1. Градация славянских языческих божеств
Можно выделить несколько уровней божеств:
-По функциям, языческих божеств;
-по характеру их связей с коллективом;
-по степени индивидуализированного воплощения;
-по особенностям их временных характеристик;
-по степени их актуальности для человека.
Наивысший уровень занимают боги, выполняющие ритуально-юридические, хозяйственно-природные и военные функции. Сюда входят божества такие как Перун и Велес
Перун
Перун- бог грома и молний, как небесного огня. Он- покровитель воинов, княжеской дружины и бог- управитель, карающий за неисполнение законов.
«В России, до введения христианской Веры, в первую степень между идолами занимали Перун, бог молнии…» «Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, и в Новгороде над рекою Волховом: был деревянный, с серебряною головою и с золотыми устами». Карамзин н.м. история гос-ва российского, «Золотая аллея»,1993г, стр 52
Культ Перуна считается очень древним и относился еще к III веку до н.э. Перун был богом воинов, а не земледельцев, поэтому он не был главным до X века. Культ Перуна был связан с развитием ратного дела, с военной силой и возрастанием роли дружин в славянских племенах, поэтому его культ возник позже по сравнению с другими богами.
Очень часто Перуна называли Перуном Сварожичем или Сварожичем и соотносили с римским громовержцем Юпитером и греческим- Зевсом. В православии Перун соотнесен с Ильей Пророком, который ездит по небу в колеснице и гоняет чертей.
Перун обычно изображался высоким, физически крепким воином в боевом облачении и с оружием из бронзы. Он передвигался на золотой колеснице, в которую были запряжены крылатые белые и вороные кони. Еременко М.В. «АСТ-пресс»,2010. Стр. 66
На поясе Перуна висит палица- древнее (с эпохи палеолита) ударное или метательное оружие из прочных и тяжелых сортов дерева, позже с каменным или бронзовым навершием. http://www.slovopedia.com/2/207/250271.html Она является символом карающего орудия бога. Именно от перуновой палицы ведут свою родословную царский скипетр, судейский и жреческий жезлы.
Перун предостерегал человека от неправильных шагов, препятствовал совершению злых дел и злоумышлению против своего князя. Он казнил безнравственных и беззаконных людей, о чем говорит отрывок из поэмы «Владимир возрожденный» Михаила Матвеевича Хераскова:
Пространный шар земной лица его трепещет.
Разит перунами, он молниями блещет,
Убийство на челе, смерть носит на очах.
Его венец змеи, его одежда страх. http://juragrek.narod.ru/rus/186.htm
Храмы Перуну построили еще первые князья. Владимир Красно Солнышко строил в честь Сварожича храмы по всей Киевской Руси. В киевском храме стоял истукан Перуна. Истукан- статуя, которой язычники поклонялись как божеству; идол. http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-33072.htm Перед ним горел негаснущий огонь, который необходимо было поддерживать. За пламенем следил специальный жрец. При халатном отношении к своей работе его могли сжечь заживо «как врага божества сего».От этого огня происходит наша современная традиция зажигать вечный огонь около значимых мест- у могил павших солдат и т.д.
Перунов день - Четверг, и период с 20 июля по 2-4 августа. Также отмечают Перунов день 21 июня. Его металл - олово, его камень - белемнит, сапфир, лазурит; дерево - дуб и бук. Перуну приносили кровавые жертвы, но не человеческие. Обычно к Ильину дню откармливали быка и закалывали именно в этот день. Этот обычай имел силу еще до революции. Также Перуну Сварожичу посвящались рощи и леса. Они назывались заповедными, так как в них нельзя было заниматься ни охотой, ни собирательством. С крещением Руси культ Перуна стал искореняться. Храмы, идолы и капища Перуна были разорены. Капище- пространство языческого храма, расположенное за алтарём, и предназначенное для установки капов (статуй, изображающих богов) или иных сакральных предметов. http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&defl=ru&q=define:%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0% B8%D1%89%D0%B5&sa=X&ei=MqoRTd7bMtCYOtO0jKIJ&sqi=2&ved=0CBcQkAE Кумир Перуна в Киеве был сброшен в Днепр, а тот, что был в Новгороде - в реку Волхов.
Велес
Основная функция Велеса - защита и преумножение скота. Это самое необходимое божество в славянской мифологии, так как весь уклад жизни славян зависели от скота. Поэтому практически все верования славян связывались с Велесом. «Злым богом» Велес стал тогда. Когда появилось четкое разделение полномочий, а социальная организация славян стала четко иерархичной. Еременко М.В. «АСТ-пресс»,2010. Стр. 49 Велеса часто уподобляли греческому Пану- богу дикой природы. Имя Велес происходит от индоевропейского слова «wel» - мертвый. В древности мир мертвых был источником мощи, помогающей подчинять людей. Потусторонний мир также считался источником поэтических способностей, поэтому Велес считается еще и богом мудрости, поэзии. Еременко М.В. «АСТ-пресс»,2010. Стр. 50 Само его имя - Волос - заключает в себе представление о боге как о некоем мохнатом существе, потому что «Волос» связан с такими понятиями как «волосы», «шерсть» и т д. Поэтому Велес считался богом-оборотнем. Велес мог перевоплощаться в медведя или в быка.
Велес также покровительствовал путешественникам, торговцам и ремесленникам.
Культ Велеса имел широчайшее распространение по всей Древней Руси. Об этом говорят название множество деревень, например: Волосово, Велесово, Волотово и подобные.
День Велеса - среда, камень - опал или обсидиан, металл - свинец или ртуть, дерево - ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги, посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса. http://godsbay.ru/slavs/veles.htmlПраздников в честь Велеса в году было много и отмечались они очень торжественно. Праздничные дни приходились на 22-24 декабря, 31 декабря, 2 и 6 января. С 1 по 6 января- «бесовская неделя». В эти дни была кульминация игрищ в честь бога Велеса. Еременко М.В. «АСТ-пресс»,2010. Стр. 60
С приходом христианства Велес стал приравниваться к Чернобогу, дьяволу. Соответственно, его идолы Велеса начали разрушать как бесовские.
К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственной деятельностью и сезонными обрядами. К ним относятся божества и мужские, такие как Род, Ярила и женские. (Макошь, Лада и другие) Все вместе они воплощали целостность замкнутых небольших коллективов. В большинстве случаев они были связаны между собой родственными отношениями.
Род
Род- неперсонафицированнный бог всех славян. Он- творец мира и прародитель всех богов. Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они (славяне) признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов. Гаврилов Д.А. «Боги славян. Язычество. Традиции» М., 2002 Главнейшей функцией Рода было творение и рождение. Род принимал участие в сотворении Вселенной. Именно поэтому он считался одним из самых главных божеств. Согласно верованиям древних славян, именно Род посылает рождающимся детям души.
Ярила
Ярила- самый молодой бог. Его культ и функции связаны с представлениями об умирающем и рождающимся боге плодородия. Он бог солнца, плодородия, молодости и размножения. Он считался весенним солнцем, пробуждающим все живое ото сна. Славяне верили, что солнце пробуждает в людях любовь и страсть, а это, в свою очередь, пробуждает плодовитость полей.
Праздники в честь Ярилы приходились на весну. Именно весной он рождался. В эти праздники просили о хорошем урожае и радовались весеннему солнцу. Похороны же проводились летом, когда, по представлениям наших предков, умирало семя, брошенное Ярилой весной, и рождалось новое зерно - семя на колосьях. Еременко М.В. «АСТ-пресс»,2010. Стр. 88Похороны проходили весело, потому что зерна принялись и хлеба колосились, а это значит, что Ярила выполнил свой долг.
Также существовал даже «Завет Ярилы» о том, как сеять хлеб. Сеять хлеб должны были только мужчины, потому что зерно символизировало семя, которое оплодотворяло землю. Когда семя было посеяно, совершался, так называемый, священный брак. Этот ритуал был священным потому что он освящался молниями Перуна и именно поэтому хлеб на Руси был Священен.
День Ярилы праздновался 21 марта- в Языческий Новый год. В этот день также славили Сварога, Даждьбога и Живу. Его металл - железо, камни - рубин, гранат, гематит, янтарь. http://www.yarclub.ru/yar/ Его атрибутом был золотой щит и изображался Ярила как молодой влюбленный мужчина.
С приходом христианства Ярила стал отождествляться с Николой Вешним. Его кумиры были разрушены епископом Абсалоном в 1168 году.
Сварог
О Свароге сохранилось достаточно много информации. Он числился в пантеоне князя Владимира, в чешском сводном словаре славянских богов и христианских трактатах против язычества, но до сих пор его образ остается загадкой. Некоторые считают, что Сварог - это сам огонь, порождающий все вокруг, другие считают, что он - отец Неба, бог небесного огня, а третьи уверены, что Сварог интересен только тем, что родил других могущественных богов. Еременко М.В. «АСТ-пресс»,2010. Стр. 29
Сварог- бог-кузнец. Ремесло кузнеца было в почете на Руси. Сварог был покровителем всех ремесел и «всех людей мастеровых».
Для Сварога не стоило строить капищ или жертвенников, потому что любая кузница- это уже место поклонения. Кумиры бога-кузнеца обшивали металлом, а рядом должен обязательно гореть огонь и калиться металл. Еременко М.В. «АСТ-пресс»,2010. Стр. 33
Праздник Сварога приходился на 14 ноября, а назывался- Сварожки. В христианстве же этот день стал днем Кузьмы и Демьяна и был посвящен огню. Ритуальной едой в этот день были сырники и творог. По преданию именно Сварог открыл людям творог. Божества более низшего уровня отвечают за удачу, счастье или же наоборот. Основным признаком таких божеств было слово «бог» которое входило в имена этих элементов. Такими богами были Даждьбог, Чернобог и многие другие.
Даждьбог
Даждьбог был у языческих славян богом Солнца. Имя его не от слова "дождь", как иногда ошибочно думают, оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". http://www.websib.ru/~gardarika/Kapishe/volxv.htm Культ Даждьбога был одним из самых почитаемых, но позже слился с культом Велеса. Расцвет культа Даждьбога приходится на XI-XII вв., когда Русь переживала период раздробленности.
Даждьбог был защитником славян и первым правителем на земле русской. Он дал славянам календарь и повелел считать дни с 1 марта и установил законы. Еременко М.В. «АСТ-пресс»,2010. Стр. 39
Атрибутами Даждьбога были меч, алый стяг (военное знамя); позже появилась секира. День Даждьбога- воскресенье, металлом -золото, а камнем -яхонт.
Крупнейший культовый центр Даждьбога располагался на землях лютичей - ретарей, а идол его стоял в Киеве.
День Даждьбога - воскресенье, его металл - золото, камень - яхонт. Празднование, возможно, приходится на день Родиона-Ледолома. http://pinkbeary.wordpress.com/2010/05/15/324234-3/
К самому низкому уровню относятся разные классы нечисти, животных и нечисти. Которые связаны со всеми мифологическими пространствами, такими как леса, рощи, болота и т. д. Такими существами являются лешие, русалки, водяные, кикиморы, медведи, волки и другие.