logo search
исправл вопр

17.Содержание религиозного культа Израиля. Понятия Завета, священства, жертвоприношений и праздников.

Религиозный культ Израиля включает монотеизм, заветные отношения с Богом, послушание Закону Моисея, поклонение в Храме и систему священства и жертвоприношений. Когда через Завет Бог делает Израиль Своим избранным народом, то Он даёт ему обетования, которым подчинена вся его дальнейшая история.

Завет. Использовано в Библии в 2-х значениях, как эдут – свидетельство, или ала – клятва, обет. Это союз между людьми, который скреплялся клятвой (Быт.21:22-24), совместной трапезой (Быт. 26:28-31) или жертвоприношением (Исх.24:4-5), а также, между Богом и человеком, утверждался на торжественном обещании Бога людям (Быт.9:917). Оно часто сопровождалось символическими знамениями или предписаниями, призванными служить напоминанием о заключённом завете (радуга, обрезание). Следует уточнить, что завет с Богом – это соглашение, в соответствии с которым Бог даёт людям уверенность в том, что Он будет благ и милостив к ним, а другая сторона связывает себя обещанием послушания и веры.

Жертвоприношения. В его основе заложены ветхозаветные ритуалы. Ритуал – это система действий, связанных между собой определёнными чёткими правилами, каждое из которых имеет свой глубокий духовный смысл. Цель: установить связь между грешным человеком и Святым Богом. Следовательно, чтобы совершить ритуал, угодный Богу, необходимо иметь веру, так как это не бездумное действие по достижению спасения делами, а акт веры, имеющий огромное значение для совершающего его человека. Здесь Бог приоткрывает перед человеком Свой замысел в отношении его спасения. Жертвы приобретают свой смысл только тогда, когда появляется Закон. Предписание Бога о системе жертвоприношений должно было: показать Израилю, что Бог определил пути, которые приближали народ к Нему; дать понимание того, что человек сам не может приблизиться к Богу, вследствие своей вины и греха; подтвердить, что всё, что имеет человек, получено им от Бога, поэтому он должен постоянно воздавать Богу хвалу за Его милость. Жертвоприношения дают видимое выражение внутренних чувств человека: поклонение, стремление к близости с Богом, признание своей греховности, покаяние, жажда прощения. То есть, через обряд жертвоприношения происходит общение человека с Богом, причём, жертвы за грех и повинности восстанавливают отношения грешника с Богом, а мирная, хлебная жертвы и всесожжение соединяют верующего с Богом. Кроме того, оно концентрирует внимание человека на идее жизни. В последнем случае подчёркнута роль крови в процессе жертвоприношений (она присутствовала не как символ, а как материальный элемент, эквивалент жизни, который заглаживал вину). Через кровную жертву достигалась святость (Лев.11:44). А также, жертвоприношение давало обретение милости Бога, но не через механический ритуал; необходимо было искреннее покаяние, без него не было прощения.

Священство. Причина его появления заключалась в общей греховности всех людей, оно выполняло посреднические функции; появилось одновременно с системой жертвоприношений (Евр.7:11) и не могло существовать одно без другого, так как и то, и другое – несовершенны сами по себе. Первые указывают на совершенную искупительную Жертву, а вторые – на совершенного и единственного Посредника между Богом и человеком, Примирителя. Священство не могло осуществить этого примирения. Оно выражало только общий принцип и подготавливало к его осуществлению и ожиданию, что такое священство будет послано (Евр.7:23, 10:1-4). Праздник Пасхи установлен Богом как воспоминание, предшествовавшее исходу евреев из Египта, когда Ангел смерти «прошёл мимо» первенцев иудеев (Исх.12:12-14). Бог, по Своей воле освободил и сделал избранным народом – святым и священным, Израиль (Втор.26:19). Сотериологический аспект этого праздника – Бог открыл историю о личном и глобальном спасении. Эсхатологический аспект – ожидание Агнца, Который Своей смертью подарит людям жизнь вечную