Введение
Актуальность темы. В последнее время особое беспокойство у населения и руководства Российского государства вызывает социальная нестабильность в обществе и стране. Ее источником является обострение проблем экономики, политики, прав человека. Вместе с тем взрывоопасность обстановки практически во всех регионах определяется и негативной тенденцией роста попыток решить возникающие проблемы апеллированием к религиозным чувствам и обострением межконфессиональных отношений. Безусловно, принятию эффективных управленческих и практических решений в подобных ситуациях будут способствовать и результаты осуществленных серьезных научных исследований.
Следует отметить, что пока в Российской Федерации состояние дел в политико-правовой сфере не может быть признано удовлетворительным. Многие положения законов, статьи Уголовного кодекса не подкреплены необходимой нормативной базой. На общегосударственном уровне отсутствуют или не проработаны правовые акты, обеспечивающие реализацию конституционных норм. Одним из важнейших обстоятельств, определяющих в правовом государстве успех предупреждения, выявления и пресечения возможных проявлений экстремистского характера, является создание национального законодательства, адекватного социально-политической и криминальной обстановке в стране.
Сегодня религиозный экстремизм в различных проявлениях настолько прочно вошел во многие сферы жизни общества, что появилась необходимость дать этому явлению правовую характеристику. Несмотря на многократно предпринимаемые в последние годы попытки раскрыть его сущность, возможность правовой оценки этого социального явления по-прежнему вызывает споры среди юристов.
Правовое закрепление понятия «религиозный экстремизм» позволит активизировать борьбу с подобными противоправными проявлениями, а самое главное - составит правовую основу деятельности органов внутренних дел и обеспечит единую правоприменительную практику.
Экстремизм и религиозный экстремизм названы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, в ряду основных угроз национальной безопасности России. Кроме того, в Концепции указывается, что национальные интересы государства во внутриполитической сфере состоят в сохранении стабильности конституционного строя, в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению экстремизма, религиозного экстремизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, а также терроризма.
Проблема противодействия проявлениям религиозного экстремизма затрагивает интересы всех стран, поскольку неотъемлемым элементом доктрин большинства экстремистских организаций является принцип тотальной войны с целью реализации своих идей, войны без границ и правил. В связи с приобретением проявлениями религиозного экстремизма стабильного организованного характера существенно возрастает роль сотрудничества законодательных, правоохранительных и судебных органов в осуществлении противодействия данному социальному явлению, как на государственном, так и на международном уровне.
Учеными отмечается, что в последнее время в России наметилась тенденция экстремизации массового сознания. Это нашло отражение в распространении религиозных деструктивных организаций и, как следствие, в росте числа преступлений, сопряженных с проявлениями экстремизма на религиозной почве. Исследование современных закономерностей развития названного социального явления создает необходимые научные предпосылки для прогнозирования и предупреждения криминогенных изменений в правосознании, а также для разработки правовых и психологических инструментов формирования толерантности общественного сознания.
Преступления, сопряженные с религиозным экстремизмом, составляют незначительную долю среди всех регистрируемых преступлений, например по ст. 282 УК РФ «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды» в 2001 г. зарегистрировано 32 преступления, в 2002 г. - 74, в 2003 г. - 72, в 2004 г. - 59 преступлений. По статье 282.1 УК РФ «Организация экстремистского сообщества» в 2004 г. было зарегистрировано 8 преступлений; по ст. 282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремисткой организации» в 2004 г. - 9 преступлений1. Тем не менее, степень их общественной опасности очень велика и обусловлена, прежде всего, качественными свойствами. Подобные преступные деяния объективно опасны для широкого круга общественных отношений, обеспечивающих неприкосновенность личности, нормальную деятельность государственных и негосударственных институтов, экологическую безопасность и другие социальные ценности.
Цель исследования состоит в изучении вопросов правового и организационного обеспечения деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма.
Для достижения обозначенной цели нами были сформулированы следующие задачи:
* определить сущность, причины, разновидности и особенности религиозного экстремизма в современной России;
* раскрыть сущность противодействия проявлениям религиозного экстремизма;
* рассмотреть вопросы правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по противодействию религиозному экстремизму;
- Введение
- 1.Религиозный экстремизм: причины, последствия
- 2.Причины усиления борьбы с религиозным экстремизмом в России и мире
- 3.Представления об экстремизме в обществе
- 4.Отечественное законодательство о борьбе с экстремизмом и опыт его использования
- 5. Совершенствование правовых инструментов противодействия экстремизму
- Заключение