Неоиндуизм и современность
В складывавшемся на этой основе неоиндуизме в XX в. стали различаться разные направления и течения. С одной стороны, это было движение за более или менее прогрессивные преобразования и приспособление традиций индуизма к современности. С другой - причем именно в качестве реакции на многие прогрессивные перемены - стали усиливаться консервативные, даже реакционные религиозные течения, лидеры которых делали открытую ставку на возрождение национальной традиции в ее наиболее рафинированном виде, включая строгость системы каст, сати и т. п. Сила этой консервативной традиции со всей очевидностью показала себя после обретения Индией независимости и спровоцированных англичанами индо-мусульманских столкновений, сыгравших немалую роль в возрождении реакционных традиций индуизма.
Связь индуизма с национальными традициями обусловила и некоторые формы национально-освободительной борьбы, как, например, движение за гражданское неповиновение, борьбу под лозунгом «свараджа» («своего правления»). Лозунг «сварадж» был особенно популярен. Выдвинутый Даянандой, он был активно поддержан М. Ганди (1869-1948) и стал одной из основ борьбы за независимость Индии. Лидеры этого движения, в первую очередь М. Ганди, видели в религии могучее средство борьбы за достижение политических целей.
Ганди глубоко чтил религиозные принципы и традиции Индии. Однако религиозность не была главным в его деятельности. Резко выступая против реакционных пережитков индуизма, против системы кастовых привилегий, за равноправие женщин, правона замужество для вдов и т. п., Ганди умело брал из индуизма то, что способствовало достижению прогрессивных политических целей, укрепляло и объединяло всех индийцев перед лицом колонизаторов. Даже основной принцип его политики, восходивший к устоям индуизма, - ненасилие - в трактовке Ганди имел достаточно активное звучание и сыграл, как известно, заметную роль в успехах национально-освободительного движения в Индии.
Преемник Ганди на посту признанного лидера индийского национально-освободительного движения Джавахарлал Неру (1889-1964) не был человеком религиозным. Он был одним из тех современных политических деятелей стран Азии, чье имя и деятельность навсегда связаны с борьбой развивающихся стран за национальное освобождение и прогрессивные преобразования. Однако и в его политической практике индуизм и отношение к нему не могли не играть весьма существенной роли. И это вполне понятно, ибо индуизм для Индии не столько религия, сколько культурная традиция, образ жизни страны и народа. Неру часто оперировал таким понятием, как «национальный дух», он придавал большое значение «духовным традициям» «староиндийского идеала», который оставался фундаментом Индии.
Религиозные традиции, и особенно традиции индуизма, играют огромную роль и в современной политической жизни Индии, когда противоборствующие силы на политической арене нередко апеллируют к различным сторонам национальной культуры. Наиболее реакционные силы пытаются возродить самые отсталые и консервативные стороны индуистской традиции. Более умеренные опираются на реформированный индуизм, который в различных формах неоиндуизма, модернизированного и упрощенного в своей обрядовой практике, ныне занимает видное место в современной религиозно-культурной жизни Индии.
Для полноты картины необходимо заметить, что не только индуизм, но и джайнизм, сикхизм, несколько оживившийся за последние десятилетия буддизм (множество бежавших от китайских коммунистов буддистов Тибета во главе с Далай-ламой осело в районе Гималаев), во многом сохранивший свои позиции в Индии ислам, сильно укрепившееся усилиями англичан в Индии христианство, а также другие религии, как, например, уцелевший после исламизации Ирана зороастризм (в форме религии мигрировавших в западную Индию из Ирана в VII-Х вв. парсов), составляют ныне довольно пеструю картину религиозной жизни современной Индии. Все эти религии в целом достаточно непротиворечиво вписываются в социально-культурную структуру страны, так что основные противоречия встречаются не столько в форме религиозных распрей (индо-мусульманского антагонизма), сколько в виде противостояния консервативных традиций, на которые делает ставку реакция, более прогрессивным, современным, модернизированным сторонам религиозного прошлого, поддерживаемым официальным законодательством и политической администрацией современной Индии.
- Оглавление
- Глава 1. Религия и религиоведение
- Основные функции религии
- История изучения религии
- Теории религиоведения
- Марксизм о религии
- Религия как автономная система
- Религия и общество
- Глава 2. Восток: общество и религия
- Что такое восток?
- Политическая власть на востоке
- Социальная структура на востоке
- Религия на востоке
- Глава 3. Возникновение и ранние формы религии
- Формирование основ религиозного сознания
- Заимствования и взаимовлияния культур
- Религиозные представления эпохи неолита
- Глава 4. Религиозные системы древних обществ ближнего востока
- Возникновение ранних религиозных систем
- Религиозная система древнего двуречья
- Религиозная система древнего египта
- Глава 5. Религии древних иранцев
- Зороастризм и маздеизм
- Мифология зороастризма
- Зороастризм в древнем иране
- Мани и манихейство
- Глава 6. Монотеистические религии: иудаизм
- Евреи в палестине
- Чудеса и легенды ветхого завета
- Иудаизм евреев диаспоры
- Иудаизм и история культуры востока
- Глава 7. Христианство
- Возникновение христианства
- Иудаизм и христианство
- Споры об иисусе христе
- Основы христианского учения
- Харизматические лидеры раннего христианства
- Трансформация раннего христианства
- Католицизм и реформация
- Греческая православная церковь
- Православная церковь в россии
- Христианство и традиции европейской культуры
- Христианство в странах востока
- Глава 8. Ислам: возникновение и распространение
- Аравия до ислама
- Ханифы и мухаммед
- Учение мухаммеда
- Мухаммед в медине. Хиджра
- Первые (выборные) халифы
- Али и шииты
- Омейяды и суннизм
- Арабские завоевания
- Халифат аббасидов
- Сельджуки и османская империя
- Ислам в индии и других странах востока
- Глава 9. Ислам: теория и практика
- Содержание корана
- Толкование корана (тафсир)
- Сунна и хадисы
- Ислам о происхождении мира
- Эсхатология ислама
- Социальная этика ислама
- Символ веры ислама
- Ислам о предопределении
- (Суннитское богословие (калам)
- Школы исламского права (мазхабы)
- Предписания и запреты ислама
- Мечети и школы
- Исламские обряды
- Праздники в исламе
- Глава 10. Ислам: направления, течения, секты
- Хариджиты и их секты
- Суфии и суфизм
- Суфийские ордена. Шейхи и мюриды
- Культ святых и ваххабиты
- Оппозиционный ислам (шииты)
- Идейные вожди шиитов
- Имамиты в иране
- Секты шиитов. Исмаилиты
- Секты исмаилитов. Ассасины
- Алавиты и али-илахи
- Глава 11. Ислам: традиции и современность
- Мир ислама
- Основы религиозно-культурных традиций ислама
- Трансформация ислама
- Модернизация ислама
- Исламский национализм
- Ислам после второй мировой войны
- Ислам и современность
- Глава 12. Религии древней индии
- Арии и веды
- Боги ригведы (пантеон вед)
- Трансформация ведической религии. Боги атхарваведы
- Брахманиз
- Упанишады
- Философия упанишад
- Брахман, атман, тот, ом(аум)
- Основы древнеиндийской религиозной философии
- Веданта
- Глава 13. Оппозиционные учения: джайнизм
- Теория джайнизма
- Этика джайнизма
- Образ жизни джайнов
- Монахи-аскеты
- Космография и мифология джайнизма
- Джайнизм в истории индии
- Глава 14. Буддизм в индии
- Легенда о будде
- Учение будды
- Первые общины буддистов
- Монастыри и сангха
- Основы философии буддизма
- Этика буддизма
- Буддизм махаяны
- Космология и мифология буддизма
- Буддизм в индии и за ее пределами
- Глава 15. Индуизм
- Возникновение индуизма
- Религиозно-философские основы индуизма
- Тримурти - брахма, шива и вишну
- Шива и культ лингама
- Шива и шакти
- Дурга и кали
- Рама и рамаяна
- Сказания и мифы. Махабхарата
- Брахманы и храмы
- Мантры и колдовство
- Обряды и праздники
- Семья и каста
- Глава 16. Индуизм и ислам. Модернизация индуизма
- Исламизация индии
- Взаимодействие ислама и индуизма
- Гуру нанак и сикхи
- Говинд ихальса
- Рам мохан рой и «брахмо самадж»
- Даянанда сарасвати и «арья самадж»
- Рамакришна и вивекананда
- Неоиндуизм и современность
- Глава 17. Религия в древнем китае
- Шанцы, чжоусцы и шан-ди
- Гадания и гадатели в шан
- Чжоусцы, шанди и культ неба
- Культ умерших предков
- Культ земли
- Жрецы-чиновники
- Ритуалы в чжоуском китае
- Древнекитайская религиозная философия
- Глава 18. Конфуций и конфуцианство
- Конфуций
- Глава 18. Конфуций и конфуцианство социальный идеал конфуция
- Социальный порядок по конфуцию
- Культ предков и нормы сяо
- Культ семьи и клана
- Конфуцианство и легизм
- Трансформация конфуцианства
- Конфуцианское воспитание и образование
- Система экзаменов и сословие шэньши
- Конфуцианцы в истории китая
- Культ формы в конфуцианстве
- Конфуцианство - регулятор жизни китая
- Глава 19. Даосизм
- Философия даосизма
- Даосизм в цинь-хань (III в. Дон. Э. - III в. Н. Э.)
- Крестьянское даосское восстание «желтых повязок»
- Теократическое государство даосов
- Даосизм о достижении бессмертия
- Псевдонауки даосов
- Даосы в средневековом китае
- Верхний и нижний пласты даосизма
- Пантеон даосизма
- Глава 20. Китайский буддизм
- Распространение и китаизация буддизма
- Буддизм чань (дзэн)
- Буддизм в эпоху тан (VII-х вв.). Упадок буддизма
- Буддизм и китайская культура
- Глава 21. Религиозный синкретизм в китае. Традиции и современность
- Всекитайский пантеон
- Культ сил природы и животных
- Добрые и злые духи. Культ благопожеланий
- Система ценностей в традиционном китае
- Трансформация традиционного китая
- Крестьянство и его традиции
- Возрождение традиций
- Глава 22. Буддизм и синтоизм в японии
- Синтоизм
- Буддизм в японии
- Буддизм и синтоизм
- Буддизм при регентах и сегунах
- Эстетика дзэн
- Конфуцианство в японии
- Конфуцианство и синтоизм
- Культ императора и расцвет национализма
- Новая религиозная ситуация в японии
- Секта сока-гаккай
- Глава 23. Ламаизм
- Истоки ламаизма. Тантризм
- Этапы генезиса ламаизма
- Деятельность цзонхавы
- Далай-лама и теория воплощений
- Основы теории ламаизма
- Этика ламаизма
- Магическая практика ламаистов
- Пантеон ламаизма
- Монастыри, ламы и обряды
- Ламаизм и современность
- Глава 24. Цивилизации востока: религиозно-культурные традиции и современность
- Арабо-исламская цивилизация
- Индуистско-буддийская традиция-цивилизация
- Китайско-конфуцианская традиция-цивилизация
- Сравнительный анализ восточных традиций
- Религиозные традиции востока и проблема развития
- Религии сегодня. Экстремизм исламских фундаменталистов