logo search
ЭксперРелигиоведение___текст_лекций

Христианство (вводная часть)

I в. – апостольский век в развитии христианства

II – начало IV вв. – катакомбный период

С начала IV в. христианство становится официальной религией, гонения прекращаются

1 г. н.э. – рождение Иисуса Христа

33 или 34 г. н.э. распятие (и, как верят христиане, - воскресение Христа).

У истоков христианской церкви, помимо Иисуса Христа, стоят апостолы – в переводе «посланник», ученики самого Иисуса Христа, в Библии говорится и о 12, и о 70 апостолах – вероятно, их число было подвижно.

Ап. Павел – самый великий из апостолов, первоначально воинственный иудей Савл, потом уверовал в Христа – усечен мечом.

Ап. Петр – любимый ученик Христа, был распят вниз головой.

Ап. Андрей – недостоверное предание о том, что якобы проповедовал в Приднепровье, был распят, отсюда Андреевский флаг русского флота.

Ап. Иаков – сводный брат Иисуса Христа (сын Иосифа Обручника от первого брака) – иудеи сбросили его с крыши храма.

Ап. Варфаламей – проповедовал на территории современного Дагестана, в Эфиопии – живьем содрали кожу.

Ап. Фома – не поверил в воскресение Христа, Христос позволили ему дотронуться до его ран, после этого Фома поверил.

Ап. Лука – автор одного из Евангелий, первый иконописец, написал икону Богоматери Умиление (Владимирская) и ряд других икон.

Иудеи преследовали христиан как последователей обманщика, римляне – поскольку христиане не могли нарушить первую заповедь Моисееву, отказывались приносить жертвы официальным римским богам (Юпитер, культ обожествленного императора).

Для христиан придумывались самые свирепые казни – кидали в клетки со львами, распинали, сжигали живьем. Многие отрекались, но многие шли на смерть и становились мучениками.

Казнь 40 мучеников Севастийских – в Армении, римляне живьем вмораживали в озеро 40 христиан. Один отрекся, но эта казнь настолько поразила одного из солдат, что он добровольно присоединился к христианам и стал сороковым мучеником.

Великомученица Татьяна – покровительница российских студентов (II в.).

Гонения не приносили никакого результата, многие были поражены мужеством христиан. Интерес к этой религии становился все большим.

В христианстве недостаточно просто делать добрые дела и молиться дома – обязательно нужно посещать церковь и жить церковной жизнью.

Церковь в христианстве – не просто молельный дом. Идея церкви восходит к празднику Троицы (Пятидесятницы), который носит неофициальное название «День рождения Церкви».

На 50 день после Пасхи апостолы собрались в назначенном Христом месте, по преданию, случилось чудо – на апостолов сошли огненные языки. Христиане верят, что это и есть сила Святого Духа (человеку открылась третья ипостась Бога: в Ветхом Завете – Бог-Отец, в лице Иисуса Христа – Бог-Сын, отсюда праздник Троицы). После этого апостолы обрели дар совершать чудеса – изгонять бесов, лечить людей, заговорили на иностранных языках.

Второго поколения апостолов уже не было. Но христиане верят в то, что силу Святого Духа апостолы передали особо выделенным людям через наложение рук с молитвой – рукоположение. Рукоположенный человек становился священником.

В православной и католической церквах традиция канонического рукоположения не прерывается уже более чем 2000 лет (протестанты ее сознательно прервут).

В христианстве три священнических чина:

  1. Епископ – высший священнический чин (папа Римский, патриархи – тоже епископы)

  2. Пресвитер (поп)

  3. Дьякон – младший чин.

Только канонически рукоположенный священник имеет возможность совершать семь основных таинств.