86.Пятидесятническое движение: история появления, исторический и богословско-философский контекст, особенности и трудности, с которыми сталкивалось движения.
Общецерковный духовный опыт и опыт пятидесятников: продолжение или конфликт. Обзор истории евангельского движения на территории бывшего СССР.
Христиан Гуго Круст пишет в книге "50 лет немецкого пятидесятнического движения": "Пятидесятническое движение не является внезапно возникшим, безисторическим явлением. Его свидетельство, что Иисус Христос через Духа Святого желает жить в христианине, можно доказать, начиная с первой общины и до наших дней, на протяжении всей истории Церкви". Уже в 1875 году в США началось мощное движение пробуждения, которое в течение одного единственного года охватило все штаты и большинство городов США и потом, в течение нескольких лет распространилось на Ирландию, Шотландию, Уэльс, Англию, Южную Африку, Скандинавию, Швейцарию и множество других стран. В 1904 году неожиданно началось пробуждение, которое по глубине и распространению превосходило все до сих пор пережитое в этой области. В г.Рондатале были три женщины, которые на протяжении лет сходились каждую неделю, чтобы просить об излиянии Духа Святого, пока одна из них однажды не услышала голос Духа Святого: "Встань, так как слышится шум, как будто приближается дождь." Спустя три дня началось пробуждение. Подобные события произошли и в других молитвенных кружках.
Один ученик Пархама, чернокожий проповедник Вильям Джеймс Сеймур (1870-1929), был приглашен в Лос Анжелес Неллей Торрей, проповедницей афроамериканской общины освящения. Сеймур проповедовал о Деянии Апостолов 2:4 на тему: "Кто не говорит на языках, тот не крещен Духом Святым" (хотя Сеймур сам еще не получил крещение Духом Святым со знамением говорения на языках). Старшие члены этой общины освящения много лет претендовали на происшедшее с ними переживание духовного крещения. И вдруг приходит бродячий проповедник и говорит им, что они даже не "освящены", не говоря уже о крещении Духом Святым. Этого они не могли снести. Проповедница попросила Сеймура оставить общину, после чего он проводил собрания по домам. 9-го апреля 1906 года огонь сошел в одном молитвенном собрании на улице Бонни Брей. Кажется, что первым получившим крещение был мальчик восьми лет. Тут многие получили духовное крещение. Сеймур арендовал старую методистскую церковь по улице Азуза 312, которая для многих является исходным пунктом всемирного пятидесятнического движения. На протяжении трех лет здесь непрерывно проходили молитвенные собрания.
История евангельского движения России. Согласно имеющимся историческим сведениям, первые поместные церкви христиан веры евангельской - пятидесятников появились на территории России в начале XX века. Более распространенным и многочисленным направлением пятидесятников в СССР и России стал Союз христиан евангельской веры, основанный И.Е.Воронаевым. Им был создан сначала Одесский областной, затем Всеукраинский союз ХЕВ, а также предпринимались попытки к созданию ХЕВ в масштабе СССР в 1925 году. Второй Всеукраинский съезд ХЕВ принял постановление о переносе центра движения в Москву. Уже к 1927 году Союз ХЕВ насчитывал свыше 350 общин с более чем 17 тысячами прихожан. В 1928 году отношение Советского Правительства к религиозным объединениям становится резко нетерпимым. Печатный орган ХЕВ журнал "Евангелист", издававшийся трехтысячным тиражом в 1928 году, непрестанно напоминал о необходимости "покорно нести крест терпения, воздержания и унижения". В 1929 году к пятидесятникам было применено новое законодательство о религиозных культах, вступившее в силу в конце 1928 года. Союз ХЕВ был лишен регистрации, и его официальная деятельность была запрещена. В 1930 году епископ И.Е.Воронаев совместно с другими служителями Союза был репрессирован и принял мученическую смерть. В 1945 году часть общин ХЕВ и ХВЕ (под общим руководством епископов И.П.Панько, Д.И.Пономарчука и А.И.Бидаша) под нажимом советских властей присоединились к Союзу евангельских христиан баптистов (ЕХБ). Но большая часть церквей пятидесятников продолжала действовать без регистрации в условиях подполья и подвергалась жестоким гонениям, о чем подробно описывает А.Солженицин в своей книге "Архипелаг ГУЛАГ". За период 1945-1968 гг. к Союзу ЕХБ присоединилось около 40 тысяч пятидесятников. Конец 50-х и начало 60-х годов ознаменованы особенно жестоким преследованием верующих пятидесятников в СССР. По негласному указанию советских органов от руководства Всесоюзного Совета Евангельских Христиан Баптистов были отстранены наиболее авторитетные лидеры церкви. На их место поставили малообразованных, а порой и откровенно ущербных людей. После появления "инструктивного письма" старшим пресвитерам, многие Пятидесятники вышли из состава Союза ЕХБ. В 1961 году Совет по делам религий при Совете Министров СССР утвердил Инструкцию, по которой не допускались к регистрации "религиозные общества и группы верующих, принадлежащие к сектам, вероучение и характер которых носит антиго- сударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, истинно православные христиане и т.п.". Инструкция сформулировала требования, которые местные органы власти должны были предъявлять к "сектантам-пятидесятникам", объявив это религиозное направ-ление реакционным, практикующим изуверский культ. В этот период были осуждены на
длительные сроки заключения священнослужители и рядовые верующие-пятидесятники (А.Бкдаш, И.А.Левчук, В.И.Белых, В.В.Ряховский, И.П.Федотов, М.Афонин, М.Смирнова, А.И.Косенков и др.). Только после 1968 года органами государственной власти "избирательно" стала допускаться независимая регистрация общин евангельских христиан пятидесятников. Однако большая часть общин пятидесятников, не желая сотрудничать с тоталитарным коммунистическим режимом и подвергаться полному контролю в своей собственной религиозной деятельности со стороны государства, отказались от подобной регистрации. Таким образом, в стране не без участия органов власти, движение пятидесятников было разделено на два противоположных лагеря - т.е. регистрированный и не регистрированных. Этот период государственно-церковных отношений в России получил должную оценку в Указе Президента Российской Федерации "О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий" от 14.03.96г. за № 378, которым был осужден многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий. Несмотря на отмену известной запретительной инструкции 1961 года, государство до начала 90-х годов не изменило своего отношения к общинам, отказавшимся зарегистрировать свою деятельность. Например, в марте 1990 года в США проходил Международный съезд пятидесятников, в числе приглашенных были лидеры трех разных объединений пятидесятников, в том числе и не регистрированного Союза. Однако, официальному представителю не регистрированных пятидесятников России, И.П.Федотову, было официально отказано в разрешении на выезд. Таким образом, практически большинство церквей пятидесятников находилось в положении "не регистрированных" до начала 90-х годов. И только после принятия 25 октября 1990 года Закона РСФСР "О свободе вероисповеданий" "не регистрированные" общины пятидесятников, веря в демократические перемены общества и изменения в отношениях государства к церкви, стали легализировать свою деятельность. Первые четырнадцать нерегистрированных общин пятидесятников г. Москвы (под руководством епископов С.Г.Костюка, Е.П.Гула, С.В.Ряховского и др.) в 1991 году создали Межрегиональную христианскую ассоциацию "Ковчег", зарегистрировав ее в Министерстве юстиции РФ. Аналогичные процессы регистрации проходили во многих регионах Российской Федерации. Эти ассоциации, общины, миссии и поместные церкви в 1995 году объединились и стали учредителями Российского Союза Христиан Веры Еван-гельской "Церковь Божия". В 1997 году Российский Союз Христиан Веры Евангельской "Церковь Божия", после вхождения в него родственных церквей, ассоциаций и объединений, был переименован в Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской (пятидесятников).
- 1. Основные этапы исследования Священного Писания (текстология, исагогика, экзегетика, герменевтика). Принципы толкования и изучения Священного Писания.
- 2.Понимание Библейского канона. История канонизации книг Ветхого и Нового Завета.
- 3.История перевода Священного Писания на национальные языки. История перевода Библии на русский язык.
- 4.Библейская критика: причины появления и основные исторические этапы.
- 1 Этап – Историческая критика
- 2 Этап – литературная критика (или источниковедческая) – возникла из сопоставления Евангелий, главной ее задачей был поиск источника Евангельских повествований.
- Синоптические евангелия схожи иногда даже до мелочей. Иногда странное слово, в странной форме встречается во всех трех евангелиях.
- Источник Марка
- Источник Логий (изречений), то, что сегодня нам более знакомо как источник q – Quelle (с нем. Источник).
- 6. Исторические реалии Апостольского века (основные периоды и их характеристика).
- 7. Богословская цель в написании Евангелий (общая и частные).
- 8. Универсализм и иудейские черты Евангелий и Посланий Апостола Павла.
- 9. Иудео-христианский конфликт в ранней церкви. Благодаря каким событиям и письменным источникам мы узнаем об этом? Отношение Иисуса к Закону в свете Евангельских повествований.
- 10.Проблема датировки книг, входящих в состав Нового Завета. Какие исторические события способствуют в определении хронологии Евангельских событий и Посланий.
- 11.Послания к Коринфянам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 12.Послания к Римлянам и Галатам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 13.Тюремные послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 14.Пасторские послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 15.Эсхатологические ожидания Ранней Церкви. Апокалиптические книги Библии (Даниил, Откровение, 1 и 2 Фессалоникийцам): краткий обзор хронологии эсхатологических событий.
- 16.Библейская история: краткий обзор основных исторических этапов, описанных в Ветхом Завете.
- 17.Содержание религиозного культа Израиля. Понятия Завета, священства, жертвоприношений и праздников.
- 18.Поэтические книги Ветхого Завета: общая информация и рассматриваемая проблематика.
- 19.Период Вавилонского изгнания: основные события и изменение менталитета иудейского народа.
- 20.Концепция Мессии и события Последних времен в описании авторов Ветхого Завета
- 21.Богословие Ветхого Завета: основные богословские идеи и их развитие в Ветхозаветных Писаниях: учение о Боге, человеке, спасении, искуплении, Законе, Завете и т.Д.
- 22.Пятикнижие: проблемы авторства и структурного единства текста.
- 24.Большие пророки: авторство, личность пророка, исторический фон книги, содержание книги. Богословие пророческих книг: учение о Боге, человеке, спасении-искуплении.
- 25.Понятие богословия: восточное и западное представление, положительное и отрицательное в их понимании.
- 26.Катафатический и апофатический путь богопознания. Деонисий Ареопагит.
- 27.Догмат и ересь, становление христианского богословия в эпоху Вселенских Соборов.
- 28.Методы богословия. Ответственное богословие. Принцип Solo Scripture, понятие Предания, сущность реформаторской богословской традиции.
- 30.Дайте определение концепции «Божья трансцендентность» и « Божья имманентность», опровергая ложные понимания этих понятий.
- 31.Опишите главные черты Божьего царства. Укажите, как оно проявлялось в прошлом, проявляется в настоящем и будет проявлено в будущем.
- 32.Указать ключевые места Писания, доказывающие как единство Бога, так и Его троичность. Включите в Ваш ответ и ключевые мест, указывающие на божественность каждой личности в Троице?
- 33.Сравните взгляды восточной и западной церквей на природу Троицы, указывая слабые стороны обеих позиций.
- 34.Обсудите и опровергните неверные взгляды на Троицу, а именно арианство, субординационизм, динамическое монархианство, модалистское монархианство.
- 35.Обсудите места Писания 2Тим.3:16 и 2Пет. 1:19-21 с точки зрения их учения о богодухновенности Писания и укажите на трудности, связанные с их толкованием.
- 36.Раскройте следующие взгляды на богодухновенность Писания: консервативный евангельский, фундаментальный, ортодоксальный, умеренный евангельский, либеральный, неоортодоксальный.
- 37.Опишите следующие подходы к разрешению кажущихся ошибок в Библии: абстрактный подход, согласовательный подход, умеренный согласовательный подход, оговорочная безошибочность.
- 38.Опишите, насколько богодухновенность распространяется на копии оригиналов и переводы. Доработать
- 39.Сравните теории дихотомии и трихотомии, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 40.Сравните теории креационизма и традуционизма, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 41.Сравните следующие взгляды на Божий образ в человеке: субстанциальный, реляционный, функциональный, православный, католический. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 42.Укажите суть греха и разные классификации греха, подтверждая вашу точку зрения местами Писания.
- 1Тим.1:5,19 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицеприятной веры
- 4. Непростительный грех.
- 2. Первородный грех.
- 45.Раскройте концепцию «союз со Христом» в связи с понятием «корпоративная личность». Назовите аспекты нашего спасения относящиеся к аспектам нашего союза со Христом.
- 46.В чем заключается протестантская доктрина об оправдании? Сравните ее с католическим и православным подходами.
- 48.Раскройте отношения между покаянием, верой и таинствами в приобретении спасения. Какие элементы входят в библейское понимание истинного покаяния и истинной веры.
- 49. Библейское обоснование Божественности и Личности Святого Духа.
- 51.На чем основано учение, что признаком получения крещения Духом Святым является говорение на иных языках?
- 52.Сравните разные употребления выражения «исполнение Духа Святого», встречаемые в Писании.
- 53.Сравните и оцените определение церкви у католиков, православных и протестантов. Какой взгляд наиболее соответствует библейскому учению?
- 54.Сравните и оцените следующие взгляды на церковное управление: епископальная система, пресвитерианская система, конгрегационалистская система.
- 55.Дайте классификацию духовных даров, и определите суть каждого дарования.
- 57.Сравните и оцените следующие взгляды на восхищение церкви: восхищение до скорби и восхищение после скорби.
- 58.Сравните и оцените следующие взгляды на тысячелетнее царство Христа: постмилленаризм, атмилленаризм, примилленаризм. Какое мнение имеет наибольшее библейское обоснование.
- 59.Ветхий Завет об Иисусе Христе: Семя Жены, Грядущий Пророк, Раб Господень, концепция ветви из корня Иессея, время и место рождения Мессии.
- 60.Особенности образа Иисуса Христа в Евангелиях;
- 62.Имена Иисуса Христа: Сын Божий, Единородный Сын, Сын Человеческий, Первенец, Господь;
- 63.Служение Иисуса Христа как Пророка, Священника и Царя;
- 64.Божественность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Божественного достоинства Христа;
- 65.Человечность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Человечности Христа;
- Человеческое тело.
- 66.Тайна безгрешности Христа, искушения, взаимодействие природ во Христе.
- 67.Ереси, отвергающие Божественность Христа: истоки, смысл.
- 68.Ереси, отвергающие Человечность Христа: истоки и смысл.
- 69.Халкидонское вероопределение и последующее развитие христологической проблематики.
- 70.Либеральное богословие о Христе: Ренан, Штраус, Бультман;
- 72.Что означает древнееврейское слово «йом»? Расскажите, как обычно используется это слово?
- 74.Объясните духовную символику Ноева Ковчега.
- 75.Объясните, для какой цели была написана Книга Иова. Каково назначение Книги Иова?
- 76.Назовите любые три из восьми Псалмов, важных с точки зрения учения о сотворении мира.
- 77.Объясните, почему генетика не допускает макроэволюции. Меняются ли живые существа со временем? Назовите любые три из списка причин, позволявших людям прожить 900 лет.
- 78.Происходит ли глобальное потепление? Объясните.
- 79.Насколько ценна человеческая жизнь? Проиллюстрируйте свой ответ отрывком из Библии.
- 81.Основные типы проповедей, особенности подготовки, выбора темы и произношения проповедей. Христологичность и христоцентричность проповеди. Личность проповедника.
- 82.Основные виды служений в поместной церкви (Причастие, Крещение, Бракосочетание, молитва за детей, похороны и др.) их особенности и порядок проведения.
- 84.Библейское обоснование миссионерства. Концепция Missio Dei. Основные этапы миссионерского служения Церкви, осбенности и влияние на церковную жизнь.
- 85.Насаждение церквей: принципы, особенности, подготовка миссионера. Самоуправление, самофинансирование, саморазмножение поместной церкви. Особенности насаждения церквей в нашей стране.
- 86.Пятидесятническое движение: история появления, исторический и богословско-философский контекст, особенности и трудности, с которыми сталкивалось движения.
- 87.Понятие философии. Особенности философии античного мира, средних веков, нового и новейшего времени.
- 88.История Церкви, как становление христианской веры, культуры, богословия и философии. Особенности истории ранней Церкви, средневековой Церкви, Церкви нового и новейшего времени.
- 89.Реформация и ее всемирно-историческое и духовное значение.