logo search
исправл вопр

24.Большие пророки: авторство, личность пророка, исторический фон книги, содержание книги. Богословие пророческих книг: учение о Боге, человеке, спасении-искуплении.

Большие пророки – Исайя, Иеремия, Иезекииль.

Исайя, сын Амосов, спасение Яхве, один из лучших классиков в свое время. Он был весьма образованным человеком, поэтом, родственником царя Амасии. В Н.З. Исая цитируется 419 раз. Играл ключевую роль в кризисные моменты страны. У Исайи есть много мессианских идей. Пророчествовал примерно в течение 40 лет в Иерусалиме. Начал служение во время царя Озии, 740 г. до Р.Х. (Иоахам, Ахаз, Езекия). Жена тоже была пророчицей. Имел двух детей. Казнён был при Манассии за пророчество о судьбе Содома и Гоморры для Иерусалима. По преданию, на этом месте построена купель Вифезда. Последние сведения об его служении относятся ко времени нападения Сеннарихима(ок. 701 г. до Р.Х.) До недавнего времени считали, что эту книгу написал один Исайя, но в последние столетия появились сомнения. Есть мнение, что эту книгу написали несколько людей в разное время, которые были последователями или учениками Исайи (они же подвергают сомнению, что Пятикнижие написал Моисей). Если это так, то тогда ссылки Иисуса получаются ошибочными.

Аргументы в пользу автора пророка Исаии:

1.Аргумент исторических обстоятельств - смена парадигмы. Это время тотальных изменений, при котором либеральные богословы подвергли сомнению авторства Исайи. Они руководствуются критикой высокого уровня, не имея веры в то, что Бог может открывать будущее.

2.Традиционный взгляд иудейских раввинов. В иудейской традиции полностью отсутствует ссылки на нескольких авторов книги Исайи. В книге Иисусе, сыне Серахове, цитируется 48 глава, и признаётся авторство Исайи.

3.Внутреннее свидетельство - стиль написания после 39 главы меняется, но это могло быть связано с настроением и сменой стиля.

4.Археологический момент - обнаружение Кумранских рукописей. В 1947 г. были обнаружено пещеры, а в них 600 фрагментов рукописей на еврейском и арамейском языках, в том числе и полностью книга Исайи.

Основная идея – у Бога всегда сохранится остаток для славной будущности.

Призвание Исайи на служение имело двойную цель: обличить «жестоковыйность народа» и дать обетование о верном остатке, с которым Бог завершит историю спасения. Пророк бичует непослушание и отпадение своего народа от Господа, его суеверие, формализм богослужений (Ис.1:11-14), поклонение идолам (Ис.2:8), жестокость (Ис.1:23; 10:12) и безнравственность (Ис.5:11,12,22). Точно так же, он клеймит грехи врагов Иудеи. Пророк, чье пророчество, является мессианским, вслед за освобождением и возрождением своего народа (Ис. 44-45; 60-61) видит раба Господня.

Он предстает перед Исаией в образе "мужа скорбей", Мессии, Который несет на себе человеч. грехи и, пройдя через страдания и совершив умиротворение, становится победоносным Спасителем человечества. Именно за это пророчество, наиболее ярко выраженное в Ис 52:13 - 53:12, Исайю называют пятым евангелистом;

Пророчества Исаии можно разделить на три группы: свидетельства о современных пророку событиях (Ис.1-39), за исключением нескольких эсхатологических фрагментов; мессианские пророчества (40-55); эсхатологические пророчества: (Ис 9:1-7;11;24, 56-66);

Богословие Исайи

Учение о Боге: Святость Бога (гл. 6) - «Святый Израилев» в Исайи встречается 25 раз. Святость Бога непостижима, но пророк предлагает нам понимать трансцендентного Бога как имманентного (присутствует, но не сливается с миром) в Иисусе. Кадеш (святой) – отрезанный, это значит, с начала иной по природе, с последующим нравственным измененим. Исайя чувствовал себя нечистым во внутреннем состоянии в присутствии Бога. Поэтому, он говорит, что состояние сердца первично, а всё остальное - обряды. Пророк напоминает, что надо изменить внутреннее состояние в отношении к Богу. Яхве – Спаситель Своего народа. Спасение у Исайи личное. Пророк говорит о спасении от завоевателей, которых использует Бог для суда над Израилем. Исайя утверждает, что спасение зависит от правильных поступков народа.

Яхве – Искупитель (гааль) - возвращение собственности, включая людей, не принадлежавших больше первоначальному владельцу. 122 раза встречается в ВЗ и 26 в Исайи. Закон о родственнике-искупителе, который обязан освободить сородича.

Господь – Отец. Богословы считают, что Бог очень редко использовал фразу отцовства по отношению к кому-либо. Впервые оно звучит у Нафана, но постепенно становится все более популярно, и Исайя много раз использует эту фразу.

Учение о Святом Духе. Рух (евр.) – Пневма (Септуагинта) - дух, ветер, дыхание. Имеет разные значение в книге Исайи. Дух – это самосознающий «я». Дух это личностное бытие. Когда дух это ветер, то этими словами может выражаться идея проявления духа в действии. Ис. 63:9-11- поддерживается мысль о Троице.

Отношение Бога с человеком: цедек - (прямота, правда)- это что есть или должно быть твердо установлено в человеческих отношениях. В ВЗ это слово используется 273 раз, а у Исайи – 58, но только 12 раз используется у других пророков. Пророк использует это слово для обозначения нравственности, духовности и ритуальную праведности, а также, как внутреннее состояние сердца. Главную мысль о праведности, что не человек, а сам Бог установит праведность по отношению к человеку. Праведность рассматривается как: качество природы Яхве; действия Яхве в соотвествие с этой природой;результат праведных дел Яхве; Мишпат (греч.) - справедливость. Встречается 420 раз в ВЗ. 239 раз это обозначает суд. В книге Исайи встречается 40 раз, а 18 раз мишпат идет вместе с цедек. Мишпат не отделено от Яхве. Иногда это синоним с Торой (Законом, Пятикнижием). Одно из главных причин падение Израиля - отсутствие правосудия, как основная часть искупления. Справедливость как: качество природа Яхве; Его дела; требование Яхве к сотворенному Им миру.

Мессианские пророчества о рождении и сущности Мессии:

Таргумы - перевод в ВЗ на арамейский язык.

Талмуд - это религиозно - этическое учение, которое включает Мишну и Гемару: устное изложение Закона и толкование Закона (совершение, дискуссия, анализ). 62 раза используются цитаты из книги Исайи.

Ис. 7:14. Это один из ключевых мессианских, христологических текстов.

Алма – девственница, но неоднозначно, и Исайя использует это слово, потому что это пророчество имеет два времени исполнения, настоящее и будущее.

Раб Господень, «муж скорбей», Который берёт на себя все человеческие грехи и через страдания, совершив умиротворение, становится Спасителем человечества (Ис.52:13 – 53:12). Именно за это пророчество Исайю называют пятым евангелистом.

Эвет Яхве – Раб Господень, пайс и дулас. Присутствуют 4 песни о Рабе Господнем.

Версии о Рабе Господнем: это тип, олицетворяющий весь израильский народ; пророк говорит о себе; таинственный Раб Господень (Мессия). Дулас как раб, слуга. Пайс-несовершеннолетний сын, отрок. Пётр проповедовал и использовал слово пайс как Сын Божий. Марк в Евангелии представляет Христа как Слугу, Раба Господня.

Иеремия (возвышенный Господом) - 626г-585 гг. - его служение. Родился в семье священника Хелкии в Анафофе, недалеко от Иерусалима, с детства готовили в священники. Иеремия служит в самый мрачный период Израиля, с 626 по 585 гг., в течение 45 лет во времена правления царя Иосии. Ему было 15 лет, когда Господь призвал на служение (Иер.1:1-10), которое продолжалось при царях Иохазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии вплоть до его смерти в 580г. до Р.Х. А в 586г. произошло взятие Иерусалима Навуходоносором. Его смерть, по преданию, была мученической, его побили камнями сами иудеи за то, что он их обличал. Александр Македонский перенес его тело из Тафниса в Александрию. Сегодня его могилу обнаружили недалеко от Каира. Маккавейская книга говорит, что Иеремия спрятал ковчег завета, жертвенник в пещере до времени пришествии Мессии, пока Господь не возродит свой народ. Есть сведения, что Иеремия при побеге в Египет взял часть священного огня, чтобы возвратить его обратно, когда будет вновь построен храм. Свою первую речь он произнес в Иерусалиме, куда его направил Господь (Иер. 2:2). Он проповедовал везде, где находил слушателей: в храме (Иер 7:2), у городских ворот (Иер. 17:19), в долине сыновей Енномовых (Иер. 19:2); не молчал он, даже будучи заключенным "во дворе стражи». Иеремия прибегал не только к публичным выступлениям, но также к письменным посланиям (Иер. 29:1; 36:2) и к наглядным символическим действиям (Иер 7:29). Его отличало необыкновенное упорство и верность Богу. Полвека призывал он иудеев к покаянию и пророчествовал о грядущих наказаниях. Но хотя они исполнялись, народ следовал не за ним, а за лжепророками.

Основная идея – грех Иерусалима, его падение и будущая слава. Иеремии был предоставлен выбор: остаться в Иудее, либо вместе с пленниками следовать в Вавилон. Он остался на родной земле вместе с немногими обездоленными соплеменниками. Затем он был вынужден пойти в Египет. Но Иеремия и там продолжал проповедовать против идолопоклонства; там же он предрек египтянам Божью кару. Тот, кто с невиданным упорством в течение 50 лет пытался остановить идущий к погибели народ, сам испытал великие страдания. Среди лиц, которых обличал Иеремия, были царь, пророки и священники (Иер. 27:12-17); его заклеймили как предателя народа, которого надлежало "предать смерти". Однако самые жестокие страдания Иеремии были вызваны тем, что его народ на протяжении всех 50 лет не хотел внимать его словам. Под тяжестью такого бремени Иеремия почти усомнился в Боге и поддался искушению оставить свое служение. Но Господь поддержал его, и Иеремия прошел свой скорбный путь до конца. Через Иеремию Бог предпринял последнюю попытку призвать народ к покаянию, которое спасло бы его от наказания. Пророк говорит не о грехе вообще, он указывает конкретные прегрешения народа и его вождей (Иер. 7:9; 19:4,5; 34:16). Но это не речь обвинителя, требующего наказания, а призыв к очищению грехов для того, чтобы Бог явил Свою милость.

Содержание:

1гл. – призыв Иеремии к пророческому служению (призвание это то состояние, когда человек не может не делать то, к чему они призван; оно имеет два измерения: внутреннее и внешнее; внутреннее –это когда ты знаешь, а внешнее- когда люди видят то, к чему ты призван).

2 - 45гл. – предупреждение и короткое описание осады Иерусалима и разрушение его Навуходоносором (43гл. – пророк говорит слово от Бога, бежавшим в Египет, которое ещё более усугубляет их вину).

49 - 51 гл. – описание участи языческих народов.

52 гл. как заключение (возможно, была написана не самим Иеремией, но это не столь важно, потому что там ничего нового не говорится).

Иер. 36:30; Иер 22:28 – повествование о том, что Иоаким и Иехония как беззаконники удалены из родословной Иисуса (древняя точка зрения о родословии: у Матфея родословие восходит к Иосифу, но он только юридический отец, поэтому Иоаким и Иехония (беззаконики) не имеют генное отношение ко Христу, а Лука ведет родословие к Марии, и Иосиф считается просто зять а не сын, а это родословие без этих царей имеет генное отношение к Христу).

БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Это Книга о Божьем долготерпении, которое проявляется в Его любви и справедливости. Бог не может оставить грех безнаказанным, особенно когда речь идет о прегрешениях народа, с которым Он вступил в завет (Иер. 30:11,14,15). Но Бог не желает смерти грешника, а наказывает его для восстановления праведности в Своем творении, прежде всего в избранном народе (Иер 31:18-20).

Концепция Яхве как Творец, Промыслитель (наличие плана, кто видит цель и схему), справедливый и милосердный, связан с тварным миром, который полностью зависит от Него. В отношении с человеком Бог проявляет себя через свои атрибуты Проявление Его инаковости неодушевленая вещь, она безсильная. Суверенная власть Яхве: все события зависят от Яхве который имеет право менять Свои намерения в связи с изменением состояния человека. Его свобода проявляется в суде над народами, а суды осуществляются разными путями: стихийные бедствия или вторжение войска других народов. Для евреев теодицея (богооправдание) вообще не имеет значение.

Сравнительный анализ Синайского договора и Нового Завета (11 гл.). Договор - это то, что заключают две стороны, берут на себя обязательства друг перед другом. Фокус договора - это выполнения обязательств. Договор предполагает не только благословение, но и проклятие. Завет с Богом - это односторонняя исключительная инициатив, исходящяя от Яхве. Для завета имеет значение характер внутреннего изменения и верности. Новый Завет у Иеремии, это главное, что произойдет в будущем: 1) новый завет (31:31-34;2; 2)новое обещание (16:14-21;3); 3)новый пастырь (33:14-18; 23:1-8). Иеремия называет Новый Завет книгой утешения. Он будет отличаться внутренним единением с Яхве, то есть начертан на сердце человека. Акцент делается на межличностные отношения, а не вообщем, с народом, на постоянное понимание воли Божьей человеком. В рамках Завета Иеремия не утверждает, что грех исчезнет в жизни людей, но он говорит, что Бог будет прощать грехи. Новый Завет имеет масштабную значимость для всех людей. Бог наделяет человека способностью быть Ему верным чрез возрождение духа.

Понимание греха: как измена договору (закону); невнимание к слову Яхве; незнание и непонимание Яхве и Его промыслов; идолопоклонство (главный грех).

Книга пророка Иезекииля (Бог укрепляет). Сын священника Вузия, деятельность связана с периодом вавилонского пленения. Он был уведен в плен в возрасте 25 лет с Даниилом и другими пророками. Приступил к пророческому служению около 592 г. до Р.Х., в возрасте 30 лет. Некоторые предполагают что дата, 30 лет, было обновление храма. Был женат, но овдовел в год падения Иерусалима. Иезекииль считается родоначальником синагогального служения, расматривается как пророк мистик, он глубоко переживает Бога. Пророчествовал около 20 лет. Иезекииль стал первым среди пророков, который, будучи призван Господом, нес служение за пределами земли обетованной. Это казалось столь странным, что даже во времена более позднего иудаизма время от времени оспаривалась правомерность включения К.п.И. в ветхозаветный канон.

Основная идея – падение и восстановление Иерусалима и его будущее.

В пророческой деятельности Иезекииля просматриваются два четко разграниченных периода: до и после разрушения Иерусалима в 587 г. до Р.Х. Основной смысл пророчеств Иезекииля состоит в том, что без общения с Богом и без Его присутствия жизнь невозможна. Бог взывает к Своему народу, потому что любит его, - и тогда, когда совершает суд, и тогда, когда творит милость. К.п.И. неоднократно говорит не о Самом Боге, а о присутствии славы [евр. шехина] Господней, за которой скрывается Бог. Шехина - это одновременно близость Бога к человеку, и отдаленность от Него, и откровение Божье, и Его сокрытость от человеческих глаз. Поэтому, пророк столь серьезно обличает всякого рода нарушения в богослужении; в противном случае, говорит он, обновление окажется невозможным. Как при новом разделе земли (гл. 40-48) храм оказывается в центре страны, так и очищенное служение Богу составляет сердцевину жизни. Но основой этих новых установлений является внутреннее обновление.

Особенности книги пророка Иезекииля: таинственность и обилие видений; мощный священнический колорит; печать Вавилонского происхождения;

Богословие пророка Иезекииля:

Учение о Боге - четыре животных, и каждое представляет самое сильное животное в своей сфере. Колеса – способность двигаться в любом из четырех направлений без потери во времени и в пространстве - это указывает на вездесущность Яхве. Подобие человека на престоле над сводом (небом)- это также указывает на владычестве и всемогуществе Бога, Который должен был защитить Израиль и сохранить, а если Он не защитил, значит Он слабее других богов. Пророк падает ниц перед Яхве. С одной стороны Он недостижимый, а с другой Он очень близко к человеку. Это говорится о трансцендентности Бога и Его имманентности.

Понятия личной и общей ответственности: согрешающая душа умрет, каждый даст ответ за себя. Ответственность пророка, который должен сказать все, что Бог говорит, даже если его не слушают. 28гл. – прообраз падших богоборческих сил, ангелов, как аллегория. Мы только знаем, что они отпали, но не знаем, как это происходило.

Эсхаталогия Иезекииля: у евреев появляется эсхатологические ожидания после плена, которые идут по нарастающей. В 34гл. представлен образ Пастыря, и его зовут Давид, с другой стороны, Сам Яхве говорит о Богочеловечности Христа, то есть это мысль о том, что Мессия это сам Яхве.

Новое сердце и новый дух: преображении народа Божья, которое осуществит Сам Бог (11,36 гл.). В НЗ беседа с Никодимом, где вода представлена как символ Слова Божья (Иак.1:17;1Пет 1:23),способная оживить мертвые кости, полностью восстановить Израиль. В свете НЗ Бог соберет Израиль, вложит новые сердце и дух. Яхве, как единственный Источник жизни, обещает, что Давид будет царствовать над Израилем.Слово Божье у Иезекииля – это активная сила в действии, это энергия пронизывающая мертвое и возвращающая к жизни.

Даниил: из колена Иуды, жил при дворе вавилонского царя Навуходоносора, куда был уведен юношей в третий год царствования Иоакима (605 г. до Р.Х.). Он происходил из знатного иудейского рода. Вместе с тремя другими иудейскими юношами воспитывался для придворной службы, Даниил отличался строгим соблюдением Закона Моисея и недюжинным умом. Он всегда искал Божьей мудрости и воли Его, поэтому, на государственном поприще достиг высших ступеней, пользовался почетом и уважением при дворе Навуходоносора и стал у царя доверенным толкователем снов. Даниил проявил себя как умный наместник. В иудейском каноне К.п.Д. не причисляется к пророческим книгам. Она, как Книга Иова и Псалмы, принадлежит к священным Писаниям. Тем не менее, её следует считать пророческой. На это указывает книга Откровение, воспринявшая идеи К.п.Д. значении, которое К.п.Д. Одна часть книги (Дан. 2:4 - 7:28) написана по-арамейски, а другая - по-еврейски.

Эта Книга уникальна. Она показывает, как и др. пророч. книги, гибель всего, что восстает против Царства Божьего, и рассматривает ход мировой истории как развитие этого Царства. Сын Человеческий Своим появлением преодолевает сопротивление царства мира сего. Победа Царства Божьего открывается в перспективе целостного понимания истории. Здесь читатель Библии впервые сталкивается с подобным универсальным показом истории в ее политическом аспекте. Он соответствует точке зрения Даниила, который, как государственный деятель в Вавилоне, эпицентре могущественных мирских сил, движущих судьбами целых народов, провидит, заглядывая далеко вперед в мировую историю, окончательную победу Бога.

Введение в богословие