Обновленческий раскол в пределах калужской епархии
Эта тема выделена в особую главу в силу ее важности с одной стороны и в силу того, что она несколько выбивается из контекста вышеописанного. Дело в том, что вышеизложенный материал касался отношений Церкви и государства, здесь же внимание будет уделено внутрицерковным отношениям в этот критический для Русской Православной Церкви период, а именно - обновленчеству.
Корень обновленчества шел еще из предреволюционных лет, когда значительная часть, в основном белого духовенства под влиянием либеральных идей общества стала отходить от святоотеческого наследия. После революции они были поддержаны органами ОГПУ. При активном содействии главного атеиста страны Ярославского (Губельмана) в 1923 году собрался обновленческий собор. Характерно, что открытие его произошло в 3-м Доме Советов в Москве.
В городе Калуге обновленцами было захвачено большинство храмов и даже состоялась попытка издания собственной газеты. Вышел один номер газеты «Церковь и жизнь». Редакционная статья была полностью посвящена объяснению задач обновленцев. В 1922 году в июле был образован обновленческий Епархиальный совет, принявший сразу же воззвание в котором говорится: «Необходимо стряхнуть и решительно откинуть от Церкви все то, что является посторонним и противоречит учению Христа, и нам верится, что Поместный собор принесет нам такие широкие реформы в церковной жизни и управлении, которые помогут всем верным ее чадом осуществить в своей жизни подлинное учение Христово».
Там же Епархиальным советом 15 июня 1922 года было проведено собрание духовенства города Калуги, на котором, после рассмотрения документов, присланных обновленческим Высшим церковным управлением, было принято решение признать ВЦУ единственной законной властью и выразить ему сочувствие в подготовке собора. Собрание постановило отправить делегацию к управляющему Калужской епархией епископу Феофану, для выяснения его отношения к ВЦУ. Епископ в целом одобрил решения собрания с условием, что обновленцы не будут менять догматы и каноны Святой Церкви. Однако затем, после известного собора осудившего святителя Тихона, владыка Феофан изменил свое отношение к обновленцам епархии, не признал решений обновленческого собора. В ответ обновленцы образовали свою отдельную епархию, которая просуществовала столько, сколько ее поддерживали власти. Не имея никакой поддержки у православного народа и потерявший интерес к себе у властей обновленческий раскол закончил свое существование в Калужской епархии к концу 30-х годов.
Обновленческим расколом управляли в нашей епархии следующие лица:
с сентября 1922 г. по июль 1923 г. - епископ Иоаникий (Дьячков), старого поставления, здесь же и скончался;
c июля 1923 г. по июль 1924 г. - Петр Виноградов, вдовец, хиротония обновленческая;
с 25 июля 1924 г. по 9 декабря 1924 г. - епископ Алексей (Замараев), старого поставления, скончался не помирившись с Церковью 18 мая 1927 года, будучи членом обновленческого Синода;
с 20 декабря 1924 г. по 24 января 1925 г. - Христофор (Сокольский), иеромонах принявший обновленческую епископскую хиротонию;
с 24 января 1925 г. по 16 января 1926 г. - Геронтий (Шевлягин), архимандрит, епископская хиротония обновленческая;
с 16 января 1926 г. по 19 ноября 1929 г. - Георгий Добронравов, протоиерей, обновленческая хиротония в епископы;
с 1930 г. по ноябрь 1930 - епископ Аристарх (Николаевский), старого поставления;
с ноября 1930 г. по 10 апреля 1931 г. - вновь Георгий Добронравов;
с 10 апреля 1931 г. по 13 ноября 1932 г. - Петр Виноградов;
с 13 ноября 1932 г. по май 1934 г. - Арсений Краснов;
с мая 1934 по октябрь 1935 г. - Николай Смирнов;
с октября 1935 г. по 14 января 1936 г. - иеромонах принявший обновленческую хиротонию Иннокентий (Корейкин);
с 14 января 1936 г. по 9 декабря 1936 г. - протоиерей Александр Рябцовский;
с декабря 1936 г. по 1939 г. - Андрей Расторгуев.
В Калужском крае существовала также Жиздринская обновленческая кафедра, которую занимал епископ Герман (Никольский) (20. 03. 1929-29. 09. 1929) и Константин Снегерев (29. 09. 1929-1930). В ходе общего кризиса обновленчества раскольнические приходы затухали и распадались, и в 1939 году глава местных раскольников Андрей Расторгуев покинул город Калугу, так как руководить ему уже было нечем.
- ВВЕДЕНИЕ
- Октябрьский переворот и последующие события в Калужской епархии
- Обновленческий раскол в пределах калужской епархии
- ГЛАВА 2. Мученический и исповеднический подвиг архиереев в Калужской епархии
- Архиереи, служившие на Калужской кафедре и канонизированные Русской Православной Церковью как новомученики
- Жизнеописание священномученика митрополита Феофана (Тулякова)
- Государство и Церковь.
- 46. Взаимоотношения православной церкви и Советского государства
- Советское государство и Русская православная церковь в 1917-1953 гг.
- 1.1Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви
- 2.1 Анализ туристского рынка в Калужской области.
- 64. Советское государство и церковь (1918 – 1940 гг.)
- Положение церкви после Октября 1917 года
- Калужская область.
- Взаимоотношения государства и церкви.