Социальная структура на востоке
Не везде и не всегда политическая власть государства на Востоке была столь сильна и всемогуща, чтобы абсолютно доминировать в обществе. Иногда частный сектор достигал немалых успехов, значительная часть земель и ресурсов находилась во владении отдельных лиц, серьезную роль начинали играть рабство и различные формы крепостной зависимости, причем это в равной мере бывало и в древности, и в средневековье, и даже в сравнительно недавнее время, вплоть до XX в. Словом, конкретная ситуация в различных странах Востока и в разное время бывала далеко не однозначной. Однако при всей этой пестроте и неоднозначности исторической конкретики существовали и общесоциологические закономерности, структурно детерминированные тем самым, что составляло суть власти-собственюсти как специфически восточного феномена и что в самых общих чертах сводилось к господству в системе социально-экономических отношений взаимосвязей между государством («восточной деспотией» с обслуживающим ее аппаратом власти) и массой безликих подданных, вносящих в казну ренту-налог. Каковы основные особенности этой системы отношений?
Первая - невычлененность индивида из коллектива. Эта недифференцированность имела свои плюсы и минусы. С одной стороны, именно она препятствовала полному произволу властей, вводя его в определенные рамки, соответствовавшие издревле установившимся нормам обычного права, тем самым традициям, которые санкционировались и освящались религией. С другой стороны, она вела к тому, что вычленившийся из коллектива индивид, прежде всего богатый собственник, хотя и не только он, не имел никаких специально оговоренных и тем более официально зафиксированных в законодательстве прав, свобод, юридических гарантий для своей деятельности и просто своего существования. Это вело к тому, что собственники стремились окружить себя большим количеством родственников, земляков, прислужников и прихлебателей (клиентов), которые являли собой социальную силу, противостоявшую властям. До известной степени поддержка клиентов помогала упрочению положения собственников. Однако далеко не всегда. При любой кризисной ситуации, конфликте или промахе (например, не данной вовремя или в достаточном размере взятке) власть имущий мог проявить свою власть таким образом, что собственник (если только он не имел больших связей и престижа) нередко оказывался в положении человека, готового отдать почти все, чтобы уцелеть. И хотя связи и престиж нередко играли свою роль, в целом борьба собственника с представителем власти никогда не была борьбой равных.
Отсюда вторая важная особенность социальной структуры на Востоке: слабость отдельных собственников, чье богатство не давало покоя представителям власти и чей статус не опирался ни на какие формально санкционированные нормы. Восточные собственники, особенно торговцы, порой обладали сказочными богатствами, но они предпочитали либо вкладывать их в землю (сдаваемую в аренду), либо проживать. Условий для превращения этих богатств в капитал, т. е. для генезиса капитализма, там не было. Неудивительно поэтому, что капитализм возник не на богатом Востоке, а в полунищей Европе, обогатившейся за счет морских походов и ограбления других народов и умело вложившей полученное богатство в дело, т. е. превратившей его в капитал.
Третьей из важных особенностей социальной структуры на Востоке (тесно связанной с первыми двумя) была корпоративность. Речь идет о многочисленных вертикальных гранях и перегородках, о множестве корпораций типа кланов, каст, сект, землячеств, общин, цехо-гильдий и прочих объединений, которые включали в себя, как правило, бедных и богатых, простолюдинов и высокопоставленных, власть имущих и стоящих вне общества слуг и рабов. Эта система вертикальных связей и замкнутых корпораций всегда играла во всех странах Востока заметную роль. Ее социальная функция заключалась в объединении индивидов в рамки коллектива и в противопоставлении этого коллектива (корпорации) всесилию государственного деспотизма. Нормы обычного права и санкционированные сакрализованные традиции давали этим корпорациям необходимую защиту от произвола. В то же время корпоративность облегчала власти систему администрации: чиновнику или суду легче было иметь дело с корпорацией и спрашивать с ее главы, предоставляя тому правоавтономно распоряжаться в рамках той или иной подведомственной ему корпорации.
Стабильная, сохранявшаяся веками и сознательно культивировавшаяся корпоративность сыграла свою решающую роль в оформлении специфики социальной структуры на Востоке. В частности - и это можно считать еще одной, четвертой важной особенностью ее - речь идет о слабой классовой дифференцированности, о второстепенной, даже ничтожной роли классовых антагонизмов, а то и вовсе об их отсутствии. Даже в тех редких случаях, когда в той или иной стране Востока частный сектор достигал немалых успехов и создавались объективные условия для заметной роли классовых антагонизмов в полном смысле этого слова, система корпораций играла свою сглаживающую, приглушающую антагонизмы роль. В рамках касты и богатый, и работавший на него бедняк, всегда, прежде всего, ощущали свою принадлежность к одной и той же касте и свою отчужденность по отношению ко всем остальным кастам. В большом клане работавшие на главу-землевладельца бедные члены клана, отдаленные его родственники, никогда не считали главу клана эксплуататором. Он был старшим родственником, руководителем клана, считался благодетелем (именно потому, что позволял другим выжить, обрабатывая его землю на правах арендатора либо батрака). Примерно такой же патерналистский характер имели отношения в рамках крестьянской общины, цехо-гильдий.
Выработанные веками корпоративные и патронажно-клиентские связи были закреплены традициями и освящены религией. Система этих связей стала основой социальной структуры, причем консервативность ее вполне соответствовала интересам политической власти восточного государства. Именно тесная взаимосвязь и взаимозависимость государства и социальной структуры в странах Востока создавали условия для неизменности, стабильности, даже застойности. Государства могли разрушаться, гибнуть, появляться заново; династии и даже господствующие этносы с легкостью сменяли друг друга на престоле, у руля правления, в системе администрации, но структура общества, опиравшаяся на его микроструктуру, т.е. на незыблемые корпорации, сохранялась при этом почти без изменений. Более того, все вновь возникавшие государственные образования охотно брали эту стабильную структуру под свою защиту и заботливо предохраняли ее от перемен. Тем самым все политические и даже социальные кризисы обычно не вели к внутреннему структурному обновлению, к выходу за пределы докапиталистической формации.
- Оглавление
- Глава 1. Религия и религиоведение
- Основные функции религии
- История изучения религии
- Теории религиоведения
- Марксизм о религии
- Религия как автономная система
- Религия и общество
- Глава 2. Восток: общество и религия
- Что такое восток?
- Политическая власть на востоке
- Социальная структура на востоке
- Религия на востоке
- Глава 3. Возникновение и ранние формы религии
- Формирование основ религиозного сознания
- Заимствования и взаимовлияния культур
- Религиозные представления эпохи неолита
- Глава 4. Религиозные системы древних обществ ближнего востока
- Возникновение ранних религиозных систем
- Религиозная система древнего двуречья
- Религиозная система древнего египта
- Глава 5. Религии древних иранцев
- Зороастризм и маздеизм
- Мифология зороастризма
- Зороастризм в древнем иране
- Мани и манихейство
- Глава 6. Монотеистические религии: иудаизм
- Евреи в палестине
- Чудеса и легенды ветхого завета
- Иудаизм евреев диаспоры
- Иудаизм и история культуры востока
- Глава 7. Христианство
- Возникновение христианства
- Иудаизм и христианство
- Споры об иисусе христе
- Основы христианского учения
- Харизматические лидеры раннего христианства
- Трансформация раннего христианства
- Католицизм и реформация
- Греческая православная церковь
- Православная церковь в россии
- Христианство и традиции европейской культуры
- Христианство в странах востока
- Глава 8. Ислам: возникновение и распространение
- Аравия до ислама
- Ханифы и мухаммед
- Учение мухаммеда
- Мухаммед в медине. Хиджра
- Первые (выборные) халифы
- Али и шииты
- Омейяды и суннизм
- Арабские завоевания
- Халифат аббасидов
- Сельджуки и османская империя
- Ислам в индии и других странах востока
- Глава 9. Ислам: теория и практика
- Содержание корана
- Толкование корана (тафсир)
- Сунна и хадисы
- Ислам о происхождении мира
- Эсхатология ислама
- Социальная этика ислама
- Символ веры ислама
- Ислам о предопределении
- (Суннитское богословие (калам)
- Школы исламского права (мазхабы)
- Предписания и запреты ислама
- Мечети и школы
- Исламские обряды
- Праздники в исламе
- Глава 10. Ислам: направления, течения, секты
- Хариджиты и их секты
- Суфии и суфизм
- Суфийские ордена. Шейхи и мюриды
- Культ святых и ваххабиты
- Оппозиционный ислам (шииты)
- Идейные вожди шиитов
- Имамиты в иране
- Секты шиитов. Исмаилиты
- Секты исмаилитов. Ассасины
- Алавиты и али-илахи
- Глава 11. Ислам: традиции и современность
- Мир ислама
- Основы религиозно-культурных традиций ислама
- Трансформация ислама
- Модернизация ислама
- Исламский национализм
- Ислам после второй мировой войны
- Ислам и современность
- Глава 12. Религии древней индии
- Арии и веды
- Боги ригведы (пантеон вед)
- Трансформация ведической религии. Боги атхарваведы
- Брахманиз
- Упанишады
- Философия упанишад
- Брахман, атман, тот, ом(аум)
- Основы древнеиндийской религиозной философии
- Веданта
- Глава 13. Оппозиционные учения: джайнизм
- Теория джайнизма
- Этика джайнизма
- Образ жизни джайнов
- Монахи-аскеты
- Космография и мифология джайнизма
- Джайнизм в истории индии
- Глава 14. Буддизм в индии
- Легенда о будде
- Учение будды
- Первые общины буддистов
- Монастыри и сангха
- Основы философии буддизма
- Этика буддизма
- Буддизм махаяны
- Космология и мифология буддизма
- Буддизм в индии и за ее пределами
- Глава 15. Индуизм
- Возникновение индуизма
- Религиозно-философские основы индуизма
- Тримурти - брахма, шива и вишну
- Шива и культ лингама
- Шива и шакти
- Дурга и кали
- Рама и рамаяна
- Сказания и мифы. Махабхарата
- Брахманы и храмы
- Мантры и колдовство
- Обряды и праздники
- Семья и каста
- Глава 16. Индуизм и ислам. Модернизация индуизма
- Исламизация индии
- Взаимодействие ислама и индуизма
- Гуру нанак и сикхи
- Говинд ихальса
- Рам мохан рой и «брахмо самадж»
- Даянанда сарасвати и «арья самадж»
- Рамакришна и вивекананда
- Неоиндуизм и современность
- Глава 17. Религия в древнем китае
- Шанцы, чжоусцы и шан-ди
- Гадания и гадатели в шан
- Чжоусцы, шанди и культ неба
- Культ умерших предков
- Культ земли
- Жрецы-чиновники
- Ритуалы в чжоуском китае
- Древнекитайская религиозная философия
- Глава 18. Конфуций и конфуцианство
- Конфуций
- Глава 18. Конфуций и конфуцианство социальный идеал конфуция
- Социальный порядок по конфуцию
- Культ предков и нормы сяо
- Культ семьи и клана
- Конфуцианство и легизм
- Трансформация конфуцианства
- Конфуцианское воспитание и образование
- Система экзаменов и сословие шэньши
- Конфуцианцы в истории китая
- Культ формы в конфуцианстве
- Конфуцианство - регулятор жизни китая
- Глава 19. Даосизм
- Философия даосизма
- Даосизм в цинь-хань (III в. Дон. Э. - III в. Н. Э.)
- Крестьянское даосское восстание «желтых повязок»
- Теократическое государство даосов
- Даосизм о достижении бессмертия
- Псевдонауки даосов
- Даосы в средневековом китае
- Верхний и нижний пласты даосизма
- Пантеон даосизма
- Глава 20. Китайский буддизм
- Распространение и китаизация буддизма
- Буддизм чань (дзэн)
- Буддизм в эпоху тан (VII-х вв.). Упадок буддизма
- Буддизм и китайская культура
- Глава 21. Религиозный синкретизм в китае. Традиции и современность
- Всекитайский пантеон
- Культ сил природы и животных
- Добрые и злые духи. Культ благопожеланий
- Система ценностей в традиционном китае
- Трансформация традиционного китая
- Крестьянство и его традиции
- Возрождение традиций
- Глава 22. Буддизм и синтоизм в японии
- Синтоизм
- Буддизм в японии
- Буддизм и синтоизм
- Буддизм при регентах и сегунах
- Эстетика дзэн
- Конфуцианство в японии
- Конфуцианство и синтоизм
- Культ императора и расцвет национализма
- Новая религиозная ситуация в японии
- Секта сока-гаккай
- Глава 23. Ламаизм
- Истоки ламаизма. Тантризм
- Этапы генезиса ламаизма
- Деятельность цзонхавы
- Далай-лама и теория воплощений
- Основы теории ламаизма
- Этика ламаизма
- Магическая практика ламаистов
- Пантеон ламаизма
- Монастыри, ламы и обряды
- Ламаизм и современность
- Глава 24. Цивилизации востока: религиозно-культурные традиции и современность
- Арабо-исламская цивилизация
- Индуистско-буддийская традиция-цивилизация
- Китайско-конфуцианская традиция-цивилизация
- Сравнительный анализ восточных традиций
- Религиозные традиции востока и проблема развития
- Религии сегодня. Экстремизм исламских фундаменталистов