1.Основные концепции религии
Религиоведение — это комплексная отрасль человеческого знания. Оно сформировалось в результате усилий представителей богословско-теологической, философской и научной мысли. Но методология подхода к религии у каждой из этих отраслей знания не одинакова.
-
теологическая (конфессиональная) концепция. Исторически первая форма религиоведческого знания. Теология — учение о Боге в католической и протестантской традиции и богословие как науки о прославлении Бога в православной традиции, поскольку православие отвергает всякую возможность познания Бога и считает возможным только его прославление. Сторонники пытаются понять религию изнутри, с позиций самой религии, на основе соответствующего религиозного опыта. Религия представляется как связь человека с Богом, с Абсолютом и т.п. Термин «религия» применяется для обозначения воззрения, основанного на вере в то, что сверхъестественные силы существуют и что отношения с ними возможны. Понять религию, считают теологи, может только религиозный человек. Нерелигиозному человеку она просто недоступна. Для богословско-теологического подхода к религии характерно ее истолкование как особого, сверхприродного явления, результата сверхъестественной связи человека с Богом. Таким образом религия с позиции теологии получает надприродный, надчеловеческий, надобщественный статус. Характерной для теологического религиоведения является концепция религии, представленная в книге известного православного богослова и священнослужителя Александра Меня «История религии» М.,1994. А. Мень отстаивает положение о сверхъестественной природе религии. Религия, с точки зрения А. Меня, есть ответ человека на проявление Божественной сущности. «Слово религия не случайно происходит от латинского глагола religare — что значит связывать. Она есть сила, связующая миры, мост между тварным миром и Духом Божественным». Эта связь органически вытекает из естественного стремления человеческой души к родственной ей, но превосходящей Божественной субстанции. «Не естественно ли признать, что подобно тому, как тело связано с объективным миром природы, так и дух тяготеет к родственной ему и в то же время превосходящей реальности». Эта связь осуществляется посредством особого вида духовного познания — религиозного опыта. Религиозный же опыт можно в самых общих чертах определить как переживание, связанное с чувством реального присутствия в нашей жизни, в бытии всех людей и всей Вселенной некоего Высшего начала, которое направляет и делает осмысленным как существование Вселенной, так и наше собственное существование. А. Мень не был ортодоксальным православным богословом. В его работах довольно сильно стремление преодолеть узость одностороннего конфессионального истолкования религиозного учения, попытаться дать концепцию религии с общечеловеческих позиций. Поэтому в его концепции религиозный опыт — это не только опыт христиан, а опыт всех верующих людей, это — общечеловеческий опыт «Встреча с Богом, - подчеркивает он, - происходит в жизни каждого человека. И религиозный опыт человека есть опыт универсальный всечеловеческий. Разница лишь в том, к какому результату приводит эта встреча, осознает ли ее человек или проходит мимо». Конечная цель теологической концепции — защита и оправдание религиозного вероучения, доказательство непреходящей значимости религии для каждого конкретного человека и человечества в целом.
-
философская концепция - подход «извне». Философская методология требует выйти за пределы религиозного опыта, подвергнуть религию критическому исследованию с позиций разума, логико-теоретических и эмпирическо-научных критериев истинности.
Философия стремится объяснить все явления и процессы действительности с позиций выявления ее всеобщих принципов и законов, определения «сущности» вещей, процессов и явлений. Для нее характерен критический подход ко всем явлениям действительности, в том числе и к религии. Философия, в отличии от теологии, не довольствуется принятием на веру, а все ставит под сомнение. Это не значит, что она обязательно стремится разрушить коллективные верования, нравственные устои жизни людей. Философы ставят под сомнение всё для того, чтобы проверить насколько прочны эти человеческие установления, отбрасывают те из них, которые обнаружили свою неистинность, а те, которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания.
Существенное влияние на становление религиоведения оказала материалистическая тенденция в философии религии, ярким представителем которой был немецкий философ Л. Фейербах (1804 —1872). В своих работах «Сущность христианства» и «Лекции о сущности религии» он попытался раскрыть естественные, земные корни религии. Религия, по Фейербаху — это человеческий продукт, следствие и форма отчуждения человеком своей сущности. Л. Фейербах связывал возникновение религии с беспомощностью и невежеством первобытного человека, его полной зависимостью от стихийных сил природы. Первобытный человек обожествлял все то, от чего он зависел, что казалось ему чуждым и таинственным. Таким путем, по мнению Л. Фейербаха, возникли все естественные религии. В понятие «естественные религии» Л. Фейербах включал все разнообразные верования первобытных людей, а также так называемые «языческие религии» (политеизм). Более глубокую человеческую основу, по мнению Л. Фейербаха, имеют так называемые «духовные религии», основанные на признании единого Бога (монотеизм). В духовных религиях, считал Фейербах, человек обоготворяет свою Сущность как сущность человеческого рода вообще.
Л. Фейербах стремился раскрыть эмоционально психологические механизмы возникновения религии. Решающее значение в формировании религиозных образов он придавал силе воображения, фантазии, которую называл «теоретической» причиной религии. «Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ и притом образ человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа».
-
биологические и психологические концепции ищут основу религии в биологических, биопсихических процессах человека. Основа религии – религиозный инстинкт; религиозное чувство, которое примыкает к инстинкту сохранения индивидуума или группы и выступает как оружие в борьбе за жизнь; ген религиозности. Религия – это психофизиологическая функция организма; она представляет собой кульминацию основной тенденции организма реагировать особым образом на те или иные положения, в которые его ставит жизнь. Основатель психологии религии – американский философ-прагматист У. Джеймс (1842 - 1910). По его мнению религия коренится в эмоциональной сфере психики индивида.
-
этнологическая концепция строится на основе использования этнографического материала, а для объяснения религии чаще всего использует идеи культурной (социальной) антропологии. Источник религии – в некоей «человеческой природе», присущей индивиду и образуемой комбинацией материальных и духовных потребностей, или же в определенном культурно-антропологическом комплексе. Главный исследователь – английский этнограф Б. Малиновский.
- 1.Основные концепции религии
- 2.Ислам
- 1.Религия в системе культуры.
- 2.Протестантизм
- 1.Функции, роль и структура религии.
- 2. Что такое «свобода совести»?
- 1.Основные теории происхождения религии.
- 2.Католицизм.
- 1 Особенности вероучения и культа католицизма.
- Образ Иисуса Христа в теологии, религиоведении, поэтике, политике
- Типология религии.
- 1. Нетрадиционные религии
- География распространения религий (в мире и в рф).
- 1.Основные расколы в христианстве.
- Особенности мировых религий.
- Возникновение и эволюция раннего христианства.
- Предмет религиоведения.
- 1.Буддизм
- 2. Ранние формы религиозных верований
- 1.Православие: вероучение, организация и культ.
- 2.Сакральные тексты мировых религий.
- 1.Русская православная церковь: вехи истории.
- 2.Основные направления в исламе.
- Основные направления в буддизме.
- Концепция «последнего пророка» в исламе.
- 1.Родоплеменные и национально-государственные религии: осн. Черты
- 2. Идейные и социально-исторические предпосылки возникновения христианства.
- Иудаизм.
- Особенности превращения христианства в государственную религию Римской империи
- Ислам в России
- Что такое старообрядчество