27.Догмат и ересь, становление христианского богословия в эпоху Вселенских Соборов.
«Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме». Слово определения – и есть догмат в греческом тексте.
Главные характеристики догмата:
Вероучительность
Богооткровенность
Общеобязательность
Вероучительность - содержанием догматических истин является учение о Боге и Его домостроительство. Догматы – это вероучительные истины.
Богооткровенность указывает на Божественное происхождение этих истин (Гал. 1: 11-12). Догматы – это максимально приближенные к абсолютной истине утверждения, они неизменные, это само Откровение в сознании верующих и поэтому пребывает вовеки (1Пет. 1:25).
Из богооткровености догматов следует их общеобязательность для всех, кто называет себя христианином. Это суть христианской веры. Догматы – это незыблемые определения (законы) нашей веры.
Слово ересь означает выбор, избранный образ мышления.
Ересь - сознательный отказ принимать богооткровенную истину и следование ошибочному учению.
Ересь необходимо отличать от:
Раскола (схизма), который означает неподчинение определенному иерархическому лицу по разногласию в обрядовом учении.
Непреднамеренных ошибок в отношении догматического учения, произошедших вследствие того, что тот или иной вопрос церковью не был в данное время решен и сформулирован. Например, Ориген, Дионисий Александрийский. В первые три века христианства многие вопросы веры были неотрегулированы, поэтому можно встретить многие неточные, даже ошибочные суждения некоторых известных богословов.
Соборы:
1.1. Первый собор состоялся в 325г. в Никее (Малая Азия). Центральной темой обсуждения стало учения пресвитера Александрии Ария о том, что Христос был исключительным человеком (совершеннейшим), но все же человеком сотворенным, а не предвечным Богом. В итоге, арианство было отвергнуто и сформулирован первый Символ Веры.
1.2 Второй собор в 381 проходил в Константинополе. На этом соборе прозвучало уточнение толкования единосущности Отца и Сына, а также сформулировано учение о Триединстве Бога в Символе Веры и вновь отказ в признании арианству, а также ряду других богословских ересей.
1.3. Третий собор 431г. в Ефесе (Малая Азия). Причиной созыва Собора было учение патриарха Константинополя Нестория о Боговоплощении, которым разделялись Божественная и Человеческая природы Христа.
Несторий внес новое понятие, которое определяло деву Марию «Христородицей», но это учение было отвергнуто и признан термин «Богородица».
Собор, созванный императором Феодосием II, обвинил Нестория в богохульстве, лишил епископского достоинства, и предал анафеме.
1.4 Четвертый собор в 451г. в Халкидоне, на котором был сформулирован догмат о двух естествах (природах) Иисуса Христа - божественной и человеческой. Было отвергнуто учение Константинопольского монаха Евтихия и его последователей – монофизитов, считавших, что во Христе его человеческая природа была полностью "поглощена" Божественной. Собор исповедал "Господа в двух природах, в одном Лице, без слияния или разделения, разлучения, изменения".
1.5 Пятый собор в 553 г. прошел в Константинополе. Решением собора учение Оригена, богословов Феодора из Мопсуэты, Феодорита и Ива были осуждены и отвергнуты (т.н. «антиохийская школа», близкая несторианству). Так же были подтверждены решения предыдущих четырех Вселенских Соборов.
1.6 Шестой Вселенский Собор в 680 г. в Константинополе, на котором сформулировали догмат о том, что: «Во Христе должно исповедовать две природы и две воли, из которых человеческая, в совершенном согласии подчиняется божественной, не уничтожается ею».3 Так же Собор подверг осуждению учение монофелитства, утверждающего, что Христос имеет два естества, но лишь одну общую волю.
Седьмой в 787 г (?).
Догмат (греч.) - определение. Его главные характеристики: вероучительность,
Богооткровенность, общеобязательность. Вероучительность - это когда содержанием догматических истин является учение о Боге и Его домостроительство, то есть, догматы – это вероучительные истины. Богооткровенность указывает на Божественное происхождение этих истин (Гал. 1:11-12). Догматы – это максимально приближенные к абсолютной истине утверждения, они неизменные, это само Откровение в сознании верующих и поэтому пребывает вовеки (1Пет. 1:25). Из богооткровености догматов следует их общеобязательность для всех, кто называет себя христианином. Это суть христианской веры. Догматы – это незыблемые определения (законы) нашей веры.
По В.В. Болотову, в богословии следует различать уровни авторитетности того или иного богословского утверждения: первый и основной – это догмат; второй – теологумен; третий – частное богословское мнение и ересь, как фрагментарное богословское мышление. Католическая церковь догматы определила как непогрешимые и безошибочные. В реформаторской традиции считается, что догмат должен быть проверен на предмет соответствия Слову Божью.
Понятие ереси. Оно означает выбор, избранный образ мышления. Некоторые богословы определяют ересь как сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и сформулированного на Соборах догмата христианской веры и, вместе с тем, выделение из состава церкви нового общества. Значение ересей состоит в том, что они вызывали усиленную интеллектуальную и духовную деятельность в церкви по преодолению влияния ереси внутри неё, и адекватному ответу на поставленный ересью вопрос. Это приводит к более точному формулированию своей позиции и систематизации основ веры. Считается, что самым точным вероопределением является Символ веры, в котором запечатлена истина, подлинное христианское учение.
Ересь необходимо отличать от: раскола (схизма), который означает неподчинение иерархическому лицу по разногласию в обрядовом учении; непреднамеренных ошибок в отношении догматического учения, произошедших вследствие того, что тот или иной вопрос церковью не был в данное время решен и сформулирован (например, Ориген, Дионисий Александрийский). В первые три века христианства многие вопросы веры были не отрегулированы, поэтому можно встретить многие неточные, даже ошибочные суждения некоторых известных богословов или из-за незнания основных догматических положений веры, но здесь нужно покаяние при этом при увещевании.
Католическая церковь считает, что ересь следует отличать о схизмы (разобщенность по причине отсутствия любви) и вероотступничества (отречение от христианства). Ересь может быть формальной (приверженность лжеучению) и содержательной (лжеучение, разделяемое несведущими). Протестанты четко не говорят об ереси, но большинство заявили о своей приверженности основным вероучительным доктринам церкви, определенных на Вселенских Соборах.
Источники: нежелание иудеев и язычников расстаться с прежним религиозным и философским мировоззрением (понятиями о Боге, Христе, творении, мире, спасении);
стремление сильных умов поставить Откровение на один уровень с другими философскими учениями античного мира, что привело к рационализации Откровения (арианство); пренебрежение основными догматическими определениями церкви, что ведёт к немыслимым, с точки зрения Откровения, выводам.
Соборы:
Первый собор (в 325г. в Никее). Центральной темой обсуждения стало учения пресвитера Александрии Ария о том, что Христос был исключительным человеком (совершеннейшим), но сотворенным, а не предвечным Богом. Арианство было отвергнуто и сформулирован первый Символ Веры.
Второй собор (381 в Константинополе). Здесь прозвучало уточнение толкования единосущности Отца и Сына, сформулировано учение о Триединстве Бога в Символе Веры; подтверждён отказ в признании арианства, а также, других богословских ересей.
Третий собор (431г. в Ефесе). Причина - учение патриарха Константинополя Нестория о Боговоплощении, которым разделялись Божественная и Человеческая природы Христа. Несторий внес понятие, которое определяло деву Марию Христородицей, но это учение было отвергнуто, признан термин Богородица. Собор, созванный императором Феодосием II, обвинил Нестория в богохульстве, лишил епископского достоинства, и предал анафеме.
Четвертый собор (451г. в Халкидоне) - был сформулирован догмат о двух естествах (природах) Иисуса Христа - божественной и человеческой. Было отвергнуто учение Константинопольского монаха Евтихия и его последователей – монофизитов, считавших, что во Христе его человеческая природа была полностью "поглощена" Божественной. Собор исповедал "Господа в двух природах, в одном Лице, без слияния или разделения, разлучения, изменения".
Пятый (553 в Константинополе) - учение Оригена, богословов Феодора из Мопсуэты, Феодорита и Ива были осуждены и отвергнуты (антиохийская школа, близкая несторианству). Так же были подтверждены решения предыдущих четырех Вселенских Соборов.
Шестой (в 680г., там же) - догмат о том, что: «Во Христе должно исповедовать две природы и две воли, из которых человеческая, в совершенном согласии подчиняется божественной, не уничтожается ею».Собор подверг осуждению учение монофелитства, утверждающего, что Христос имеет два естества, но лишь одну общую волю.
Седьмой (787 г. в Нике). Принято постановление об иконах - почитать, но не поклоняться.
- 1. Основные этапы исследования Священного Писания (текстология, исагогика, экзегетика, герменевтика). Принципы толкования и изучения Священного Писания.
- 2.Понимание Библейского канона. История канонизации книг Ветхого и Нового Завета.
- 3.История перевода Священного Писания на национальные языки. История перевода Библии на русский язык.
- 4.Библейская критика: причины появления и основные исторические этапы.
- 1 Этап – Историческая критика
- 2 Этап – литературная критика (или источниковедческая) – возникла из сопоставления Евангелий, главной ее задачей был поиск источника Евангельских повествований.
- Синоптические евангелия схожи иногда даже до мелочей. Иногда странное слово, в странной форме встречается во всех трех евангелиях.
- Источник Марка
- Источник Логий (изречений), то, что сегодня нам более знакомо как источник q – Quelle (с нем. Источник).
- 6. Исторические реалии Апостольского века (основные периоды и их характеристика).
- 7. Богословская цель в написании Евангелий (общая и частные).
- 8. Универсализм и иудейские черты Евангелий и Посланий Апостола Павла.
- 9. Иудео-христианский конфликт в ранней церкви. Благодаря каким событиям и письменным источникам мы узнаем об этом? Отношение Иисуса к Закону в свете Евангельских повествований.
- 10.Проблема датировки книг, входящих в состав Нового Завета. Какие исторические события способствуют в определении хронологии Евангельских событий и Посланий.
- 11.Послания к Коринфянам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 12.Послания к Римлянам и Галатам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 13.Тюремные послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 14.Пасторские послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 15.Эсхатологические ожидания Ранней Церкви. Апокалиптические книги Библии (Даниил, Откровение, 1 и 2 Фессалоникийцам): краткий обзор хронологии эсхатологических событий.
- 16.Библейская история: краткий обзор основных исторических этапов, описанных в Ветхом Завете.
- 17.Содержание религиозного культа Израиля. Понятия Завета, священства, жертвоприношений и праздников.
- 18.Поэтические книги Ветхого Завета: общая информация и рассматриваемая проблематика.
- 19.Период Вавилонского изгнания: основные события и изменение менталитета иудейского народа.
- 20.Концепция Мессии и события Последних времен в описании авторов Ветхого Завета
- 21.Богословие Ветхого Завета: основные богословские идеи и их развитие в Ветхозаветных Писаниях: учение о Боге, человеке, спасении, искуплении, Законе, Завете и т.Д.
- 22.Пятикнижие: проблемы авторства и структурного единства текста.
- 24.Большие пророки: авторство, личность пророка, исторический фон книги, содержание книги. Богословие пророческих книг: учение о Боге, человеке, спасении-искуплении.
- 25.Понятие богословия: восточное и западное представление, положительное и отрицательное в их понимании.
- 26.Катафатический и апофатический путь богопознания. Деонисий Ареопагит.
- 27.Догмат и ересь, становление христианского богословия в эпоху Вселенских Соборов.
- 28.Методы богословия. Ответственное богословие. Принцип Solo Scripture, понятие Предания, сущность реформаторской богословской традиции.
- 30.Дайте определение концепции «Божья трансцендентность» и « Божья имманентность», опровергая ложные понимания этих понятий.
- 31.Опишите главные черты Божьего царства. Укажите, как оно проявлялось в прошлом, проявляется в настоящем и будет проявлено в будущем.
- 32.Указать ключевые места Писания, доказывающие как единство Бога, так и Его троичность. Включите в Ваш ответ и ключевые мест, указывающие на божественность каждой личности в Троице?
- 33.Сравните взгляды восточной и западной церквей на природу Троицы, указывая слабые стороны обеих позиций.
- 34.Обсудите и опровергните неверные взгляды на Троицу, а именно арианство, субординационизм, динамическое монархианство, модалистское монархианство.
- 35.Обсудите места Писания 2Тим.3:16 и 2Пет. 1:19-21 с точки зрения их учения о богодухновенности Писания и укажите на трудности, связанные с их толкованием.
- 36.Раскройте следующие взгляды на богодухновенность Писания: консервативный евангельский, фундаментальный, ортодоксальный, умеренный евангельский, либеральный, неоортодоксальный.
- 37.Опишите следующие подходы к разрешению кажущихся ошибок в Библии: абстрактный подход, согласовательный подход, умеренный согласовательный подход, оговорочная безошибочность.
- 38.Опишите, насколько богодухновенность распространяется на копии оригиналов и переводы. Доработать
- 39.Сравните теории дихотомии и трихотомии, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 40.Сравните теории креационизма и традуционизма, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 41.Сравните следующие взгляды на Божий образ в человеке: субстанциальный, реляционный, функциональный, православный, католический. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 42.Укажите суть греха и разные классификации греха, подтверждая вашу точку зрения местами Писания.
- 1Тим.1:5,19 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицеприятной веры
- 4. Непростительный грех.
- 2. Первородный грех.
- 45.Раскройте концепцию «союз со Христом» в связи с понятием «корпоративная личность». Назовите аспекты нашего спасения относящиеся к аспектам нашего союза со Христом.
- 46.В чем заключается протестантская доктрина об оправдании? Сравните ее с католическим и православным подходами.
- 48.Раскройте отношения между покаянием, верой и таинствами в приобретении спасения. Какие элементы входят в библейское понимание истинного покаяния и истинной веры.
- 49. Библейское обоснование Божественности и Личности Святого Духа.
- 51.На чем основано учение, что признаком получения крещения Духом Святым является говорение на иных языках?
- 52.Сравните разные употребления выражения «исполнение Духа Святого», встречаемые в Писании.
- 53.Сравните и оцените определение церкви у католиков, православных и протестантов. Какой взгляд наиболее соответствует библейскому учению?
- 54.Сравните и оцените следующие взгляды на церковное управление: епископальная система, пресвитерианская система, конгрегационалистская система.
- 55.Дайте классификацию духовных даров, и определите суть каждого дарования.
- 57.Сравните и оцените следующие взгляды на восхищение церкви: восхищение до скорби и восхищение после скорби.
- 58.Сравните и оцените следующие взгляды на тысячелетнее царство Христа: постмилленаризм, атмилленаризм, примилленаризм. Какое мнение имеет наибольшее библейское обоснование.
- 59.Ветхий Завет об Иисусе Христе: Семя Жены, Грядущий Пророк, Раб Господень, концепция ветви из корня Иессея, время и место рождения Мессии.
- 60.Особенности образа Иисуса Христа в Евангелиях;
- 62.Имена Иисуса Христа: Сын Божий, Единородный Сын, Сын Человеческий, Первенец, Господь;
- 63.Служение Иисуса Христа как Пророка, Священника и Царя;
- 64.Божественность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Божественного достоинства Христа;
- 65.Человечность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Человечности Христа;
- Человеческое тело.
- 66.Тайна безгрешности Христа, искушения, взаимодействие природ во Христе.
- 67.Ереси, отвергающие Божественность Христа: истоки, смысл.
- 68.Ереси, отвергающие Человечность Христа: истоки и смысл.
- 69.Халкидонское вероопределение и последующее развитие христологической проблематики.
- 70.Либеральное богословие о Христе: Ренан, Штраус, Бультман;
- 72.Что означает древнееврейское слово «йом»? Расскажите, как обычно используется это слово?
- 74.Объясните духовную символику Ноева Ковчега.
- 75.Объясните, для какой цели была написана Книга Иова. Каково назначение Книги Иова?
- 76.Назовите любые три из восьми Псалмов, важных с точки зрения учения о сотворении мира.
- 77.Объясните, почему генетика не допускает макроэволюции. Меняются ли живые существа со временем? Назовите любые три из списка причин, позволявших людям прожить 900 лет.
- 78.Происходит ли глобальное потепление? Объясните.
- 79.Насколько ценна человеческая жизнь? Проиллюстрируйте свой ответ отрывком из Библии.
- 81.Основные типы проповедей, особенности подготовки, выбора темы и произношения проповедей. Христологичность и христоцентричность проповеди. Личность проповедника.
- 82.Основные виды служений в поместной церкви (Причастие, Крещение, Бракосочетание, молитва за детей, похороны и др.) их особенности и порядок проведения.
- 84.Библейское обоснование миссионерства. Концепция Missio Dei. Основные этапы миссионерского служения Церкви, осбенности и влияние на церковную жизнь.
- 85.Насаждение церквей: принципы, особенности, подготовка миссионера. Самоуправление, самофинансирование, саморазмножение поместной церкви. Особенности насаждения церквей в нашей стране.
- 86.Пятидесятническое движение: история появления, исторический и богословско-философский контекст, особенности и трудности, с которыми сталкивалось движения.
- 87.Понятие философии. Особенности философии античного мира, средних веков, нового и новейшего времени.
- 88.История Церкви, как становление христианской веры, культуры, богословия и философии. Особенности истории ранней Церкви, средневековой Церкви, Церкви нового и новейшего времени.
- 89.Реформация и ее всемирно-историческое и духовное значение.