70.Либеральное богословие о Христе: Ренан, Штраус, Бультман;
Основателем либерального богословия многие считают Фридриха Шлейермахера (1768-1834). Именно он разделил веру и разум от личного опыта и историей. Принимая некоторые идеи Гегеля о восприятии действий Бога не как факт истории, а просто как опыт человеческого восприятия, он рассматривал Библию как письменно зафиксированное свидетельство человеческого опыта, а не откровение свыше. Отвергнув историческую достоверность Евангелий, богословы этого направления решили найти так называемого исторического Иисуса. Девятнадцатый век был ознаменован поиском исторического Иисуса. В 1835 г. Д. Ф. Штраус опубликовал первый том «Критического исследования жизни Иисуса». В своей работе он даже не ставит перед собой задачу выяснения исторической личности Иисуса. По его мнению, все новозаветные истории об Иисусе – это собрание религиозных мифов. Для Штрауса, миф – это историческая оболочка религиозных представлений ранних христиан. Эти представления были переработаны в легенды, которые потом были объединены вокруг одной исторической личности. Иисус для него – это некая универсальная идея, или собирательный образ, которая проникала в историю человечества. Поэтому Евангелие есть не что иное, как отражение в исторической форме представлений ранних христиан. По мнению Штрауса, жизнь Иисуса нельзя описать как из-за нечеткости хронологии, так из-за недостоверности ее основных событий.
Есть и другое важное положение либерального богословия в понимании Личности Иисуса Христа, которое выдвинул немецкий богослов Рудольф Бультман (1884-1976). Бультман был богословом, который придерживался теории познания экзистенциализма. Экзистенциализм - это теория, которая утверждает, что истина находится не в том, что человек думает, а в том, что он испытывает и переживает. Принимая эту философскую идею, он согласился, что сверхъестественных событий не происходило, а с другой стороны, это не мешает историческому образу Христа, потому как важно не что Он делал, а чему Он учил, как Его воспринимали ученики. Есть различия между Иисусом истории, который жил в первом веке и Христом Веры (керигмы), Которого мы узнаем из Евангелий.
В 1863г. появилась знаменитая книга Ренана «Жизнь Иисуса», где Сын Божий представлен как реальная историческая личность, но не более чем обычный человек. Эта книга вызвала жестокие споры, и Достоевский, разумеется, не мог обойти ее вниманием. Позднее, в «Дневнике писателя» (1873г.) он признал, что Ренан провозгласил то, что Христос все-таки есть идеал красоты человеческой, тип недостижимый, которому нельзя уже более повториться, даже в будущем.
Отвергнув историческую достоверность Евангелий, богословы этого направления решили найти так называемого исторического Иисуса. Они были убеждены, что портрет Иисуса Христа, находящийся в Евангелиях, не является настоящим описанием Личности Христа, а просто тем, что ранняя церковь проповедовала о Христе.
В 1835 г. Д. Ф. Штраус опубликовал первый том «Критического исследования жизни Иисуса». В своей работе он даже не ставит перед собой задачу выяснения исторической личности Иисуса. По его мнению, все новозаветные истории об Иисусе – это собрание религиозных мифов. Для Штрауса, миф – это историческая оболочка религиозных представлений ранних христиан. Эти представления были переработаны в легенды, которые потом были объединены вокруг одной исторической личности. Иисус для него – это некая универсальная идея, или собирательный образ, которая проникала в историю человечества. Поэтому Евангелие есть не что иное, как отражение в исторической форме представлений ранних христиан. По мнению Штрауса, жизнь Иисуса нельзя описать как из-за нечеткости хронологии, так из-за недостоверности ее основных событий.
В 1863г. появилась знаменитая книга Ренана «Жизнь Иисуса», где Сын Божий представлен как реальная историческая личность, но не более чем обычный человек.
Придерживаясь экзистенциализма, Бультман считал, что истина и знание находятся не в том, что человек думает или видит, но в том, что человек испытывает или ощущает. Поэтому, для того, чтобы получить то же вдохновение, которое изменило жизнь ранних учеников, необходимо не удалить, но изучать чудесные рассказы в Писании. Таким образом, человек может обнаружить, как ученики воспринимали Иисуса и тем самым получить то же самое вдохновение, которое получили они.
Апологетика
71. Можно ли доказать эволюцию или сотворение мира непосредственно? Объясните свою точку зрения и приведите примеры, ее иллюстрирующие. Какова взаимосвязь между наукой и временем? Которая из позиций верна с научной точки зрения?
Теория эволюции и теория сотворения находятся в состоянии гипотезы, поэтому данные теории научно не доказать. Однако можно использовать косвенные проверки, а так же сравнить их с позиции научных данных.
Вера эволюционистов в вечное состояние материи держится лишь на философском отрицании творца, что ведёт к вседозволенности и провозглашению новой веры гуманизма, суть которого разрушение.
Формула их мышления: вечная материя + вечная энергия + вечное время + случай = жизнь.
Всему начало случай и хаос, и лишь длительным промежутком времени можно объяснить
сложность окружающего мира.
Креационисты верят, что есть Бог, создавший материю, энергию, людей. Бог, не зависящий от времени и ничего не делающий просто так, случайно и бессмысленно. Он чётко следует Своим намерениям. К тому же в геологической летописи отсутствуют окаменелости переходных форм, что говорит о возникновении жизни уже в завершённом виде (творение).
Научный метод доказательства бессилен при исследовании какого-либо события, происходившего в прошлом. Этим занимается история. Учёные же могут доказать лишь то, что находится здесь и сейчас.
Создав словесные модели эволюции и сотворения, проверив их, можно сделать определённые предсказания и выявить факты, говорящие о том, что сотворение более согласуется с ними. А именно: живое происходит от живого, галактики неизменны, существуют отдельные виды организмов и новые не появляются, в природе процесс консервативный, множество данных доказывает молодость Земли, в геологической летописи систематические разрывы, нет в природе обезьянолюдей. Человек отличается качественно от животных.
И, наоборот, если не сочинять красивых фантастических историй, в рамках эволюционной системы нельзя ни объяснить ни предсказать ни одного научного закона или природного процесса.
- 1. Основные этапы исследования Священного Писания (текстология, исагогика, экзегетика, герменевтика). Принципы толкования и изучения Священного Писания.
- 2.Понимание Библейского канона. История канонизации книг Ветхого и Нового Завета.
- 3.История перевода Священного Писания на национальные языки. История перевода Библии на русский язык.
- 4.Библейская критика: причины появления и основные исторические этапы.
- 1 Этап – Историческая критика
- 2 Этап – литературная критика (или источниковедческая) – возникла из сопоставления Евангелий, главной ее задачей был поиск источника Евангельских повествований.
- Синоптические евангелия схожи иногда даже до мелочей. Иногда странное слово, в странной форме встречается во всех трех евангелиях.
- Источник Марка
- Источник Логий (изречений), то, что сегодня нам более знакомо как источник q – Quelle (с нем. Источник).
- 6. Исторические реалии Апостольского века (основные периоды и их характеристика).
- 7. Богословская цель в написании Евангелий (общая и частные).
- 8. Универсализм и иудейские черты Евангелий и Посланий Апостола Павла.
- 9. Иудео-христианский конфликт в ранней церкви. Благодаря каким событиям и письменным источникам мы узнаем об этом? Отношение Иисуса к Закону в свете Евангельских повествований.
- 10.Проблема датировки книг, входящих в состав Нового Завета. Какие исторические события способствуют в определении хронологии Евангельских событий и Посланий.
- 11.Послания к Коринфянам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 12.Послания к Римлянам и Галатам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 13.Тюремные послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 14.Пасторские послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 15.Эсхатологические ожидания Ранней Церкви. Апокалиптические книги Библии (Даниил, Откровение, 1 и 2 Фессалоникийцам): краткий обзор хронологии эсхатологических событий.
- 16.Библейская история: краткий обзор основных исторических этапов, описанных в Ветхом Завете.
- 17.Содержание религиозного культа Израиля. Понятия Завета, священства, жертвоприношений и праздников.
- 18.Поэтические книги Ветхого Завета: общая информация и рассматриваемая проблематика.
- 19.Период Вавилонского изгнания: основные события и изменение менталитета иудейского народа.
- 20.Концепция Мессии и события Последних времен в описании авторов Ветхого Завета
- 21.Богословие Ветхого Завета: основные богословские идеи и их развитие в Ветхозаветных Писаниях: учение о Боге, человеке, спасении, искуплении, Законе, Завете и т.Д.
- 22.Пятикнижие: проблемы авторства и структурного единства текста.
- 24.Большие пророки: авторство, личность пророка, исторический фон книги, содержание книги. Богословие пророческих книг: учение о Боге, человеке, спасении-искуплении.
- 25.Понятие богословия: восточное и западное представление, положительное и отрицательное в их понимании.
- 26.Катафатический и апофатический путь богопознания. Деонисий Ареопагит.
- 27.Догмат и ересь, становление христианского богословия в эпоху Вселенских Соборов.
- 28.Методы богословия. Ответственное богословие. Принцип Solo Scripture, понятие Предания, сущность реформаторской богословской традиции.
- 30.Дайте определение концепции «Божья трансцендентность» и « Божья имманентность», опровергая ложные понимания этих понятий.
- 31.Опишите главные черты Божьего царства. Укажите, как оно проявлялось в прошлом, проявляется в настоящем и будет проявлено в будущем.
- 32.Указать ключевые места Писания, доказывающие как единство Бога, так и Его троичность. Включите в Ваш ответ и ключевые мест, указывающие на божественность каждой личности в Троице?
- 33.Сравните взгляды восточной и западной церквей на природу Троицы, указывая слабые стороны обеих позиций.
- 34.Обсудите и опровергните неверные взгляды на Троицу, а именно арианство, субординационизм, динамическое монархианство, модалистское монархианство.
- 35.Обсудите места Писания 2Тим.3:16 и 2Пет. 1:19-21 с точки зрения их учения о богодухновенности Писания и укажите на трудности, связанные с их толкованием.
- 36.Раскройте следующие взгляды на богодухновенность Писания: консервативный евангельский, фундаментальный, ортодоксальный, умеренный евангельский, либеральный, неоортодоксальный.
- 37.Опишите следующие подходы к разрешению кажущихся ошибок в Библии: абстрактный подход, согласовательный подход, умеренный согласовательный подход, оговорочная безошибочность.
- 38.Опишите, насколько богодухновенность распространяется на копии оригиналов и переводы. Доработать
- 39.Сравните теории дихотомии и трихотомии, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 40.Сравните теории креационизма и традуционизма, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 41.Сравните следующие взгляды на Божий образ в человеке: субстанциальный, реляционный, функциональный, православный, католический. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 42.Укажите суть греха и разные классификации греха, подтверждая вашу точку зрения местами Писания.
- 1Тим.1:5,19 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицеприятной веры
- 4. Непростительный грех.
- 2. Первородный грех.
- 45.Раскройте концепцию «союз со Христом» в связи с понятием «корпоративная личность». Назовите аспекты нашего спасения относящиеся к аспектам нашего союза со Христом.
- 46.В чем заключается протестантская доктрина об оправдании? Сравните ее с католическим и православным подходами.
- 48.Раскройте отношения между покаянием, верой и таинствами в приобретении спасения. Какие элементы входят в библейское понимание истинного покаяния и истинной веры.
- 49. Библейское обоснование Божественности и Личности Святого Духа.
- 51.На чем основано учение, что признаком получения крещения Духом Святым является говорение на иных языках?
- 52.Сравните разные употребления выражения «исполнение Духа Святого», встречаемые в Писании.
- 53.Сравните и оцените определение церкви у католиков, православных и протестантов. Какой взгляд наиболее соответствует библейскому учению?
- 54.Сравните и оцените следующие взгляды на церковное управление: епископальная система, пресвитерианская система, конгрегационалистская система.
- 55.Дайте классификацию духовных даров, и определите суть каждого дарования.
- 57.Сравните и оцените следующие взгляды на восхищение церкви: восхищение до скорби и восхищение после скорби.
- 58.Сравните и оцените следующие взгляды на тысячелетнее царство Христа: постмилленаризм, атмилленаризм, примилленаризм. Какое мнение имеет наибольшее библейское обоснование.
- 59.Ветхий Завет об Иисусе Христе: Семя Жены, Грядущий Пророк, Раб Господень, концепция ветви из корня Иессея, время и место рождения Мессии.
- 60.Особенности образа Иисуса Христа в Евангелиях;
- 62.Имена Иисуса Христа: Сын Божий, Единородный Сын, Сын Человеческий, Первенец, Господь;
- 63.Служение Иисуса Христа как Пророка, Священника и Царя;
- 64.Божественность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Божественного достоинства Христа;
- 65.Человечность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Человечности Христа;
- Человеческое тело.
- 66.Тайна безгрешности Христа, искушения, взаимодействие природ во Христе.
- 67.Ереси, отвергающие Божественность Христа: истоки, смысл.
- 68.Ереси, отвергающие Человечность Христа: истоки и смысл.
- 69.Халкидонское вероопределение и последующее развитие христологической проблематики.
- 70.Либеральное богословие о Христе: Ренан, Штраус, Бультман;
- 72.Что означает древнееврейское слово «йом»? Расскажите, как обычно используется это слово?
- 74.Объясните духовную символику Ноева Ковчега.
- 75.Объясните, для какой цели была написана Книга Иова. Каково назначение Книги Иова?
- 76.Назовите любые три из восьми Псалмов, важных с точки зрения учения о сотворении мира.
- 77.Объясните, почему генетика не допускает макроэволюции. Меняются ли живые существа со временем? Назовите любые три из списка причин, позволявших людям прожить 900 лет.
- 78.Происходит ли глобальное потепление? Объясните.
- 79.Насколько ценна человеческая жизнь? Проиллюстрируйте свой ответ отрывком из Библии.
- 81.Основные типы проповедей, особенности подготовки, выбора темы и произношения проповедей. Христологичность и христоцентричность проповеди. Личность проповедника.
- 82.Основные виды служений в поместной церкви (Причастие, Крещение, Бракосочетание, молитва за детей, похороны и др.) их особенности и порядок проведения.
- 84.Библейское обоснование миссионерства. Концепция Missio Dei. Основные этапы миссионерского служения Церкви, осбенности и влияние на церковную жизнь.
- 85.Насаждение церквей: принципы, особенности, подготовка миссионера. Самоуправление, самофинансирование, саморазмножение поместной церкви. Особенности насаждения церквей в нашей стране.
- 86.Пятидесятническое движение: история появления, исторический и богословско-философский контекст, особенности и трудности, с которыми сталкивалось движения.
- 87.Понятие философии. Особенности философии античного мира, средних веков, нового и новейшего времени.
- 88.История Церкви, как становление христианской веры, культуры, богословия и философии. Особенности истории ранней Церкви, средневековой Церкви, Церкви нового и новейшего времени.
- 89.Реформация и ее всемирно-историческое и духовное значение.