традиционные предписания и рекомендованный путь, долг; правосудие, благо; добродетель, нравственность, мораль, религия, религиозное качество, хорошие дела,» - но ни одно из них не передает полного смысла слова.

В общем и целом дхарма - это следование Закону, это всеобщий и вечный порядок, сохраняющий и удерживающий целостность материального мира, это добродетель и путь благочестия.

В Махабхарате Кришна определяет дхарму как «поддерживающую связь между этим миром и тем».

В Брихадараньяка-упанишаде сообщается о том, что: «Дхарма - то же, что и правда. Потому и говорят, что говорящий правду говорит дхарму, а говорящий дхарму - правду. И то и другое - одно». Уже в этом отрывке дхарма - высшее начало мира, соответствующее, с одной стороны, сущности вещей, с другой - правде, познавательной и моральной истине. Дхарма - это следование Закону и самодисциплина на четырёх уровнях.

· первый уровень - вишвадхарма - строгое следование законам Природы /Бхагавана (Бога).

· второй уровень - дэшадхарма - строгое следование законам нации (страны) по букве и по духу. Также это перевести как «общественные законы», предписанные укладом жизни и общественными правилами, которые основаны на писаниях или традиции (например, основаны на Ведических писаниях).

· третий уровень - кутумбадхарма - это обязанности по отношению к своей семье/предкам (по большому счёту, по отношению ко всему роду и к собственной семье, как минимум). Необходимо сохранять чистоту семейных взаимоотношений и обязательно заботиться о жене, детях, родителях.

· четвертый уровень - свадхарма - это долг по отношению к себе, в частности ежедневная забота о своей чистой пище, чистоте своего ума и мыслей, духовной практике и так далее.

Дхарма подразумевает уважение к природе и окружающей среде, почтение к присутствию Бога во всем живом и атману в животных и людях. Земля рассматривается как Мать, поскольку вся наша жизнь находится в зависимости от природы. Всякое материнство считается в индуизме священным, будь то среди зверей или людей, будь то материнство коровы или богини.

Объем понятия дхармы перекрывает значения и «религии», и «права», и «морали». Дхарма в качестве «закона» включает религиозный закон как таковой, исполнение этого закона и результаты его исполнения (в виде последствий и в рамках настоящей жизни индивида и в перспективе его будущей реинкарнации).

Более глубокое объяснение говорит о дхарме как о неотъемлемом качестве природы. Так, например, неотъемлемым качеством (дхармой) соли является соленый вкус. Можно скачать, что дхарма - это Высшая Реальность, которая проявляется как Сила, которая лежит в основе всей Природы (Вселенной) и которая поддерживает гармонию в Природе.

Также дхарма переводится как «высшее предназначение», что в западной философии означает причину существования объекта, а в индийском историко-философском контексте всегда олицетворяло правильное поведение в жизни в соответствии со вселенскими законами. Так, дхармой пчелы будет делать мед, дхармой коровы - давать молоко, дхармой солнца - светить, а дхармой реки - течь. Это самая суть всего, схожая и перекликающаяся с китайским тао, египетским маат и шумерским ме.