75.Объясните, для какой цели была написана Книга Иова. Каково назначение Книги Иова?
Книга ИОВА – научный шедевр, доказывающий повествование Бытия о СОТВОРЕНИИ, демонстрирующий научный метод и содержащий множество упоминаний о лишь недавно открытых природных системах и процессах.
А. Кроме Бытия ни одна книга Библии не содержит больше упоминаний о Творце и Его творении, чем книга Иова.
1. Иов предполагает, что Бог – единый Творец (Иов9:8) «Он один распростирает небеса, и ходит по высотам моря».
2. Бог приписывает только Себе честь сотворения мира (Иов38:4) «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь».
3. Иов повторяет многие из утверждений книги Бытия, касающихся деяний недели сотворения.
а. Образование звёзд (Иов9:9;26:13) «Сотворил Ас, Кесиль и Хима и тайники юга»; «От духа Его – великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона».
б. Сотворение животных и человека (Иов12:7-9) « И подлинно: спроси у скота, и научит тебя, -- у птицы небесной, и возвестит тебе; Или беседуй с землёю, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всём этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?»
в. Бог показан как даятель жизни, души и духа (Иов12:10; 27:3; 33:4-6) «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти». «Что, доколе ещё дыхание моё во мне и дух Божий в ноздрях моих»; «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседер-жителя дало мне жизнь. Если можешь, отвечай мне и стань предо мною. Вот я, по желанию твоему, вместо Бога. Я образован также из брения».
г. Адам был реальным лицом (Иов 31:33) «Если бы я скрывал проступки мои, как человек, утаивая в груди моей пороки мои».
4. Книга Иова полностью признаёт грехопадения и проклятие.
а. Грех принёс смерть (Иов34:14-15) « Если бы Он обратил сердце Своё к Себе и взял к Себе дух её и дыхание её, -- Вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах».
б. Проклятие влияет на всё Иов5:7 «Но человек рождается на страдания, как иск- ры, чтоб устремляться вверх»; Иов10:9 «Вспомни, что Ты, как глину, отделал меня, и в прах обращаешь меня?» Иов14:1-4 «Человек, рождённый женою, краткодневен и пресыщен печалями. Как цветок, он выходит, и опадает; убегает, как тень, и не остана- вливается. И на него-то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведёшь на суд с Тобою? Кто родится чистым от нечистого? Ни один». Иов 15:14 «Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рождённому женщиною быть праведным?». Иов; 25:4 «И как челове- ку быть правым пред Богом, и как быть чистым рождённому женщиною?»
5. Иов признаёт факт Ноева Потопа.
а. Причиной Потопа послужило беззаконие человека (Иов22:15-17) «Неужели ты держишься пути древних, по которому шли люди беззаконные, Которые преждевремен- но были истреблены, когда вода разлилась под основание их? Они говорили Богу: «ото-йди от нас»; и что сделает им Вседержитель?»
б. Потоп был всемирным катаклизмом (Иов9:5-8) «Он передвигает горы, и не узнают их; Он превращает их в гневе Своём; Сдвигает землю с места её, и столбы её дрожат; Скажет солнцу, -- и не взойдёт, и на звёзды налагает печать. Он один распро- стирает небеса, и ходит по высотам моря». Иов 12:14-15 «Что Он разрушит, то не пост- роится; кого Он заключит, тот не высвободится. Остановит воды, и всё высохнет; пус- тит их, и превратят землю». Иов 26:11-14 «Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его. Силою Своею волнует море, и разумом Своим сражает его дерзость. От духа Его – великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона. Вот, это части путей Его; и как мало мы слышали о Нём! А гром могущества Его кто может уразуметь?»
в. Описан конец Потопа (Иов 14:11-12) «Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего».
г. Бог никогда вновь не затопит Землю (Иов 26:10) «Черту провёл над поверхнос-тию воды, до границ света со тьмою»; Иов 38:8-11 «Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, Когда Я облака сделал одеждою его и мглу пе-ленами его . И утвердил ему Моё определение, и поставил запоры и ворота, И сказал: «доселе дойдёшь, и не перейдёшь, и здесь предел надменным волнам твоим»?
д. Похоже, что упомянут даже ледниковый период, наступивший сразу после Потопа (Иов 37:9-10) «От юга приходит буря, от севера стужа. От дуновения Божия происходит лёд, и поверхность воды сжимается»; Иов 38:22-23 «Входил ли ты в храни- лища снега и видел ли сокровищницы града, Которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?»; Иов 38:29-30 «Из чьего чрева выходит лёд, и иней небесный, -- кто раждает его? Воды, как камень, крепнут, и поверхность бездны замерзает».
6. Книга Иова признаёт как факт рассеяние 70 народов у Вавилонской башни.
а. Рассеяние народа зафиксировано (Иов 12:23-25) «Умножает народы, и истребляет их; рассевает народы, и собирает их. Отнимает м у глав народа земли, и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути. Ощутью ходят они во тьме, без света; и шатаются, как пьяные».
б. Упомянуты имена многих племён, встречающихся в Бытии 10.
Уц (Иов1:1) «Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла».
Савеяне (Иов1:15) «Волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне, и взяли их, а отроков поразили остриём меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе»; Иов6:19 «Смотрят на них дороги Фемайские, надеются на них пути Савейские».
Офир (Иов28:16) «Не оценивается она золотом Офирским, ни драгоцен- ным ониксом, ни сапфиром»
Хуш (Эфиопия) (Иов 28:19) «Не равняется с нею топаз Ефиопский; чистым золотом не оценивается она».
В. Книга Иова описывает научный метод и иллюстрирует его применение. Бог троекратно утверждает, что Иов «непорочен и справедлив» (Иов1:1,8; 2:3). Несмотря на это, Иов заявляет, что он не безгрешен, понимает свою нужду в жертвоприношении и верит в Искупителя (Иов1:5; 7:20-21; 19:25-27)
1. Бог выдвигает гипотезу относительно характера и натуры Иова, утверждая, что его вера абсолютна (Иов 1:8) «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твоё на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла».
2. Ха’Сатан призывает Бога испытать Иова, чтобы опровергнуть эту гипотезу (Иов1:9-12) «И отвечал сатана Господу, и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, -- и благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, всё, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошёл сатана от лица Господня».
3. Иов с честью выходит из первого испытания, но Ха’Сатан предлагает второе (Иов1:13-22; 2:4-7).
4. Иов проходит его, отстаивая свою непричастность к тайному греху. Наконец. Ха’ Cатан приступает к третьему испытанию (Иов 2:10;6:24; 13:23; 4:12-21).
5. Иов выдерживает третье и заключительное испытание, заявляя, в том числе, и о негодности человека, чем доказывает свою абсолютную верность (Иов 6:24;10:2,7; 13:23; 16:17-19;23:10; 25:4-6; 27:2-6; 38:41; 42:1-8).
С. Книга Иова упоминает многие природные системы и процессы, которые учёные и
сегодня продолжают изучать.
1. Круговорот воды (Иов 26:8; 28:24-27; 36:27-28); Иов 38:25-28 «Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, Чтобы шёл дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, Чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? Или кто раждает капли росы?»
2. Геология, геофизика, астрофизика.
а. Закон гравитации (Иов 26:7) «Он распростёр север над пустотою, повесил землю ни на чём».
б. Вращение Земли (Иов 38:12-14) «Давал ли ты когда в жизни своей приказание утру и указывал ли заре место её, Чтобы она охватила края земли и стряхнула с неё нечестивых; Чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда».
в. Эрозия континентов (Иов 14:18-19) «Но гора, падая, разрушается, и скала сходит с места своего; Вода стирает камни; разлив её смывает земную пыль: так и надежду человека Ты уничтожаешь».
г. Минералогия (Иов28:9-18) «На гранит налагает он руку свою, с корнем опро- кидывает горы. В скалах просекает каналы, и всё драгоценное видит глаз его…А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов».
д. Океанография (Иов 38:8,10,11,16) «Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, И утвердил ему Моё определение, и поставил запо- ры и ворота, И сказал: «доселе дойдёшь, и не перейдёшь, и здесь предел надменным волнам твоим»? Нисходил ли ты во глубину моря, и входил ли в исследование бездны?
е. Астрономия (Иов 9:8-9) «Он один распростира- ет небеса, и ходит по высотам моря; Сотворил Ас, Кесиль и Хима и тайники юга;» Иов11:7-8 «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес, -- что можешь сделать? Глубже преисподней, -- что можешь узнать?»; Иов 22:12 «Не превыше ли небес Бог? Посмотри вверх на звёзды, как они высоко!»; Иов 26:13 «От духа Его – великолепие неба; рука Его образовала быстрого скорпиона»; Иов38:7 « При общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости?»; Иов38:31-33 «Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в своё время и вести Ас с её детьми? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?»
ж. Метеорология (Иов38:22) «Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града»; Иов38:25-30 «Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, Чтобы шёл дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, Чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? Или кто раждает капли росы? Из чьего чрева выходит лёд, и иней небесный, -- кто раждает его? Воды, как камень, крепнут, и поверхность бездны замерзает».
3. Другие области естественных и общественных наук.
а. Оптика (Иов38:19,24) «Где путь к жилищу света, и где место тьмы? По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле?»
б. Психология (Иов38:36) «Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?»
в. Физика (Иов 38:33) «Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?»
г. Электроника (Иов 38:35) «Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: «вот мы»!
д. Биология/ зоология/анатомия/палеонтология (Иов38:39-39:30)
III. Каково назначение книги Иова?
А. Страдания Иова не имели ничего общего ни с каким тайным грехом в его жизни.
1. Иов страдал не за совершённое им зло.
2. Бог допустил искушения Иова, чтобы показать Ха’Сатан, что Божья Благодать может совершить с человеком, предавшим свою жизнь Искупителю.
3. Бог ни разу не обращается к вопросу страданий Иова.
4. Бог подчёркивает важность для Евангелия учения о специальном сотворении, Его промысла и вечной силы, мудрости, любви и планов, видимых в Его творении (Откр.14:6,7) .
5. Иов назван Божьим пророком (Иак.5:10-11) «В пример злострадания и долготер- пения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен».
Б. Книга Иова имеет двойное назначение.
1. Свидетельство Иова на Небе перед Ха’Сатан, демонами и ангельским воинством Свидетельствует об удивительном Божьем плане.
2. На Земле свидетельство Иова о Божьем творении и Его промысле противостоит учениям пантеизма, политеизма, светского гуманизма и эволюционизма.
- 1. Основные этапы исследования Священного Писания (текстология, исагогика, экзегетика, герменевтика). Принципы толкования и изучения Священного Писания.
- 2.Понимание Библейского канона. История канонизации книг Ветхого и Нового Завета.
- 3.История перевода Священного Писания на национальные языки. История перевода Библии на русский язык.
- 4.Библейская критика: причины появления и основные исторические этапы.
- 1 Этап – Историческая критика
- 2 Этап – литературная критика (или источниковедческая) – возникла из сопоставления Евангелий, главной ее задачей был поиск источника Евангельских повествований.
- Синоптические евангелия схожи иногда даже до мелочей. Иногда странное слово, в странной форме встречается во всех трех евангелиях.
- Источник Марка
- Источник Логий (изречений), то, что сегодня нам более знакомо как источник q – Quelle (с нем. Источник).
- 6. Исторические реалии Апостольского века (основные периоды и их характеристика).
- 7. Богословская цель в написании Евангелий (общая и частные).
- 8. Универсализм и иудейские черты Евангелий и Посланий Апостола Павла.
- 9. Иудео-христианский конфликт в ранней церкви. Благодаря каким событиям и письменным источникам мы узнаем об этом? Отношение Иисуса к Закону в свете Евангельских повествований.
- 10.Проблема датировки книг, входящих в состав Нового Завета. Какие исторические события способствуют в определении хронологии Евангельских событий и Посланий.
- 11.Послания к Коринфянам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 12.Послания к Римлянам и Галатам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 13.Тюремные послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 14.Пасторские послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 15.Эсхатологические ожидания Ранней Церкви. Апокалиптические книги Библии (Даниил, Откровение, 1 и 2 Фессалоникийцам): краткий обзор хронологии эсхатологических событий.
- 16.Библейская история: краткий обзор основных исторических этапов, описанных в Ветхом Завете.
- 17.Содержание религиозного культа Израиля. Понятия Завета, священства, жертвоприношений и праздников.
- 18.Поэтические книги Ветхого Завета: общая информация и рассматриваемая проблематика.
- 19.Период Вавилонского изгнания: основные события и изменение менталитета иудейского народа.
- 20.Концепция Мессии и события Последних времен в описании авторов Ветхого Завета
- 21.Богословие Ветхого Завета: основные богословские идеи и их развитие в Ветхозаветных Писаниях: учение о Боге, человеке, спасении, искуплении, Законе, Завете и т.Д.
- 22.Пятикнижие: проблемы авторства и структурного единства текста.
- 24.Большие пророки: авторство, личность пророка, исторический фон книги, содержание книги. Богословие пророческих книг: учение о Боге, человеке, спасении-искуплении.
- 25.Понятие богословия: восточное и западное представление, положительное и отрицательное в их понимании.
- 26.Катафатический и апофатический путь богопознания. Деонисий Ареопагит.
- 27.Догмат и ересь, становление христианского богословия в эпоху Вселенских Соборов.
- 28.Методы богословия. Ответственное богословие. Принцип Solo Scripture, понятие Предания, сущность реформаторской богословской традиции.
- 30.Дайте определение концепции «Божья трансцендентность» и « Божья имманентность», опровергая ложные понимания этих понятий.
- 31.Опишите главные черты Божьего царства. Укажите, как оно проявлялось в прошлом, проявляется в настоящем и будет проявлено в будущем.
- 32.Указать ключевые места Писания, доказывающие как единство Бога, так и Его троичность. Включите в Ваш ответ и ключевые мест, указывающие на божественность каждой личности в Троице?
- 33.Сравните взгляды восточной и западной церквей на природу Троицы, указывая слабые стороны обеих позиций.
- 34.Обсудите и опровергните неверные взгляды на Троицу, а именно арианство, субординационизм, динамическое монархианство, модалистское монархианство.
- 35.Обсудите места Писания 2Тим.3:16 и 2Пет. 1:19-21 с точки зрения их учения о богодухновенности Писания и укажите на трудности, связанные с их толкованием.
- 36.Раскройте следующие взгляды на богодухновенность Писания: консервативный евангельский, фундаментальный, ортодоксальный, умеренный евангельский, либеральный, неоортодоксальный.
- 37.Опишите следующие подходы к разрешению кажущихся ошибок в Библии: абстрактный подход, согласовательный подход, умеренный согласовательный подход, оговорочная безошибочность.
- 38.Опишите, насколько богодухновенность распространяется на копии оригиналов и переводы. Доработать
- 39.Сравните теории дихотомии и трихотомии, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 40.Сравните теории креационизма и традуционизма, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 41.Сравните следующие взгляды на Божий образ в человеке: субстанциальный, реляционный, функциональный, православный, католический. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 42.Укажите суть греха и разные классификации греха, подтверждая вашу точку зрения местами Писания.
- 1Тим.1:5,19 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицеприятной веры
- 4. Непростительный грех.
- 2. Первородный грех.
- 45.Раскройте концепцию «союз со Христом» в связи с понятием «корпоративная личность». Назовите аспекты нашего спасения относящиеся к аспектам нашего союза со Христом.
- 46.В чем заключается протестантская доктрина об оправдании? Сравните ее с католическим и православным подходами.
- 48.Раскройте отношения между покаянием, верой и таинствами в приобретении спасения. Какие элементы входят в библейское понимание истинного покаяния и истинной веры.
- 49. Библейское обоснование Божественности и Личности Святого Духа.
- 51.На чем основано учение, что признаком получения крещения Духом Святым является говорение на иных языках?
- 52.Сравните разные употребления выражения «исполнение Духа Святого», встречаемые в Писании.
- 53.Сравните и оцените определение церкви у католиков, православных и протестантов. Какой взгляд наиболее соответствует библейскому учению?
- 54.Сравните и оцените следующие взгляды на церковное управление: епископальная система, пресвитерианская система, конгрегационалистская система.
- 55.Дайте классификацию духовных даров, и определите суть каждого дарования.
- 57.Сравните и оцените следующие взгляды на восхищение церкви: восхищение до скорби и восхищение после скорби.
- 58.Сравните и оцените следующие взгляды на тысячелетнее царство Христа: постмилленаризм, атмилленаризм, примилленаризм. Какое мнение имеет наибольшее библейское обоснование.
- 59.Ветхий Завет об Иисусе Христе: Семя Жены, Грядущий Пророк, Раб Господень, концепция ветви из корня Иессея, время и место рождения Мессии.
- 60.Особенности образа Иисуса Христа в Евангелиях;
- 62.Имена Иисуса Христа: Сын Божий, Единородный Сын, Сын Человеческий, Первенец, Господь;
- 63.Служение Иисуса Христа как Пророка, Священника и Царя;
- 64.Божественность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Божественного достоинства Христа;
- 65.Человечность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Человечности Христа;
- Человеческое тело.
- 66.Тайна безгрешности Христа, искушения, взаимодействие природ во Христе.
- 67.Ереси, отвергающие Божественность Христа: истоки, смысл.
- 68.Ереси, отвергающие Человечность Христа: истоки и смысл.
- 69.Халкидонское вероопределение и последующее развитие христологической проблематики.
- 70.Либеральное богословие о Христе: Ренан, Штраус, Бультман;
- 72.Что означает древнееврейское слово «йом»? Расскажите, как обычно используется это слово?
- 74.Объясните духовную символику Ноева Ковчега.
- 75.Объясните, для какой цели была написана Книга Иова. Каково назначение Книги Иова?
- 76.Назовите любые три из восьми Псалмов, важных с точки зрения учения о сотворении мира.
- 77.Объясните, почему генетика не допускает макроэволюции. Меняются ли живые существа со временем? Назовите любые три из списка причин, позволявших людям прожить 900 лет.
- 78.Происходит ли глобальное потепление? Объясните.
- 79.Насколько ценна человеческая жизнь? Проиллюстрируйте свой ответ отрывком из Библии.
- 81.Основные типы проповедей, особенности подготовки, выбора темы и произношения проповедей. Христологичность и христоцентричность проповеди. Личность проповедника.
- 82.Основные виды служений в поместной церкви (Причастие, Крещение, Бракосочетание, молитва за детей, похороны и др.) их особенности и порядок проведения.
- 84.Библейское обоснование миссионерства. Концепция Missio Dei. Основные этапы миссионерского служения Церкви, осбенности и влияние на церковную жизнь.
- 85.Насаждение церквей: принципы, особенности, подготовка миссионера. Самоуправление, самофинансирование, саморазмножение поместной церкви. Особенности насаждения церквей в нашей стране.
- 86.Пятидесятническое движение: история появления, исторический и богословско-философский контекст, особенности и трудности, с которыми сталкивалось движения.
- 87.Понятие философии. Особенности философии античного мира, средних веков, нового и новейшего времени.
- 88.История Церкви, как становление христианской веры, культуры, богословия и философии. Особенности истории ранней Церкви, средневековой Церкви, Церкви нового и новейшего времени.
- 89.Реформация и ее всемирно-историческое и духовное значение.