Глава I. Детство Господа Иисуса Христа
иисус иордан храм лука
Ни Евангелие, ни Священное Предание почти ничего не рассказывают нам о детстве Спасителя. «Многими завесами до времени сокрываемо было рождение Христово».[1]
Практически сразу Он предстает перед нами как Проповедник, рассказывающий о тайнах Царствия Божия и о тайниках человеческой души. Нам остается лишь предполагать, как проходило детство Господа: играл ли с соседскими ребятами? Если да, то в какие игры? А еще интересно, всегда ли он выигрывал? - Он же был Всемогущим Богом в теле ребенка! А может быть, Он иногда поддавался, чтобы ребята на него не обижались?
Потом Иисус стал юношей и, наверное, учился у праведного Иосифа плотницкому ремеслу. Интересно, как выглядели столы и стулья, сделанные Богочеловеком? А может быть, что-то из созданного Им до сих пор погребено где-то под землей, в развалинах древних жилищ, и когда-нибудь археологи найдут стол, сделанный Спасителем? Но все это лишь наши догадки, единственный достоверный рассказ о юных годах Спасителя приведен в Евангелии от Луки.
Евангелисты - это прежде всего (в отличие от остальных авторов) люди, призванные для истинного описания жизни и учения Иисуса Христа, которые имеют на себе благодать Божию. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21).
Они передают нам истину, о которой говорят своим красноречивым молчанием. И эта истина, скрытая в молчании, является для нас откровением Божиим, как и всё остальное, о чём поведали нам Евангелисты, так как цель Евангелистов, в отличие от авторов апокрифов и легенд, показать не вымысел, а правду. Поэтому, если бы в детстве Иисуса Христа были бы какие-либо чудеса или значительные события, Евангелисты обязательно описали бы их. О том, что никакие чудесные события с детством Спасителя не были связаны, говорит тот факт, что все четыре Евангелиста, ставившие перед собой цель правдиво рассказать об Иисусе Христе, единодушно обходят период детства молчанием. «Итак, ты и отсюда можешь видеть все домостроительство, и что все это не просто и не по случаю происходило, но по божественному промышлению, и исполнялось вследствие пророчества».
«Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис.53:2). Словом «отпрыск» называется потомок. И в данном случае потомком, то есть Сыном Бога назван Иисус Христос. Спаситель мира появился, то есть имел детство и юность без каких-либо чудесных событий, и жил тихо и незаметно.
Такова благородная простота многозначительного молчания Евангелистов относительно детских лет Спасителя. Потому что такое молчание в своей правдивости намного лучше, чем искажения и домыслы, унижающие и извращающие события, связанные с детством Иисуса Христа. Только Лука описывает один единственный, драгоценный эпизод из отрочества Иисуса Христа, связанный с посещением Иерусалимского храма. И дает емкую и точную характеристику детства Спасителя. «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк.2:40). «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк.2:52).
Исполняясь премудрости. Здесь речь, очевидно, о человеческом развитии ума, сердца и воли Богомладенца. Постепенно Он усвоил _ конечно, главным образом из наставлений и примера Матери - свойства и навыки истинного израильского благочестия, что и обозначалось у евреев словом "премудрость".[14]
Евангелие как бы намеренно набрасывает завесу на эти первые годы жизни Христа, и одно только на основании Евангелия можно утверждать - что Христос в это время не находился под влиянием какой-либо иудейской школы. Враги Его впоследствии прямо заявляли, что Он нигде систематического обучения не получил (Ин.7:15).
Лука пишет, что «благодать Божия была на Нём» (Лк.2:40). А человек, имеющий на себе благодать Божию, отличается кротостью и добротой, любовью к ближним и скромностью. Вот каким в детстве был Спаситель мира, Иисус Христос. Имея эти качества, Иисус Христос «преуспевал в премудрости».
Евангелист Лука писал свое Евангелие по тщательном исследовании всего сначала (Лк.1:3), следовательно упоминание его лишь о беседе двенадцатилетнего Иисуса с учителями иудейскими в храме и умолчание о всех прочих событиях этого периода Его жизни доказывают, что, кроме знаменательной беседы с раввинами, в жизни Иисуса Христа, до появления Его на Иордане, не произошло ничего такого, что выдавало бы Его как Мессию: Богу угодно было, чтобы Христос оставался до времени в неизвестности, дабы тем оградить Его от злобы руководителей народа иудейского.[21]
Святитель Иоанн Златоуст пишет в своих Беседах, если бы Иисус Христос с детства совершал какие-либо чудеса, как это можно встретить в апокрифах, «но тогда могли бы усомниться в том, что Он принял плоть, и не поверить величию домостроительства. Если и после этих и многих других человеческих действий, некоторые осмелились назвать восприятие плоти басней, то до какой глубины нечестия не ниспали бы, если бы Он везде действовал так, как прилично Богу и Его могуществу? Если бы Господь с первого Своего возраста начал творить чудеса, то Его не стали бы признавать человеком. Потому и храм не просто зиждется, но происходит чревоношение в продолжение обыкновенного девятимесячного времени; потом болезни и рождение, и питание молоком, и продолжительный покой, и ожидание возраста, приличного мужам, -- и все это для того, чтобы сделать более удобовразумительным таинство домостроительства.»[2].
- Икона в храме.
- 13) Общественное служение Иисуса Христа.
- Явление и деятельность Иоанна Крестителя
- Двенадцатилетний Иисус в храме. Евангелие от Луки 2:40‑52
- Храм Зоровавеля
- Храм Зоровавеля
- Храм Зоровавеля
- О лице Иисуса Христа по каноническим евангелиям.
- Отрочество Господа Иисуса Христа (Луки 2:40-52)
- 12. Основные вехи общественного служения Иисуса Христа, периодизация.