logo search
Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии

4. Оценка и смысл знания. Особенности традиционного образования в индо-буддийской культуре

Знание в индо-буддийской культуре всегда глубоко почиталось. Мудрецы ставились выше правителей и воинов. В трудах известного индийского философа и популяризатора индуизма Вивекананды утверждается: «Цель человечества есть знание.» Современная Индия входит в первую десятку научных держав мира. По численности научного сообщества она занимает третье место в мире.

В буддизме высшая добродетель сливается с высшим знанием. Представители индуизма ставят истину выше бога: «Если бы меня попросили определить индусское вероисповедание, я сказал бы просто: поиски истины ненасильственными средствами. Человек может не верить в бога и все же называть себя индусом. Индуизм – это неустанная погоня за истиной... Индуизм есть религия истины. Истина – это бог. Отрицание бога нам ведомо. Отрицание истины нам не ведомо».

Особенности понимания знания и образованности

1. Знание понимается как тайное, сакральное проникновение в духовную реальность бытия.

Буддизм предполагает, что в сознании каждого человека сосуществуют «чистое сознание» и «загрязненное». Человек, находящийся в мире чувств, омрачен неведением и страстями, но может все же достичь просветленного состояния сознания. Просветленное сознание воспринимает вещи такими, какие они есть на самом деле, омраченное – искаженными. Просветление означает искоренение привязанности к внешним признакам вещей, освобождение от ложных мыслей, созерцание того, что находится за пределами мыслей, слияние с истинной реальностью, исчезновение всех отличительных признаков вещей, постижение их единства. переживание тотального единства всего. В буддизме высшее знание – это усмотрение, что нет ничего ценного и достойного любви.

В индуизме знать – это понимать сущностное качество вещи, успокоить воспринимающий ум.

В индо-буддийской культуре «высшее знание» – это умение видеть под шелухой видимого мира сущность вещей. Как следствие наука и образование тяготели к теории и мало ориентировались на практику. Большой вклад внесен в математику, астрономию, химию, филологию, космологию, философию. Наиболее слабые области знания – техническая, коммерческая, художественная, историческая.

2. Знание и нравственные добродетели, познание и нравственное самосовершенствование мыслились в неразрывной связи.

Один из ярких примеров слитности знания и добродетели дает текст Бхагавад Гиты: «Скромность, смирение, отказ от насилия, терпимость, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, стойкость, самодисциплина, отказ от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго, осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего, спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий; постоянная и чистая преданность Мне, стремление жить в уединенном месте, отстранение от общей массы людей; признание важности самореализации, философский поиск Абсолютной истины – все это Я провозглашаю знанием, а все, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество.»

3. К высшему знанию допускались лишь избранные

В индуизме истина – не для всех. Кастовая система есть одновременно иерархия знания. Изначально высшим знанием владели лишь жрецы-брахманы. Они охраняли знание от посягательств непосвященных. Язык подразделялся на язык простонародья и оберегаемый чистый язык. Путешествуя по средневековой Индии, великий исламский ученый Бируни отмечал: если будет доказано, что шудра или вайшья читал Веды, то правитель приказывает отрезать ему язык. Он же обратил внимание на кичливость и высокомерие «посвященных», хотя в средние века деревенские брахманы, деградировавшие на паразитизме, уже нередко не умели читать и писать.

Абсолютное большинство индусов всегда было неграмотным. Современные крестьяне Индии в основном неграмотны.

4. Высокий уровень развития культуры устной передачи знания.

Население хранило в памяти запас знаний благодаря высокоразвитым навыкам их устной передачи. Древний эпос известен широким массам. Неграмотные крестьяне знают наизусть сотни стихов, поучения из древних классических книг. В Индии синонимом слова «знание» стало слово «услышанное».

5. Высшим способом познания считалось интуитивное прозрение в процессе самопогружения.

В интерпретации Вивекананды внешний учитель дает лишь толчок познанию, а главный учитель – внутренний: «Бесконечная библиотека Вселенной находится в вашем собственном уме.»

Согласно Ауробиндо «всякое знание представляет собой деятельность сознания, воздействующего на что-то в самом же сознании.». Йогин устанавливает связь между собой – своей самостью – и вещью как таковой – ее самостью. Средства познания – пророческая сила, опережающее знание, вдохновение, интуиция.

Характерные черты традиционного образования Индии

Главная фигура – учитель-наставник, обладающий не только большим знанием, но и более высоким уровнем продвижения по пути психоэтического совершенствования. Учитель традиционно глубоко почитается. Ученик должен отказаться от собственной воли и во всем слушаться наставника.

В индусской школе учитель – это гуру, живущий в уединении и непривязанности, свободный от материальных забот. Обучение у гуру проходило в лесной школе.

Буддийская система образования предполагала обучение у наставника в монастыре – сангхе. Ключевое для буддийской сангхи отношение – «учитель-ученик». Наставничество учителя заключается в передаче сакрального знания в буддийском монастыре. Знаменитый буддийский монастырь Наланда в XVII в. обучал 10 тыс. студентов, которые слушали лекции по богословию, литературе, грамматике, философии, логике, медицине, магии.

В Индии с древних времен начальное образование строится по образцу деревенской системы: каждый мальчик изучает немного арифметики, санскритской грамматики, языка, счета. До мусульманского вмешательства изучались санскрит, Веды и шла специализация по шастрам – учебникам. Знание Ригведы до сих пор является обязательным для образованного индуиста.

Преобладали устные способы обучения. И сегодня ученые-пандиты обучают устным путем священным текстам, не прибегая к изданиям и письменным комментариям. Обучение длится долгие годы.

С XIX в. образование строится по западным образцам. Христианские миссионеры и английские чиновники распространяли и навязывали западное образование. В ХХ в. наблюдался взрывоопасный рост вузовской системы. При поступлении в вузы распространено кастовое кумовство и межкастовое соперничество.

Наука Индии

В Индии издавна развиты астрономия, математика, медицина. Сегодня признан вклад индийских ученых в физику высоких энергий, космологию, биомедицину, химию, филологию.

В познании мира проявилась большая тяга к систематизации. В то же время научной мысли свойственны алогичность и невнимание к фактам. Один предмет мог называться разными словами и одно слово иметь множество значений.

В традиционной культуре представители литературы и науки сосредоточивались около дворцов царей.

С XIII в. произошел упадок познавательного потенциала. Причина – безразличие к мирскому прогрессу, внешние вторжения, подавление личной инициативы кастовыми оковами. Возрождение связано с западными влияниями. Англия стала основным экспортером научного знания. Первые научные журналы издавались по-английски.