logo search
Материалы к госам

Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений

Понятие мировоззрения, его значения. Типологии мировоззрений (Гегель, О.Конт, П.Флоренский, П.Сорокин, советская школа философии). Исторические типы мировоззрений. Мировоззрение как системное образование, его структура и функции. Проблема формирования мировоззрения. Особенности решения основных вопросов в различных нерелигиозных мировоззрениях. Основные черты религиозных мировоззрений; Бог абсолютной религии как высший принцип объяснения всего сущего; анализ рациональных и нерациональных аргументов в пользу бытия Бога. Основания диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений; проявление диалога на обыденном и теоретическом уровнях знания.

Коммуникация, взаимопонимание и взаимодействие в общении людей: психологические аспекты. Виды общения как части социального взаимодействия. Роль коммуникации в формировании личности.

Философия диалога М.Бубера. Языковые игры Л.Витгенштейна. Ж. Деррида о деконструкции, монологе, полилоге и диалоге. Концепция «диалога культур» М.М. Бахтина. Философские взгляды В.С. Библера и школа диалога культур.

Религиозный синкретизм, плюрализм и проблемы толерантности в межконфессиональном диалоге. Феномен религиозного и антирелигиозного фанатизма. Перспективы диалога традиционных и “новых” религий России. Проблема диалога и сотрудничества с иноверцами и неверующими в социальных концепциях различных религий и конфессий (например, социальная концепция Русской православной церкви, социальная концепция мусульман России, и др.) Барьеры диалогу верующих и неверующих сограждан России. Пути налаживания и укрепления диалога и гражданского сотрудничества верующих и неверующих сограждан России. Социально–политические и богословские аспекты христианско-иудейского диалога. Проблемы христианско-иудейского диалога. Причины антисемитизма. Диалог внутри христианского мира. Христианство и ислам как два типа сознания человека. Возможности и перспективы диалога христиан и мусульман. Буддизм и западная культура. Идея синтеза западных и восточных идеалов и создания единой вселенской мировоззренческой модели.