logo search
исправл вопр

12.Послания к Римлянам и Галатам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.

Послание к Галатам было написано в Ефесе около 54-55 гг. во время 3-го миссионерского путешествия апостола Павла. Галатия вместе с Ликаонией и Писидией входила в Галатийскую область, которую апостол Павел посетил во время первого миссионерского путешествия, а собственно Галатию – во втором. Это сложное сотериологическое Послание. Основной конфликт – проповедь универсальности христианства, спасение по вере, в том числе и для язычников. Заезжие проповедники всего этого не отрицали, но считали, что сначала надо стать иудеем, соблюдать закон, иметь обрезание, и только потом – спасение по вере через Иисуса Христа. Поэтому, это Послание – ответ апостола на нежелание галатийской церкви быть свободной в Иисусе Христе. Наверно, в связи с негативной реакцией Павла это единственное его послание, где отсутствует проэмий и персональные приветы в конце.

Основной постулат Послания – грех познаётся законом. Ключевой стих (3:24) – «закон дан детоводителем ко Христу» (педагогос – это престарелый раб, который сопровождал сына хозяина в школу, но не входил туда). Это историческая функция закона. В Послании к Римлянам Павел развивает эту мысль.

Содержание Послания: обличение о принятии иного благовестия с анафемой; защита апостольства и истинной Благой Вести; обличение о непокорности истине; учение о том, что «праведный верою жив будет» (3:11); положение об истинном наследнике, полноте времени и получении Духа Святого; доктрина об искуплении, оправдании и спасении (3 гл.); доктрина о благодати, о вере, действующей любовью; учение о плоде духа; наставления в христианской жизни (6 гл.);

Послание к Римлянам написано в Коринфе около 57-58 гг. в конце третьего миссионерского путешествия в доме Гайя и передано через Фиву, диакониссу. Римская церковь в то время была самая преуспевающая и зрелая, пережившая гонения «за Хреста» в 48 году (Андроник и Юлия уверовали ранее Павла, возможно, присутствовали на Пятидесятнице). В общине были как языкохристиане, так и иудеохристиане, хорошо знакомые с ВЗ. Причины написания: миссионерская (евангелизация Европы, и, в частности, Испании), миротворческая (конфликты между иудеями и язычниками) и доктринальная. Это самое доктринальное Послание. Апостол Павел сам не был в этой общине, поэтому прескрипт (кто, кому и приветствие) расширен. «Это самое сердце НЗ» - по мнению Мартина Лютера.

Содержит 3 части: доктринальную (1-8), историческую (9-11) и практическую (12-13). Ключевые стихи (1:16-17). Основная тема – «в нем открывается правда Божия» (в благовестии Христовом, и эллину, и иудею);

Цель: полемическая - о получении спасения; практическая – о христианском образе жизни;

Правда Бога - это верность Своему Слову (обещанию, договору); Он вступил в отношения Завета с людьми, по которым мы обязаны исполнять Его волю, а Он дарует нам спасение; причём, праведность это более высокий уровень отношений с Богом, чем справедливость (иудейское и греческое слова); основание – еврейская концепция правды (ЦДК - правильный, благой, настоящий, в отличие от других);

Человеческая неправедность не может отменить правду Божью; она не могла реализоваться естественным путём через закон; поэтому, Бог входит в историю сверхъестественно через воплощение, смерть и воскресение Иисуса Христа; делает человека святым, а потом оправдывает; это происходит одновременно и неразделимо;

Далее речь идёт о славе Божьей; делается феноменальное утверждение, что «истину о Боге могут знать все через рассматривание творений»; язычники извратили славу Бога в образ, подобный людям или животным, а иудеи же не оправдываются знанием закона, и не имеют права судить других; в основе – еврейская концепция славы (докса - постичь можно не Самого Бога, а только то, что Он открывает нам);

В этом Послании (с 3 гл.) впервые используется такой литературный приём как «диатриба», то есть мысленный разговор с воображаемым оппонентом.

Доктрина о всеобщей греховности: грех познаётся законом (это общее с Гал.), но здесь мысль развивается дальше – закон не спасает; одним человеком грех вошёл в мир, в нём согрешили все; есть 2 точки зрения на всеобщую греховность: восточная и западная, обе признают полную греховность человека; восток - греховность - это болезнь, которая исцелена через смерть Иисуса Христа, а по западной – вина Адама лежит на каждом человеке; о механизме передачи греховности Писание умалчивает;

Доктрина о благодати; закон как светофор, чтобы уйти от греха; рабство Богу – благодать и жизнь вечная;

Историческая функция закона – человек под законом отчуждён от Бога, он не даёт силу сопротивляться греху, а в результате – смерть;

Антропология ап. Павла, которая состоит в том что, признавая плоть мощным орудием греха, он не считает телесное начало греховным самим по себе. Апостол раскрывает эсхатологическое значение для личности, что «тело мертво для греха, а дух жив для праведности»;

Учение о предопределении (8:28-30) – от вечности предузнал и предопределил, а во времени – призвал, оправдал и прославил;

Историческая часть – Бог всегда справедлив, и если Он отвергает Израиль, то только потому, что они не поняли Его, но любой, кто хочет получить спасение, всегда может придти к Богу по вере в Христа, а принятие или непринятие человека Богом зависит только от веры, а не от дел;