59.Ветхий Завет об Иисусе Христе: Семя Жены, Грядущий Пророк, Раб Господень, концепция ветви из корня Иессея, время и место рождения Мессии.
Важно обнаружить и правильно понимать пророчества Ветхого Завета об Иисусе Христе. Сам Христос подчеркивал, что именно Он является центральной Личностью ветхозаветных Писаний: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).
«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Быт. 3:15). Важно отметить, что Бог устанавливает вражду между змеем и женщиной, потомством змея и потомством женщины. Но это противостояние закончится победой Семени жены. Вероятно, здесь присутствует указание на сверхъестественное рождение Спасителя от женщины без участия мужчины. Семя жены победит потомков змея. Особенный Потомок жены будет Личностью мужского рода, и Его рождение носит сверхъестественный характер.
«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте, –… Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему, а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор. 18:15,18,19). Его слово будет обладать Божественной властью; Он будет зачат от Духа Святого, и Его служение будет сопровождаться великими чудесами. Он приведет всех людей к служению Богу, и будет, как Моисей, Посредником между Богом и Его народом.
Раб Господень (Ис. 42:1-7, 49:5-10, 50:4-10). Это не проявление слабости, но отражение характера Его миссии. Он должен принести Суд и избавление народам (Ис. 49:5-10). Начиная с этой главы, пророк Исайя меняет свою речь, и устремляет свой взгляд в будущее, когда откроется новая эра в истории человечества, связанная с искуплением человечества через Мессию. Согласно этому отрывку, Раб восстановит Израиль и избавит народы. Здесь появляется образ Совершенного Раба, Который добровольно терпит незаслуженное унижение, страдает и умирает. Именно такую цену приходится платить Рабу, чтобы возвратить к Богу Израиль, а также, и другие народы.
Пророки часто говорят о Личности Мессии как об Отрасли. Этого Спасителя для Израиля представляет прежде всего Исайя, а затем Михей и Иеремия. «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина” (Ис.11:1-6). Концепция отрасли и ветви от корня Давида у многих богословов приобрела отчетливые очертания в связи с учением о Личности Христа.
Отрасль – это нечто, взращённое Господом из земли: “как отпрыск и как росток из сухой земли” (Ис. 53:2). Личность, Которая названа пророками отраслью и ветвью, имеет непосредственное отношение к земному. Это образная интерпретация сущности таинственной Личности Мессии: Отрасль происходит от естественных потомков Давида. Это уникальный Человек, семя Давида, который будет надеждой Израиля, Праведным Судьею, Защитником и Спасителем народа Божьего. Как следует из приведённых текстов, здесь частично раскрывается тайна Мессии. Образы Отрасли и Ветви, которые появятся от земли, снизу (из корня Иессеева), указывают на особенность Мессии, как потомка Давида по плоти. Он будет иметь семью, место и время рождения как настоящий человек. Это ещё одна особенность будущего Мессии в концепции отрасли и ветви. Если пророчество Михея указывает на место рождения Мессии, то два столетия спустя пророк Даниил указал на время Его рождения (Дан.9:2-7). Это указание содержится в пророчестве о семидесяти седьминах. Каждая из семидесяти седьмин продолжается семь лет. Это понимал каждый еврей, так как по закону Моисееву каждый седьмой год являлся субботним (Лев.25:4). Значит 7 + 62 = 69 седьмин и 69*7 = 483 лет. Это промежуток времени до Христа Владыки, который равен 483 годам. Началом этого времени следует исчислять от года, когда Ездра и Неемия непосредственно начали восстанавливать Иерусалим. Персидский царь Артаксеркс издал указ о его восстановлении через семь лет после вступления на трон, т.е. в 457 г. до Р.Х. (- 457) + (- 483) = 483 – 457 = 27/28 г. н.э. Таким образом, в этом году Иисус Христос, согласно Даниилу, должен приступить к публичному служению. Когда Господь приступил к служению Ему было около 30 лет (Лк. 3:23). Ирод Великий пережил еще рождение Иисуса Христа (Мф.2) и умер в 4 г. до Р.Х. Следовательно, Христос должен был родиться за 4-5 лет до христианского летоисчисления. Потому в начале Его общественного служения, т.е. в 26/27 г. Ему было буквально около 30 лет. Таким образом, пророчество ВЗ точно определило человеческое происхождение Искупителя в вопросе семьи (Семя жены, Младенец у Девы, Пророк из среды народа Божьего и т.д.) места и времени Его рождения. Мостик между Ветхим и Новым заветами.
Семя жены и непорочное зачатие
«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” Быт. 3:15.
Иудеи и христиане традиционно рассматривают эти слова как первый намек на Спасителя человечества и поэтому этот стих называют Протоевангелием, или первым Евангелием. Ссылки на это стих в Новом Завете содержаться в Рим. 16:20, Евр. 2:14, Откр.2.6
Грядущий Пророк.
«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте, –… Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему, а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» Втор. 18:15, 18,19.
Из раввинистической литературы можно выделить некоторые важные характеристики ожидаемого пророка:
Тот Пророк будет говорить именем Божьим;
Его слово будет обладать Божественной властью;
Он будет зачат от Духа Святого;
Его служение будет сопровождаться великими чудесами;
Он приведет всех людей к служению Богу;
Он будет, как и Моисей, Посредником между Богом и Его народом.
Эти характеристики явно указывают на Иисуса Христа. Рассмотрим некоторые тексты из Евангелия от Иоанна.
“Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк”. Ин.7:40
Мессия или Ветвь из корня Давида.
«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов”. Быт. 49:10.
Концепция отрасли и ветви от корня Давида у многих богословов приобрела отчетливые очертания в связи с учением о Личности Христа. Отрасль – это нечто взрощенное Господом из земли: “как отпрыск и как росток из сухой земли” Ис. 53:2. Личность, которая названа пророками отраслью и ветвью имеет непосредственное отношение к земному. Это образная интерпретация сущности таинственной личности Мессии: Отрасль происходит от естественных потомков Давида. Это уникальный человек, семя Давида, который будет надеждой Израиля. Он будет праведным Судьею, Защитником и Спасителем народа Божия.
Раб Господень.
Образ Отрока Господня представлен в Ис. 42 – 53 главах. В них Раб Господень выступает как Искупитель грехов народа, причем чужие грехи Он искупает собственным страданием и даже на смерть предается. Этот Вождь – Искупитель совсем не отвечает представлениям толпы. Это не блестящий и могущественный царь – воитель, а Страдалец, готовый принести в жертву Самого Себя. Иудеи на протяжении более чем 2,5 тыс. лет усматривают в Рабе Господнем Мессию, Помазанника, избранного Царя, который еще должен явиться. Ожидание Мессии продолжается до сих пор. В этой песне о Рабе более полно раскрывается Его образ, который добровольно терпит незаслуженное унижение, страдает и умирает. Именно такую цену приходится платить Рабу, чтобы возвратить Израиль к Богу. Эта песня начинается и заканчивается описанием величия Раба.
В Мк 10:45 Иисус сказал: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.” Заметьте, что здесь Иисус говорил о Себе как о Рабе и ссылался на Ис 53:10-12. В Лк. 22:37 Он снова ссылается на Ис 53:12 говоря о Себе. Также в синагоге города Капернаум, читая из Ис 61, который является отрывком, подобным Ис 42, Иисус сказал, что это место исполняется в Нем (см. Лк 4).
Место и время рождения Мессии:
Мих.5:2 «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».
Даниила 9: 24-27.
Если пророчество Михея указывает на место рождения Мессии, то два столетия спустя пророк Даниил указал на время Его рождения. Это указание содержится в пророчестве о семидесяти седьминах. Каждая из семидесяти седьмин продолжается семь лет. Это понимал каждый еврей, так как по закону Моисееву каждый седьмой год являлся субботним (Лев.25:4). Значит 7 + 62 = 69 седьмин и 69 * 7 = 483 лет. Это промежуток времени до Христа Владыки, который равен 483 годам. Началом этого времени следует исчислять от года, когда Ездра и Неемия начали непосредственно восстанавливать город. Персидский царь Артаксеркс издал указ о восстановлении Иерусалима через семь лет после вступления на трон т.е. в 457 г. до Р.Х. Если мы (- 457) + (- 483) = 483 – 457 = 27/28 г. н.э. Таким образом, в этом году Иисус Христос, согласно Даниилу, должен приступить к публичному служению. Когда Господь приступил к служению Ему было около 30 лет (Лк. 3:23). Ирод Великий пережил еще рождение Иисуса Христа (Мф.2) и умер в 749 г. от основания Рима, т.е. в 4 г. до Р.Х. Следовательно, Христос должен был родиться за 4-5 лет до христианского летоисчисления. Потому в начале Его общественного служения, т.е. в 26/27 г. Ему было буквально около 30 лет.
- 1. Основные этапы исследования Священного Писания (текстология, исагогика, экзегетика, герменевтика). Принципы толкования и изучения Священного Писания.
- 2.Понимание Библейского канона. История канонизации книг Ветхого и Нового Завета.
- 3.История перевода Священного Писания на национальные языки. История перевода Библии на русский язык.
- 4.Библейская критика: причины появления и основные исторические этапы.
- 1 Этап – Историческая критика
- 2 Этап – литературная критика (или источниковедческая) – возникла из сопоставления Евангелий, главной ее задачей был поиск источника Евангельских повествований.
- Синоптические евангелия схожи иногда даже до мелочей. Иногда странное слово, в странной форме встречается во всех трех евангелиях.
- Источник Марка
- Источник Логий (изречений), то, что сегодня нам более знакомо как источник q – Quelle (с нем. Источник).
- 6. Исторические реалии Апостольского века (основные периоды и их характеристика).
- 7. Богословская цель в написании Евангелий (общая и частные).
- 8. Универсализм и иудейские черты Евангелий и Посланий Апостола Павла.
- 9. Иудео-христианский конфликт в ранней церкви. Благодаря каким событиям и письменным источникам мы узнаем об этом? Отношение Иисуса к Закону в свете Евангельских повествований.
- 10.Проблема датировки книг, входящих в состав Нового Завета. Какие исторические события способствуют в определении хронологии Евангельских событий и Посланий.
- 11.Послания к Коринфянам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 12.Послания к Римлянам и Галатам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 13.Тюремные послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 14.Пасторские послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 15.Эсхатологические ожидания Ранней Церкви. Апокалиптические книги Библии (Даниил, Откровение, 1 и 2 Фессалоникийцам): краткий обзор хронологии эсхатологических событий.
- 16.Библейская история: краткий обзор основных исторических этапов, описанных в Ветхом Завете.
- 17.Содержание религиозного культа Израиля. Понятия Завета, священства, жертвоприношений и праздников.
- 18.Поэтические книги Ветхого Завета: общая информация и рассматриваемая проблематика.
- 19.Период Вавилонского изгнания: основные события и изменение менталитета иудейского народа.
- 20.Концепция Мессии и события Последних времен в описании авторов Ветхого Завета
- 21.Богословие Ветхого Завета: основные богословские идеи и их развитие в Ветхозаветных Писаниях: учение о Боге, человеке, спасении, искуплении, Законе, Завете и т.Д.
- 22.Пятикнижие: проблемы авторства и структурного единства текста.
- 24.Большие пророки: авторство, личность пророка, исторический фон книги, содержание книги. Богословие пророческих книг: учение о Боге, человеке, спасении-искуплении.
- 25.Понятие богословия: восточное и западное представление, положительное и отрицательное в их понимании.
- 26.Катафатический и апофатический путь богопознания. Деонисий Ареопагит.
- 27.Догмат и ересь, становление христианского богословия в эпоху Вселенских Соборов.
- 28.Методы богословия. Ответственное богословие. Принцип Solo Scripture, понятие Предания, сущность реформаторской богословской традиции.
- 30.Дайте определение концепции «Божья трансцендентность» и « Божья имманентность», опровергая ложные понимания этих понятий.
- 31.Опишите главные черты Божьего царства. Укажите, как оно проявлялось в прошлом, проявляется в настоящем и будет проявлено в будущем.
- 32.Указать ключевые места Писания, доказывающие как единство Бога, так и Его троичность. Включите в Ваш ответ и ключевые мест, указывающие на божественность каждой личности в Троице?
- 33.Сравните взгляды восточной и западной церквей на природу Троицы, указывая слабые стороны обеих позиций.
- 34.Обсудите и опровергните неверные взгляды на Троицу, а именно арианство, субординационизм, динамическое монархианство, модалистское монархианство.
- 35.Обсудите места Писания 2Тим.3:16 и 2Пет. 1:19-21 с точки зрения их учения о богодухновенности Писания и укажите на трудности, связанные с их толкованием.
- 36.Раскройте следующие взгляды на богодухновенность Писания: консервативный евангельский, фундаментальный, ортодоксальный, умеренный евангельский, либеральный, неоортодоксальный.
- 37.Опишите следующие подходы к разрешению кажущихся ошибок в Библии: абстрактный подход, согласовательный подход, умеренный согласовательный подход, оговорочная безошибочность.
- 38.Опишите, насколько богодухновенность распространяется на копии оригиналов и переводы. Доработать
- 39.Сравните теории дихотомии и трихотомии, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 40.Сравните теории креационизма и традуционизма, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 41.Сравните следующие взгляды на Божий образ в человеке: субстанциальный, реляционный, функциональный, православный, католический. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 42.Укажите суть греха и разные классификации греха, подтверждая вашу точку зрения местами Писания.
- 1Тим.1:5,19 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицеприятной веры
- 4. Непростительный грех.
- 2. Первородный грех.
- 45.Раскройте концепцию «союз со Христом» в связи с понятием «корпоративная личность». Назовите аспекты нашего спасения относящиеся к аспектам нашего союза со Христом.
- 46.В чем заключается протестантская доктрина об оправдании? Сравните ее с католическим и православным подходами.
- 48.Раскройте отношения между покаянием, верой и таинствами в приобретении спасения. Какие элементы входят в библейское понимание истинного покаяния и истинной веры.
- 49. Библейское обоснование Божественности и Личности Святого Духа.
- 51.На чем основано учение, что признаком получения крещения Духом Святым является говорение на иных языках?
- 52.Сравните разные употребления выражения «исполнение Духа Святого», встречаемые в Писании.
- 53.Сравните и оцените определение церкви у католиков, православных и протестантов. Какой взгляд наиболее соответствует библейскому учению?
- 54.Сравните и оцените следующие взгляды на церковное управление: епископальная система, пресвитерианская система, конгрегационалистская система.
- 55.Дайте классификацию духовных даров, и определите суть каждого дарования.
- 57.Сравните и оцените следующие взгляды на восхищение церкви: восхищение до скорби и восхищение после скорби.
- 58.Сравните и оцените следующие взгляды на тысячелетнее царство Христа: постмилленаризм, атмилленаризм, примилленаризм. Какое мнение имеет наибольшее библейское обоснование.
- 59.Ветхий Завет об Иисусе Христе: Семя Жены, Грядущий Пророк, Раб Господень, концепция ветви из корня Иессея, время и место рождения Мессии.
- 60.Особенности образа Иисуса Христа в Евангелиях;
- 62.Имена Иисуса Христа: Сын Божий, Единородный Сын, Сын Человеческий, Первенец, Господь;
- 63.Служение Иисуса Христа как Пророка, Священника и Царя;
- 64.Божественность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Божественного достоинства Христа;
- 65.Человечность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Человечности Христа;
- Человеческое тело.
- 66.Тайна безгрешности Христа, искушения, взаимодействие природ во Христе.
- 67.Ереси, отвергающие Божественность Христа: истоки, смысл.
- 68.Ереси, отвергающие Человечность Христа: истоки и смысл.
- 69.Халкидонское вероопределение и последующее развитие христологической проблематики.
- 70.Либеральное богословие о Христе: Ренан, Штраус, Бультман;
- 72.Что означает древнееврейское слово «йом»? Расскажите, как обычно используется это слово?
- 74.Объясните духовную символику Ноева Ковчега.
- 75.Объясните, для какой цели была написана Книга Иова. Каково назначение Книги Иова?
- 76.Назовите любые три из восьми Псалмов, важных с точки зрения учения о сотворении мира.
- 77.Объясните, почему генетика не допускает макроэволюции. Меняются ли живые существа со временем? Назовите любые три из списка причин, позволявших людям прожить 900 лет.
- 78.Происходит ли глобальное потепление? Объясните.
- 79.Насколько ценна человеческая жизнь? Проиллюстрируйте свой ответ отрывком из Библии.
- 81.Основные типы проповедей, особенности подготовки, выбора темы и произношения проповедей. Христологичность и христоцентричность проповеди. Личность проповедника.
- 82.Основные виды служений в поместной церкви (Причастие, Крещение, Бракосочетание, молитва за детей, похороны и др.) их особенности и порядок проведения.
- 84.Библейское обоснование миссионерства. Концепция Missio Dei. Основные этапы миссионерского служения Церкви, осбенности и влияние на церковную жизнь.
- 85.Насаждение церквей: принципы, особенности, подготовка миссионера. Самоуправление, самофинансирование, саморазмножение поместной церкви. Особенности насаждения церквей в нашей стране.
- 86.Пятидесятническое движение: история появления, исторический и богословско-философский контекст, особенности и трудности, с которыми сталкивалось движения.
- 87.Понятие философии. Особенности философии античного мира, средних веков, нового и новейшего времени.
- 88.История Церкви, как становление христианской веры, культуры, богословия и философии. Особенности истории ранней Церкви, средневековой Церкви, Церкви нового и новейшего времени.
- 89.Реформация и ее всемирно-историческое и духовное значение.