logo search
исправл вопр

34.Обсудите и опровергните неверные взгляды на Троицу, а именно арианство, субординационизм, динамическое монархианство, модалистское монархианство.

Арианство

Арианство отрицает полную божественность Сына и Святого Духа.

Арий (александрийский епископ), его убеждения были осуждены на Никейском соборе в 325г. Он учил, что Бог-Сын был сотворён Богом-Отцом и до этого времени Сын не существовал, как и не существовал и Святой Дух, а был лишь Бог-Отец. Сын не равен Отцу во всех Своих качествах – Он «подобен Отцу» по Своей природе, но о Нём нельзя сказать, что Он «таков же по природе», как Отец.

Учение:

-- Сын – первое творение Бога.

Опровержение:

-- См. доказательство божественности Христа.

Кол.1:15, где Христос назван «рождён прежде всякой твари», означает, что Христос обладает привилегиями власти и правления, которые принадлежат «первородным», но в отношении всего творения. Перевод NIY даёт более верное толкование: «первородный над всем творением»

Христос – « единородный Сын» Бога, для ранней церкви были убедительны прочие тексты, в которых говорилось о том, что Христос – это целиком и полностью Бог. На этом основании Церковь пришла к выводу, значение слова «единородный», не означает «сотворённый». На Никейском соборе в 325г. было принято исповедание веры, что Христос «рождён, не сотворён».

Осуждая учение Ария, Никейский собор утверждал, что Христос «единосущен Отцу». Спор касался двух слов: «единосущный» и «сходный по сущности». Различие в разном значении двух греческих префиксов: означающих «тот же самый» и «схожий».

Субординационизм

Учение:

-- Сын был вечен (не сотворён) и божествен, но всё же не равен Отцу во всех атрибутах – Сын подчинён в Своём бытии Богу-Отцу.

-- Дух – ниже и Отца и Сына по сущности.

Они подчиняются друг другу.

Опровержение:

-- Все Лица являются Богом.

-- Все Лица перечислены вместе.

-- Добровольное подчинение.

Динамическое монархианство

Динамистическое монархианство: (Павел Самосатский, епископ Антиохии). Они тоже верят в обезличенную монаду. Считают, что Отец, Сын и Дух Святой - просто силы монады. Логос являлся Богом, потому что Он был в Нём, как разум в человеке. И Логос, и Дух Святой – это просто безличные качества Божества. Эта сила действовала в Человеке.

Возникновение:

-- Конец II века.

-- Основателем – Феодосий.

-- Главный учитель – Павел из Самосаты.

Цель:

-- Защита Божьего единства. Они хотели защитить от понятия Троицы.

Учение:

-- Иисус – хороший человек.

-- Подчинил Себя «Логосу» и получил «Логос».

Логос – это не Божий Сын.

-- Иисус получил статус «бог».

Во время крещения Мк.1:11 «И был глас с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

Во время воскресения Деян.13:33 «Как во втором псалме написано: «Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя»; Рим.1:3-4.

Они считают, что после этого Иисус стал Богом (получил повышение).

-- Дух Святой не Личность, а божественная сила или «энергия» Отца.

Опровержение:

-- Доказательство божественности Христа и Духа Святого.

Модалистское монархианство.

Модалистское монархианство (патриссианство на Западе, савеллианство – на Востоке) - Бог из вечности представляет собой одухотворенный атом, некую обезличенную монаду. Когда монада сотворила мир словом, она брала маски Отца, Сына, Духа Святого и управляла творением. Одна и та же сущность в разных масках. Но они признавали полную Божественность Христа.

Хронологический модализм.

Функциональный модализм.

Хронологический модализм.

История:

-- Возникновение: конец II века, начало III века.

-- Основатель – Савелий.

Цель:

-- Защитить Божье единство.

Учение:

-- Один Бог «проявляет» Себя в 3-х лицах.

-- Отец стал Сыном, Который стал Духом. Отец стал Сыном, Сын стал Духом и нет Отца и Сына, остался только Дух.

-- Патрипассианство – Сам Отец пострадал на кресте, так как умер.

Функциональный модализм.

Единственники (пятидесятники)

В их учении: один Бог, одно Лицо – Иисус Христос.

Учение: Бог

-- Один Бог в 3-х «проявлениях»;

-- Бог проявляет Себя, как Отец, Сын и Дух Святой – одновременно. Одно Лицо и три проявление одного Бога.

Бог на небесах – один.

Но, когда Иисус Христос Иисус пришёл на землю стал Духом Святым.

Кол.2:9 «Ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно»; Инн.14:10 «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые Я говорю вам, говорю не от Себя; Отец пребывающий во Мне, Он творит дела».

Отец – это название божественности часть Иисуса Христа. Когда Иисус Христос общается лично с нами – это Сам Дух Святой.

Опровержение:

Инн. 1:1 « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» -- одновременно.

Мтф.3 – крещение Иисуса Христа.

Мтф.6 – Иисус молится «Отце, сущий на небесах».

Иисус говорит как об Отце (Инн.5:32) «Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне»; так и о Духе (Инн. 14:16) «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век», как о «другом» (амос).

Отец и Иисус – это два свидетельства (Инн.8:17,18).

Молитва в Гефсиманском саду

-- две воли (Отца и Сына, и две Личности).

Инн. 10:30 – Отец и Сын не «один», а «одно», т. е. обладает одинаковой сущностью (один).

Троица упоминается в отдельности (1Петр.1:2; Мтф.28:19; Откр.1:4,5; Еф.4:4-6; 2Кор.13:13).

Заблуждение:

Единство Троичность

Арианство Тритеизм

Субордионацианизм

Монархианство

Есть один Бог в 3-х лицах.

Учение о Троице до Никейского периода: ранние Отцы Церкви не имели ясного представления о Троичности Бога. Некоторые из них представляли себе Логос как безличный разум, ставший личностным во время сотворения мира, а другие рассматривали Его как Личность, столь же вечную, как Отец, разделяющую Божественную сущность, но в то же время они видели Его в известном подчинении Отцу. Дух Святой в их рассуждениях вообще не имел важного значения, если только в связи с трудом искупления, совершаемого в сердцах и жизни верующего. Некоторые считали подчинённым Его не только Отцу, но и Сыну.

Иустин Философ - Логос как слово Божье пребывает в Отце, как некий Божественный принцип, этот Логос рождается, когда Бог творит мир через Него. Причина рождение Сын - воля Отца, поэтому и Он соблюдает волю Отца.

Тертуллиан (юрист, оппонент греческой философии). Он был первым, кто утверждал тройственность Бога, Его троичность и использовал термин Троица. Этот Бог триедин, единая сущность, пребывающая в 3-х Личностях. Но он до конца не сформулировал правильное положение о троичности, потому что он понимал одну Личность как подчинённую другим. Бог от века в себе Разум и Слово, этим Он предначертал и придумал мир, который сотворил; при сотворении Бог проговорил Слово, Которым Он творит мир, а появление отдельного Логоса связано с творением. Сын истек от Отца, а Дух истек из Сына (эманация). Сын истекает из Отца, для того чтобы быть Домостроителем, реализовать Его замысел. Тертуллиан впервые использует слово Троица, но все равно Сын и Дух остаются творением. В 3 веке, в этот же период возникает монархианская ересь.

Ориген (185 – 253гг.) - твёрдо придерживался взгляда, что и Отец, и Сын являются Божественными ипостасями или личностными существованиями, но ему не удалось дать ясное представление об отношениях трёх Личностей к одной сущности Божества. Хотя он первым объясняет отношение Отца к Сыну, используя понятие «вечного рождения», но не смог избежать некоторой субординации в области Их сущности. Он иногда даже говорит о Сыне как о «втором Теосе». Ещё один фатальный недостаток его теории состоит в утверждении, что рождение Сына не является необходимым действием Отца, а проистекает из Его суверенной воли. А Духа Святого поставил не только в зависимость от Сына, но даже числил Его среди Его творения. 4 век ознаменован арианской ересью (предпосылки в учении Оригена о том, что Бог-Отец передаёт Сыну только второстепенные виды божественности). В 325 г. в Никее собирается первый вселенский собор, на котором разбирают идею Ария, Александрийского пресвитера. Он является последователем Аристотеля. Есть только один нерождённый Бог, одно безначальное Существо, у Которого не было начала. Один Логос Бога – это Его божественная энергия, второй Логос – это Сын, Который воплотился. Сын был сотворён первым, чтобы через Него создать остальной тварный мир. Он потому подвержен изменению и избран Богом за Свои предвечные заслуги и назван Сыном Божьим ввиду Своей будущей славы, за которую Он достоин принимать поклонение от людей. Этой ереси противостал дьякон Александрии, Афанасий Великий. Он утверждал, что рассматривать Христа как творение значило отрицать, что вера в Него приводит человека в спасительный союз с Богом, подчёркивал единство Бога и наличие 3-х различных ипостасей. Отец и Сын имеют одну Божественную сущность. Как и Ориген, он учил, что Сын рождён, но, в отличие от Оригена, он описывал это рождение как внутреннее и поэтому необходимое и вечное действие Бога, а не просто зависящее от Его воли.

Никейский Собор – Первый Вселенский Собор в 325 году. Сторонники Ария пришли с лозунгом «Сын Божий произведение Отца и тварь», а Афанасий – «Сын Божий единосущен Отцу».

Гомоусиос - Единосущный – для Афанасия обозначает не просто равенство, одинаковость и подобие, но и строгое единство Бытия, тождество нерасторжимое, неслитное, неотъемлемое, Сына с Отцом.

Гомойусиос - Подобосущный – Отец и Сын одинаковы, но есть различия по сути. Такую формулировку предложила обширная группа «середины» под руководством церковного историка Евсевия Кесарийского.

Каппадокийские Отцы (молодая Никейская партия, ученики школы Оригена). Это были Василий Великий, его брат Григорий Назианзен (Богослов) и его друг Григорий Нисский. Василий был очень образованнейшим дипломатом. Он обобщил в своем богословии все посленикейские проблемы. Его целью было решение задачи: развести понятия «сущность» или «ипостась» и внести ясность в различие «ипостаси».

Василий искал в философии понятия, которыми можно было воспользоваться. И он нашел аналогии, в которых имелись сквозные идеи:

Ипостась – «гюпостасис» - то, что частное, отличимое от Отца, Сына и Святого Духа (открыта к иному; осознает себя как «Я» и взаимодействует с «Ты»).

Сущность – «усия» - то, что является общим, для Отца, сына и Святого Духа, то, что не различает, в чем они тождественны (замкнута на себе). Проблемы, возникшие после Никейского собора в том, что он указал на тождественность Отца и Сына, но ничего не сказал об Их отличии (усия и гюпостасис - синонимы).

В 381 г. состоялся 2 вселенский собор в Константинополе, на котором было принято учение о Троице каппадокийцев, которое представил Григорий Нисский, брат Василия Великого, который умер в 379 г. - Отец не рожден, не сотворён. Сын рожден, не сотворён. Дух Святой исходит от Отца.

Происхождение лиц Троицы. Не рожденность Отца, и рожденность Сына, и исходящность Святого Духа это действие Бога по природе. Есть волевое действие Бога, суть которого - сотворение мира. Действие по природе необходимо понимать как само бытие Бога, который есть Отец, Сын и Дух Святой.

Доктрина о Писании