3.Представления об экстремизме в обществе
В отличие от отечественного закона “О противодействии экстремистской деятельности” в обществе понятие “экстремизм” трактуется более широко. В него нередко включают: религиозный, национальный и этнический, расовый, политический, военный, государственный, экономический, экологический, социальный и другие виды экстремизма. Особо следует выделить представления об уровнях понимания экстремизма в обществе: индивидуальный экстремизм, экстремизм организаций и экстремизм государственный, т.е. высокоорганизованный и использующий государственную организацию в своих целях. Например, политика государственного экстремизма осуждалась неоднократно, в частности, на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году, где было заявлено, что участники безоговорочно осуждают всех тех, кто под предлогом борьбы с терроризмом прибегает к насильственным и незаконным средствам достижения политических целей. Бражник И.И. Религиозный экстремизм: попрание прав верующих //Наука и религия. 1981. №1.
Широкое понимание экстремизма неоднократно использовалось в ходе многолетнего обсуждения с 1995 года проектов закона "О политическом экстремизме", который так и не был принят. В ходе обсуждения были поставлены вопросы о понимании места экстремизма в неустойчивой политической системе, о степени опасности реализации крайних политических форм, о возможности ответственности за так называемые "словесные" преступления и др. В ходе обсуждения выработались некоторые принципы: необходимость отграничивать обычные формы протеста в условиях политической свободы от борьбы, откровенно или завуалированно направленной на уничтожение самой политической свободы; обусловленность политического экстремизма сущностью того политического режима, в условиях которого и по отношению к которому он себя проявляет, и другие.
Экстремизм вытекает из культурной, политической, социальной и экономической ситуации в обществе. В конце 90-х годов многие эксперты при обсуждении законопроекта "О политическом экстремизме" делали вывод о том, что в обществе, где государством систематически нарушается законность (не выплачиваются зарплаты, пособия, пенсии, стипендии), где немалое число бездомных (вынужденных переселенцев и жертв махинаций), где существуют двойные стандарты в выплате денежного вознаграждения, системы “черной” и “серой” наличности, где присутствует ценностный и политический раскол в обществе, но одновременно предъявляются высокие моральные и патерналистские требования к государству, - политический экстремизм провоцируется политикой государства.
Ко времени принятия Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности” в 2002 году достаточно существенно изменились тенденции в стране: появилась необходимость усиления борьбы с распространением крайних форм религиозного экстремизма, сепаратизма, а, с другой стороны, стала сокращаться социальная задолженность государства.
- Введение
- 1.Религиозный экстремизм: причины, последствия
- 2.Причины усиления борьбы с религиозным экстремизмом в России и мире
- 3.Представления об экстремизме в обществе
- 4.Отечественное законодательство о борьбе с экстремизмом и опыт его использования
- 5. Совершенствование правовых инструментов противодействия экстремизму
- Заключение
- §4. Экстремизм Понятие и типология экстремизма
- Тема 12. Проблема религиозного экстремизма и терроризма в современном мире
- Тема 12. Проблема религиозного экстремизма и терроризма в современном мире. Причины распространения экстремизма. Экстремизм и религия. Как можно противостоять экстремизму?
- Тема 9. Современная практика борьбы с экстремизмом в контексте молодежной политики России.
- 53. Религиозные идеологии. Политический экстремизм.
- Виды экстремизма.
- Глава 6. Религиозно-политический экстремизм
- Тема 20. Религиозный экстремизм
- Проблема этнополитического экстремизма в России
- 2.2. Политический терроризм как форма религиозного экстремизма