logo search
исправл вопр

59.Ветхий Завет об Иисусе Христе: Семя Жены, Грядущий Пророк, Раб Господень, концепция ветви из корня Иессея, время и место рождения Мессии.

Важно обнаружить и правильно понимать пророчества Ветхого Завета об Иисусе Христе. Сам Христос подчеркивал, что именно Он является центральной Личностью ветхозаветных Писаний: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Быт. 3:15). Важно отметить, что Бог устанавливает вражду между змеем и женщиной, потомством змея и потомством женщины. Но это противостояние закончится победой Семени жены. Вероятно, здесь присутствует указание на сверхъестественное рождение Спасителя от женщины без участия мужчины. Семя жены победит потомков змея. Особенный Потомок жены будет Личностью мужского рода, и Его рождение носит сверхъестественный характер.

«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте, –… Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему, а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор. 18:15,18,19). Его слово будет обладать Божественной властью; Он будет зачат от Духа Святого, и Его служение будет сопровождаться великими чудесами. Он приведет всех людей к служению Богу, и будет, как Моисей, Посредником между Богом и Его народом.

Раб Господень (Ис. 42:1-7, 49:5-10, 50:4-10). Это не проявление слабости, но отражение характера Его миссии. Он должен принести Суд и избавление народам (Ис. 49:5-10). Начиная с этой главы, пророк Исайя меняет свою речь, и устремляет свой взгляд в будущее, когда откроется новая эра в истории человечества, связанная с искуплением человечества через Мессию. Согласно этому отрывку, Раб восстановит Израиль и избавит народы. Здесь появляется образ Совершенного Раба, Который добровольно терпит незаслуженное унижение, страдает и умирает. Именно такую цену приходится платить Рабу, чтобы возвратить к Богу Израиль, а также, и другие народы.

Пророки часто говорят о Личности Мессии как об Отрасли. Этого Спасителя для Израиля представляет прежде всего Исайя, а затем Михей и Иеремия. «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина” (Ис.11:1-6). Концепция отрасли и ветви от корня Давида у многих богословов приобрела отчетливые очертания в связи с учением о Личности Христа.

Отрасль – это нечто, взращённое Господом из земли: “как отпрыск и как росток из сухой земли” (Ис. 53:2). Личность, Которая названа пророками отраслью и ветвью, имеет непосредственное отношение к земному. Это образная интерпретация сущности таинственной Личности Мессии: Отрасль происходит от естественных потомков Давида. Это уникальный Человек, семя Давида, который будет надеждой Израиля, Праведным Судьею, Защитником и Спасителем народа Божьего. Как следует из приведённых текстов, здесь частично раскрывается тайна Мессии. Образы Отрасли и Ветви, которые появятся от земли, снизу (из корня Иессеева), указывают на особенность Мессии, как потомка Давида по плоти. Он будет иметь семью, место и время рождения как настоящий человек. Это ещё одна особенность будущего Мессии в концепции отрасли и ветви. Если пророчество Михея указывает на место рождения Мессии, то два столетия спустя пророк Даниил указал на время Его рождения (Дан.9:2-7). Это указание содержится в пророчестве о семидесяти седьминах. Каждая из семидесяти седьмин продолжается семь лет. Это понимал каждый еврей, так как по закону Моисееву каждый седьмой год являлся субботним (Лев.25:4). Значит 7 + 62 = 69 седьмин и 69*7 = 483 лет. Это промежуток времени до Христа Владыки, который равен 483 годам. Началом этого времени следует исчислять от года, когда Ездра и Неемия непосредственно начали восстанавливать Иерусалим. Персидский царь Артаксеркс издал указ о его восстановлении через семь лет после вступления на трон, т.е. в 457 г. до Р.Х. (- 457) + (- 483) = 483 – 457 = 27/28 г. н.э. Таким образом, в этом году Иисус Христос, согласно Даниилу, должен приступить к публичному служению. Когда Господь приступил к служению Ему было около 30 лет (Лк. 3:23). Ирод Великий пережил еще рождение Иисуса Христа (Мф.2) и умер в 4 г. до Р.Х. Следовательно, Христос должен был родиться за 4-5 лет до христианского летоисчисления. Потому в начале Его общественного служения, т.е. в 26/27 г. Ему было буквально около 30 лет. Таким образом, пророчество ВЗ точно определило человеческое происхождение Искупителя в вопросе семьи (Семя жены, Младенец у Девы, Пророк из среды народа Божьего и т.д.) места и времени Его рождения. Мостик между Ветхим и Новым заветами.

Семя жены и непорочное зачатие

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” Быт. 3:15.

Иудеи и христиане традиционно рассматривают эти слова как первый намек на Спасителя человечества и поэтому этот стих называют Протоевангелием, или первым Евангелием. Ссылки на это стих в Новом Завете содержаться в Рим. 16:20, Евр. 2:14, Откр.2.6

Грядущий Пророк.

«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте, –… Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему, а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» Втор. 18:15, 18,19.

Из раввинистической литературы можно выделить некоторые важные характеристики ожидаемого пророка:

Тот Пророк будет говорить именем Божьим;

Его слово будет обладать Божественной властью;

Он будет зачат от Духа Святого;

Его служение будет сопровождаться великими чудесами;

Он приведет всех людей к служению Богу;

Он будет, как и Моисей, Посредником между Богом и Его народом.

Эти характеристики явно указывают на Иисуса Христа. Рассмотрим некоторые тексты из Евангелия от Иоанна.

“Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк”. Ин.7:40

Мессия или Ветвь из корня Давида.

«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов”. Быт. 49:10.

Концепция отрасли и ветви от корня Давида у многих богословов приобрела отчетливые очертания в связи с учением о Личности Христа. Отрасль – это нечто взрощенное Господом из земли: “как отпрыск и как росток из сухой земли” Ис. 53:2. Личность, которая названа пророками отраслью и ветвью имеет непосредственное отношение к земному. Это образная интерпретация сущности таинственной личности Мессии: Отрасль происходит от естественных потомков Давида. Это уникальный человек, семя Давида, который будет надеждой Израиля. Он будет праведным Судьею, Защитником и Спасителем народа Божия.

Раб Господень.

Образ Отрока Господня представлен в Ис. 42 – 53 главах. В них Раб Господень выступает как Искупитель грехов народа, причем чужие грехи Он искупает собственным страданием и даже на смерть предается. Этот Вождь – Искупитель совсем не отвечает представлениям толпы. Это не блестящий и могущественный царь – воитель, а Страдалец, готовый принести в жертву Самого Себя. Иудеи на протяжении более чем 2,5 тыс. лет усматривают в Рабе Господнем Мессию, Помазанника, избранного Царя, который еще должен явиться. Ожидание Мессии продолжается до сих пор. В этой песне о Рабе более полно раскрывается Его образ, который добровольно терпит незаслуженное унижение, страдает и умирает. Именно такую цену приходится платить Рабу, чтобы возвратить Израиль к Богу. Эта песня начинается и заканчивается описанием величия Раба.

В Мк 10:45 Иисус сказал: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.” Заметьте, что здесь Иисус говорил о Себе как о Рабе и ссылался на Ис 53:10-12. В Лк. 22:37 Он снова ссылается на Ис 53:12 говоря о Себе. Также в синагоге города Капернаум, читая из Ис 61, который является отрывком, подобным Ис 42, Иисус сказал, что это место исполняется в Нем (см. Лк 4).

Место и время рождения Мессии:

Мих.5:2 «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».

Даниила 9: 24-27.

Если пророчество Михея указывает на место рождения Мессии, то два столетия спустя пророк Даниил указал на время Его рождения. Это указание содержится в пророчестве о семидесяти седьминах. Каждая из семидесяти седьмин продолжается семь лет. Это понимал каждый еврей, так как по закону Моисееву каждый седьмой год являлся субботним (Лев.25:4). Значит 7 + 62 = 69 седьмин и 69 * 7 = 483 лет. Это промежуток времени до Христа Владыки, который равен 483 годам. Началом этого времени следует исчислять от года, когда Ездра и Неемия начали непосредственно восстанавливать город. Персидский царь Артаксеркс издал указ о восстановлении Иерусалима через семь лет после вступления на трон т.е. в 457 г. до Р.Х. Если мы (- 457) + (- 483) = 483 – 457 = 27/28 г. н.э. Таким образом, в этом году Иисус Христос, согласно Даниилу, должен приступить к публичному служению. Когда Господь приступил к служению Ему было около 30 лет (Лк. 3:23). Ирод Великий пережил еще рождение Иисуса Христа (Мф.2) и умер в 749 г. от основания Рима, т.е. в 4 г. до Р.Х. Следовательно, Христос должен был родиться за 4-5 лет до христианского летоисчисления. Потому в начале Его общественного служения, т.е. в 26/27 г. Ему было буквально около 30 лет.