logo search
Religiovedenie1

Основные положения учения буддизма.

  1. Срединный путь. «Двух крайностей следует избегать тому, кто оставил свой дом, ушел из социального мира: 1 – приверженность плотских удовольствий, 2 – умерщвление плоти и самоистязание». В буддизме нет крайней аскезы. Буддизм не рассматривает тело как источник зла и греха. Буддизм говорит, что ты стал заложником телесного дома.

  2. Четыре благородные истины. (четыре факта, который изложил Благородный)

    1. Истина о страдании. Рождение, старость, болезнь, смерть, горе, боль, тоска, не получение желаемого, печаль – страдание.

    2. Истина о возникновении страдания (причина страдания). Жажда, желание – причина страдания, связана с наслаждением и страстью, задает условие нового существования. Жажда существования и жажда несуществования.

    3. Истина о прекращении страдания. Прекращение состоит в полном бесстрастном устранении жажды.

    4. Истина о пути, ведущем к прекращению страдания – восьмеричный путь. Путь состоит из 8 элементов. Путь охватывает сферу поведения (правильное), сферу сознания, сферу особой психофизической практики, йога.

Мысль, знание, свет. Страдание, постигнутое пробужденным страданием. Акцент от страдания перенесен на сознание. Факт страдания должен быть постигнут сознанием. Сложность буддизма в том, что это учение о знании. Страдает тот, кто не знает страдания, и тот кто знает страдание – не страдает. Буддизм повязан на сознании, часто его называют не религией, а психологической школой.

В буддизме космос подчинен сознанию. Буддизм не поощряет эстетического отношения к миру. Вопрос о мире подчинены психологии, учению о сознании. Буддизм не говорит, что мир кто-либо создал, учения о создании мира нет. Есть учение, которое отрицает Бога-творца. Мир существует бесконечно и безначально, время образует циклы, движется по кругу. Т.к. мир познается в сознании, то получается, что мир мерцает.

Буддисты отрицают идею всемогущего божества. Буддизм в некотором смысле атеистическая религия. Великой иллюзией является собственное Я. Я, эго – узел всех страданий; отказаться от я и от эго. Концепция «не душа» - анатма. Буддисты отрицают то, что утверждают большинство психологий мира: наш внутренний мир – это единая субстанция, неизменная подоснова, которая при всех трансформациях остается сама собой. Психика человека, по мнению буддистов, состоит из мгновенных состояний – дхармы. «Дхармы уже нет в тот момент, когда она появляется». Потоки мгновенных возникающих и пропадающих состояний.

Дхармы выступают и объектом, и субъектом.

Буддизм разделяет учение о переселении души – метемпсихоз.

  1. Сансара (символ колесо) – круговорот рождения и смерти. Все живые существа пребывают в круге рождения и смерти. В круге нет ничего постоянного, есть лишь движение от рождения к смерти. Люди, животные, боги – все пребывают в круге. Пропасти нет между человеком и богом, между человеком и богом. Боги – разряд живых существ на ряду с животными и человеком.

  2. Карма – закон, которому подчинено всё живое. Закон нельзя отличить от поступков человека. Вся совокупность поступков – это и есть карма. Поступки, связанные причинно-следственным образом. Карма – это способность живого существа своим поведением определять параметры будущего рождения. Ни одно рождение не является целью. Апатичное отношение к будущим рождениям, с ним не испытывают надежд. Нет возможности искупления грехов. Жить по нормам, установленным сообществом.

  3. Нирвана – процесс угасания. Нирвана с кит. – нет рождений. Отрицание. Цель буддизма: пробуждение и нирвана.

  4. Сансара-Нирвана.

Цель йогической практики – благородный, серединный, восьмеричный путь к пробуждению и нирване.

Два направления буддизма. Спорным вопросов является: Что есть Будда?

  1. Малая колесница – ХИНАЯМА, ТХЕРАВАДА. Что есть Будда? Учитель, указывающий путь к спасению. Архат – монах, который пошел по пути, указанному учителем, идеал аскета. Освобождение возможно только монаху, только монах может достичь цели, мирянам это не постигнуть. Строгий путь. Распространен на юге, юго-востоке от Индии: о. Цейлон, страны Индокитая – Бирма, Таиланд, Лаос, Вьетнам, Камбоджа.

  2. Великая колесница – МАХАЯНА. Широкий путь. Включает в себя много противоречащих школ, часто друг друга исключающих. Будда – это историческая личность Шакьямуни; историческая личность как воплощение космического принципа Будда. Здесь буддизм близок к теизму. В махаяне открывается путь для мирян, мирянин тоже может достичь пробуждения. Отсюда буддизм приобретает мировой характер. Появляются теории мгновенных пробуждений. Фактор веры – искренняя вера может пробудить человека. Новый образ аскета – бодхисатва – пробужденное существо. Главная характеристика Бодхисатвы – милость ко всем существам, образ обращен к сансаре, забота о спасении всего живого. Распространен в странах юго-восточной Азии, в Японии, Корее, Китае, Тибете (ламаизм, тибетский буддизм: Тибет, Монголия, Бурятия, Тува, Колмыкия). Тибетский буддизм имеет выраженное эзотерическое учение, внутреннее учение. Эзо – внутреннее, экзо – открытое, явное. Учение Алмазная колесница – ВАДЖРАЯМА. Тантрическая система. Тантризм – мистическое учение о двух мировых началах мужском и женском.

В 20-м веке буддизм активно распространяется в Европе и Америке (США – тибетский буддизм).

Библиография – в мифах и учебнике Григоренко.

ИСЛАМ.

Возникновение - 7 век новой эры. Самая поздняя мировая религия мира.

В 7 веке новой эры в Аравии появляется новое, мощное религиозное движение. Аравия на стыке Африки и Азии. В древности Аравия была центром. В 7 веке аравийское общество было развитым родоплеменным строем на грани феодализма.

Ислам стал идеологией объединения арабских племен в единое государство. Религиозная почва ислама: языческие культы (многобожие, политеистические формы), монотеизм – христианство, иудаизм, ханифы (люди чистой веры) = вера Авраама.

Ханифы – арабские монотеисты, которые опирались на арабские устные придания, по духу ближе всего к исламу. Главный храм – КААБА, в городе Мекка. Мекка – торговый город, религиозный центр арабских племен.

В.Ф. Панова «Жизнь Мухаммеда».

Основатель ислама – Мухамме(а)д происходил из семьи хранителя храма Кааба. Аристократический род, принадлежность к семье хранителя традиции. Ислам связывает свое возникновение с определенной личностью. Пользовался авторитетом в арабской среде, был талантливым врачом, ораторское дарование, в одном лице – духовный вождь и глава государства. Мухаммед организовал общину-государство. В исламе нет монашества, нет ухода от мирской жизни. Мухаммед провозгласил новые принципы, учение социально-политическое. Глава движения – главный политик. Мухаммед-пророк.

Пророк – проповедник. В проповедях пророки создают новую перспективу. Особый источник проповеди. Пророк говорит от имени бога.

16.04.2012

Религия откровения. Откровением называется такая форма знания, которая дается человеку непосредственно из божественного источника, передана сверхразумным образом – мистически.

ТАУХИД – идея единства бога.