Заключение
Нравственные выводы.
Родители потеряли Иисуса в храме. В этом урок для нас. Мы тоже способны «терять» Христа! Каким же это образом? Если мы недостаточно ценим общение с Богом, не чтим Его Слово, не пользуемся возможностью говорить с Ним в молитве, то есть опасение, что и мы можем потерять из виду Иисуса, Свет, показывающий нам правильный путь в жизни.Мы можем терять из вида Христа в нашей повседневной суете и сутолоке жизни. Нам, людям, вообще бывает трудно сосредоточиваться на чем-либо; вот почему и у христиан не всегда встретишь глубокую сосредоточенность на Христе. Многое в нашей жизни отвлекает наш взор от Христа; мы перестаем чувствовать Его близость к нам, и в душе вместо прежней радости ощущается пустота и неудовлетворенность. Мы молимся, но чувствуем, что молитва наша не поднимается выше потолка; мы берем в руки Слово Божие и не находим в нем утешения. В такие безрадостные дни мы иногда не можем понять, что это с нами делается. Но как часто причина заключается только в одном: душа наша утеряла Христа! Это не значит, что мы ушли от Него или променяли Его на какое-то земное сокровище, хотя и такое случается, _ нет, мы просто перестали видеть Его очами нашего сердца, как это было раньше. Мы так часто жалуемся на обстоятельства своей жизни, на загруженность житейскими заботами и повседневными делами, и стараемся всем этим оправдать свое низкое духовное состояние. Если мы не возрастаем духовно, то в этом только наша собственная вина; не загруженность в работе, а нерадение к нашему внутреннему человеку _вот что мешает нам духовно возрастать и совершенствоваться. Даже любой наш труд может быть средством для выработки у нас христианских качеств _ постоянства, честного отношения к делу, прилежания, верности в малом, заботы о людях, стремления своим образцовым трудом прославить нашего Господа. И среди самого напряженного труда мы должны находить возможности для общения с Богом, питания Хлебом жизни наших бессмертных душ и посильного служения Христу. И пусть Христос в Назарете, с такой любовью помогающий во всем Своей матери и несущий тяжелый труд плотника, как можно чаще стоит перед нашими глазами, дабы мы, следуя Его примеру, научились сочетать в нашей христианской жизни самый непосильный труд с постоянной работой над собой и преуспеванием в нашем духовном росте.
Где же нашли Иосиф и Мария Христа? Не в шумных улицах Иерусалима и не в суетливой беготне прохожих! Нет, они нашли Его в тишине храма, в тишине Слова Божия и молитвы! Нет и для нас другого пути, если мы хотим найти утерянного нами Христа, и снова установить с Ним живое и тесное общение. Мы найдем Его только в тишине храма _дома молитвы, в проповедях и беседах о Нем; в тишине нашей комнаты за закрытой дверью или в страницах Библии святой. Так или иначе, но мы должны снова ясно видеть Христа и проходить наше земное поприще, неуклонно взирая на Него, то есть никогда не теряя Его из вида!
Двенадцатилетний Иисус был найден в храме беседующим с учителями израилевыми. Да, так написано: «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2:46-47). Можно предполагать, что среди этих учителей, беседовавших с мальчиком Христом в храме, был и Никодим, имевший впоследствии знаменитую ночную беседу с «Учителем, пришедшим от Бога», и ставший Его тайным учеником.
Будем помнить, что и мы, встречаясь и общаясь со Христом, имеем вопросы к Нему, как и Он имеет вопросы к нам. Среди многих вопросов, которые мы имели и имеем ко Христу, самым существенным вопросом является вопрос: «Что мне делать, чтобы спастись?» И слава Господу, что Его ответ на этот важнейший наш вопрос к Нему так прост и ясен: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6:47).
Слова Христа: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» - не были поняты Иосифом и Марией, как и написано: «Они не поняли сказанных Им слов». И апостолы порой не понимали слов своего Учителя Христа, даже когда Он говорил им о необходимости Своих страданий и смерти для спасения грешников. «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:21,22)
И разве нам понятны все слова нашего Господа Иисуса Христа? Разве нам понятны все слова Христа о последних событиях в истории Церкви и мира? Разве не принадлежит так называемая эсхатология, то есть учение о последних событиях, к самым трудным разделам богословия? Разве нам понятны все слова и деяния Христа, которые мы имеем на страницах Книги Откровения? Не будем удивляться, что неисчерпаемый Христос нами далеко еще не познан, и мы далеко еще не уразумели всех Его слов и дел. Вспомним слова в Книге пророка Исайи 9: 6: «...и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный».
Да, Христос полон тайн как в Своих словах, так и в Своих делах! Вот почему апостол Павел после долгих лет следования за Христом и служения Ему все еще живет целью: «познать Его, и силу воскресения Его» (Флп. 3:10). Он Сам в Своей первосвященнической молитве говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Но и при нашем неполном знании Христа, всех Его слов и дел будем любить Его горячо и служить Ему преданно и самоотверженно!
Обозревая евангельские сказания о первых годах жизни Господа и Спасителя нашего, мы невольно задаем себе вопрос: почему евангелисты указали только две черты из детской и отроческой жизни Иисуса Христа: на мудрость, явленную Им в храмесреди книжников, и на повиновение, которое Он оказывал Своим родителям?
Очевидно, что эти две черты имеют особенно важное значение для христианина и что евангелисты, указывая на них, хотели между прочим дать нам наиболее полезный нравственный урок. Указывая на беседу Спасителя в храме, когда Он привел в удивление бывших там Своим знанием слова Божия, они этим самым поучают нас, что нет знания выше знания слова Божия, и что прежде, чем изучать какие-либо науки, мы должны изучать Слово Божие, как единственное прочное основание всех наших знаний и убеждений. Указывая на повиновение Спасителя Иосифу и Марии, они чрез это дают нам и особенно молодым людям, возраст которых был освящен именно этим временем жизни Спасителя, -- дают урок повиновения родителям и всем тем, которые занимают для нас место родителей.
И в самом деле, какое знание так важно для нас, как знание Слова Божия? Слово Божие есть наш неизменный и лучший учитель, к которому мы должны преимущественно и чаще всего обращаться за советами. Оно есть то непоколебимое основание, на котором одном зиждутся все наши убеждения и познания и без которого наш ум колеблется всеми толками людей легкомысленных, ищущих постоянно новых и новых знаний и не умеющих остановиться на истине.
Иисус повиновался родителям, давая и нам образец, чтобы мы повиновались своим родителям.[17]
Какая высокая добродетель, особенно если взять во внимание молодость, не умеющую жить самостоятельно, но в то же время порывающуюся к самостоятельности, какая высокая добродетель -- послушание родителям! Дети вне послушания родителям подвергаются всем нравственным опасностям молодости, и эти опасности бывают тем пагубнее для них, что они не сознают их гибельного влияния на свою жизнь и по неопытности сердца не замечают их. Совершенно не то мы видим, когда дети воспитываются в любви и послушании родителям. Под руководством этой любви они бывают свободнее от всех нравственных опасностей, так как они подчиняют в этом случае свое неопытное сердце более твердому и опытному руководительству родителей. Вместе с этим они научаются во всей полноте великим и основным христианским добродетелям -- любви и смирению и, таким образом, готовят из себя будущих лучших граждан Царства Небесного и земного.
Список использованных источников
1. Cвт. Иоанн Златоуст. Беседа 5 на Евангелие от Матфея
2. Cвт. Иоанн Златоуст. Беседа 8 на Евангелие от Матфея
3. Толковая Библия. Комментарии на все книги Св. Писания под ред. Лопухина в 2-х т.
4. М. Богословский. Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи, по Евангелиям св. ап. Матфея и Луки. Казань, 1893.
5. Арх. Вениамин (Пушкарь). Священная библейская история. Завет, С-П, 2003
6. Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа, изложенная по Преданию Церкви и творениям Святых Отцов. Ковчег, М., 2008
7. Прот. Полотебнов. Святое Евангелие от Луки. Православное критико-экзегетическое исследование против Бауэра. М., 1873
8. Прот. Серафим Слободской. Закон Божий. Оранта, 2010
Размещено на Allbest.ur