logo search
исправл вопр

22.Пятикнижие: проблемы авторства и структурного единства текста.

Традиционно иудеи и христиане считают, что их авторство принадлежит Моисею. Мы полагаем, что в этом смысле традиция верна, и Моисей действительно был автором Пятикнижия. Некоторые же незначительные добавления так же могли иметь место, например, рассказ о смерти Моисея (богодухновенно сделанные каким-нибудь позднейшим редактором), однако это никак не противоречит распространенному преданию о том, что автор этих книг - Моисей.

Проблемы авторства: принимая во внимание роль человека в написании Пятикнижия, надо сказать, что его автором был Моисей, великий законодатель Израиля. Вслед за Корниллом (Cornill) мы признаем, что нет никаких надписей, никакого введения или утверждения, которые говорили бы, что это произведение целиком принадлежит перу Моисея, однако убедительные свидетельства (как внешние, так и внутренние) говорят в пользу того, что Пятикнижие было написано именно им.

Свидетельство Пятикнижия: Исх.17:14: "И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память амаликитян из поднебесной". Этот отрывок ясно показывает, что именно Моисей рассматривался как автор; Исх.24:4-8: "И написал Моисей все слова Господни" (стих 4). По меньшей мере, имеется в виду "книга завета" (Исх.21:2-23:33), куда, вероятно, входят даже 19-я и 20-я главы); Исх.34:27: "И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в них Я заключаю завет с тобой и Израилем". Это второе повеление Господа Моисею о том, чтобы он "записал". Речь идет о 34-й главе (Исх.34:10-26) - о втором Десятисловии.

О том, кто является автором Книги Бытие, нигде не говорится, однако она органично входит в Пятикнижие. В остальных четырёх книгах Моисей постоянно выступает как главное действующее лицо или как посредник в обретении Закона. Именно ему Бог даёт скрижали с десятью Заповедями, именно он играет главную роль в том величественном событии, которое произошло на Синае. Кроме того, именно Моисею Господь лично рассказывает, как строить скинию и все, что внутри ее (Исх.25-31).

Свидетельство остальной части Ветхого Завета: Книга Иисуса Навина, которая часто упоминает о Моисее. Закон Моисея для Иисуса Навина стал водителем и мерилом, и поэтому, часто упоминается, что он действовал согласно тому, "как повелел Господь Моисею" (11:15,20;14:2;21:2). Упоминания о Моисее встречаются в Книгах Царств, Ездры, Неемии и Паралипоменон. Там, в частности, мы находим такие выражения, как "закон Моисеев" (3 Цар.2:3), "книга закона Моисеева" (4 Цар.14:6), "весь закон, который заповедал им раб Мой, Моисей" (4 Цар.21:8), "книга Моисея" (Ездра 6:18; Неем.13:1). Что касается пророческих книг, то в них ссылки на Моисея встречаются не часто. В большинстве случаев пророки говорят просто о "законе", как, например, в Книге пророка Исайи (Ис.1:10). Даниил говорит о "проклятии и клятве, которые записаны в законе Моисея, раба Божия" (Дан.9:11). А в Книге пророка Малахии Господь призывает помнить "закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила, и уставы" (Мал.4:4). ВЗ свидетельство исходит из предпосылки, по которой существует книга, известная как Закон, и содержание его было дано Моисею Господом. Автором Закона и Пятикнижия считают лишь одного человека, которым является Моисей.

Свидетельство Нового Завета: он ясно свидетельствует, что автор Пятикнижия – Моисей. Цитируя отрывки из него, Иисус подтверждает, что автор закона - Моисей, например: "Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами" (Мф.19:8; Мк.10:5). Остальная часть Нового Завета не противоречит свидетельству нашего Господа (Дн.3:22; 13:39; 15:5-21; 26:22; 28:23; Рим.10:5, 19; 1 Кор.9:9; 2 Кор.3:15;Откр.15:3). Подобно ВЗ, Новый Завет тоже свидетельствует о существовании писания, известного под именем Закона, и признает Моисея его автором.

3 линии авторства Моисея: 1) гипотеза основного текста (от сотворения мира до Моисея), но её опровергли кумранские рукописи; 2) теория повествовательных кругов (школа Упсан) – истории обрастают подробностями, фиксируются (Сарра и Ревекка, Авимелех – Быт.20 и 26);

3) теория 4-х источников:

1 – Яхвист, всё повествование связано с Богом (950г. до Р.Х., Южное Ц., там был Храм);

2 – эллогим, божество – нет различия Бога и истукана (800 г. до Р.Х., Северное Ц.);

Затем, после падения Север.Ц. в 722 г. эти источники объединяются L+E.

3 источник – школа Второзакония (ок.622 г. до Р.Х., правление царя Иосии).

После падения Южного Ц. в 586 г. все три источника объдинены – L+E+Dt.

4 – прист, священник, левит (ок.550 г. до Р.Х., территория Вавилона, актуален вопрос священства, центром остаётся Храм). L+E+Dt +P, ок.400 г. до Р.Х. – канон Ездры.

Недостатки этой теории: трудно выглядит; Пятикнижие задумано как одно целое, а не соединялось впоследствии; Бог наказывал до того, как Ездра сформировал канон;

Что касается подтверждения авторства Моисея: непосредственные указания Бога Моисею о необходимости записи (Исх.17:14;20-23;24:4-8); основание Завета с Моисеем и Израилем (Исх.34:27), Закон связан только с Моисеем; Бог говорит о Моисее, как «о наикротчайшем человеке», потому что он в точности записывал всё, что говорил Бог, даже если и сделаны какие-то дополнения, то по вдохновению от Бога; упоминание о книгах браней Господних, Праведного, Завета, о царях израильских и иудейских; Моисей написал основную часть, плюс устные предания; время исхода связано с получением Закона, следовательно, если возникают сомнения в исторической части, то тогда проявляется недоверие к Богу и в Законодательной; ряд пророчеств в Пятикнижии мессианские – обетование семени Аврааму, воздвигнет Пророка и т.д. Преемственность Законодателя – закон Моисея – Нагорная проповедь Иисуса;

23.Понятие пророческого служения в Израиле, понятие слова пророк, учение пророков, сравнение библейского пророчества и языческого прорицания. Профетическая эпоха в контексте мировых процессов трансформации религиозно-философского сознания человечества.

В ВЗ словом пророк называют человека, способного предсказать будущее в силу необычного и сверхъестественного знания. Русское слово пророк соответствует греческому термину "prophetes", используемому в Септуагинте, т.е. в древнейшем греческом переводе ВЗ (2 в. до Р.Х.), и отсылает нас к древнееврейскому слову aybn. (нави).

Другие исследователи считают, что слово это происходит от архаичного корня, означающего бормотать, невнятно произносить. Таким словом могло быть обозначено неконтролируемое состояние пророка, когда человек, на которого сошел дух, сравним с бурным морем, не способным сдержать свое волнение, ибо он охвачен силой, подавившей его личную волю.

Однако архаичный корень, означающий бормотать или невнятно говорить, вовсе не используется для обозначения пророка во Второзаконии и Книгах Паралипоменон.

Пророческое служение в Израиле.

Изучая книги пророков, можно обнаружить, что все пророки, оставившие после себя книги, жили в период, равный 400 годам. Это приблизительно соответствует времени, когда происходили события, описанные в книге Судей. Примерно с 800 г. до Р.Х. по 400 г. до Р.Х. было время, когда несли служение пророки.

Итак, пророк – это вестник или истолкователь Божественного слова. Это ясно выражено в двух параллельных местах кн. Исход: Аарон будет истолкователем Моисея, как если бы он был его «устами», а Моисей будет его «вдохновителем» вместо Бога (Исх. 4:15-16); для фараона Моисей будет «Богом», а Аарон будет Его «пророком» (Исх. 7:1).

Дух Божий не парализует личное восприятие и волю пророка, а вдохновляет его необыкновенной ревностью о Господе и Его народе.

В основе их пророческой деятельности есть нечто общее: каждый истинный пророк проникнут осознанием того, что он только орудие, а произносимые им слова принадлежат и ему, и не ему. Он непоколебимо убежден, что принял Слово Божие и обязан его передать.

Как удостовериться, что возвещаемое исходит действительно от Бога? Согласно Библии, можно выделить два главных критерия:

первый – исполнение пророчества в будущем (Иер. 28:9, Втор. 18:21-22),

второй и главный – согласованность пророческого учения и библейскими доктринами (Иер. 23:22; Втор. 13:1-5).

Из всей совокупности вышеизложенных фактов и утверждений, относящихся к пророчеству, можно сделать следующее заключение:

пророк – это человек, имеющий непосредственный опыт богопознания, получивший откровение Божьей святости и Божьей воли, судящий о настоящем и провидящий будущее в свете Откровения Божия. Он послан Богом напоминать людям о Его требованиях и возвращать их на путь Его любви и послушания Ему. Такое пророчество представляет собою явление, присущее исключительно Израилю, свидетельствующее об особом действии Провидения Божия в истории избранного народа.

Пророк это тот, кто говорит вместо кого-то или отдаёт свой голос кому-то. Итак, пророк – это вестник или истолкователь Божественного слова. Это ясно выражено в двух параллельных местах кн. Исход: Аарон будет истолкователем Моисея, как если бы он был его «устами», а Моисей будет его «вдохновителем» вместо Бога (Исх. 4:15-16); для фараона Моисей будет Богом» а Аарон будет Его пророком (Исх. 7:1). Дух Божий не парализует личное восприятие и волю пророка, а вдохновляет его необыкновенной ревностью о Господе и Его народе. В основе их пророческой деятельности есть нечто общее: каждый истинный пророк проникнут осознанием того, что он только орудие, а произносимые им слова принадлежат и ему, и не ему. Он непоколебимо убежден, что принял Слово Божье и обязан его передать.

Согласно Библии, можно выделить два главных критерия, что возвещаемое действительно исходит от Бога: первый – исполнение пророчества в будущем (Иер. 28:9, Втор. 18:21-22); второй и главный – согласованность пророческого учения и библейскими доктринами (Иер. 23:22; Втор. 13:1-5).

Пророки получали видения время от времени и были призваны: 1)возвещать народу Божью волю; 2) предостерегать от греха; 3) ободрять и утешать. После вхождения в Ханаан у иудеев тоже появляются нави, как и у местных языческих народов (бормотать, невнятно говорить), – это тот, кто свидетельствует, то есть призванный Богом. Эти люди способны лучше видеть волю Бога, главный их признак –вдохновение от Духа Святого. Первая пророческая школа была основана Самуилом. Они получали пророчества разными путями: во сне, в видениях, в экстатическом состоянии. Но слово всегда исходило от Бога, а не от пророка. Это слово всегда принималось в послушании, оно никогда не было выше Закона. Иудейские пророки больше напоминали проповедников. В Ханаане уже стали появляться пророческие служения (сонм пророков при Самуиле). Задача – получить Божье откровение и провозгласить. Кроме того, необходимо было мотивировать Израиль на завоевание обетованной земли, а также, пророки учили знанию Закона Моисея. Переломным в пророческом служении стало вавилонское пленение. После него пророки говорили о новых спасительных деяниях Бога, а до плена – слова ободрения были очень редки.

Из всего этого можно сделать следующее заключение:

Пророк – это человек, имеющий непосредственный опыт богопознания, получивший откровение Божьей святости и Божьей воли, судящий о настоящем и провидящий будущее в свете Откровения. Он послан Богом, напомнить людям о Его требованиях и возвратить их на путь Его любви и послушания Ему. Такое пророчество представляет собою явление, присущее исключительно Израилю, свидетельствующее об особом действии Провидения Божия в истории избранного народа.

Пророки часто произносят: «Так говорит Господь», то есть они передают весть, принятую от Бога. Он вдохновляет человека необычной ревностью по передаче откровения. Пророчество дается в назидание, утешение, увещание - это и есть Божественное откровение.

Терминология пророков: 1. Нави (профетес - греч). - аккадское слово звать, тот кто внял зову, или тот кого позвали. 2. Роэх – прозорливец, провидец; тот, кому дано зрение. 3. Хозех – ясновидящий, пророк; тот, кому дано видеть картину будущего.

Три основные группы пророчеств: о судьбе Израиля, мессианские и эсхатологические пророчества.

1.Эсхатологические пророчества.

По времени исполнения: которые уже исполнились (Израиль, плен, восстановление и т.д.), которые исполняются (восстановление Израиля) и которые должны исполниться: (первое воссоединение в Палестине всех колен Израиля; истребление всех врагов Израиля; воскрешение всего дома Израилева; установление Царство Божье на земле).

Сравнение библейского пророчества с языческим прорицанием: пророк обладал влиянием и авторитетом, то многие претендовали на его функции. Библейский пророк не прибегает к магии, как это было распространено у язычников. Прорицатель - преимущественно употребляется в смысле ложного пророчества и значит то же, что гадание, ворожба, чародейство. Втор. 18:10 о прорицателях упомянуто в связи с чародеями, вызывателями мертвых и проч. мерзостями язычников, которых должны были удаляться Иудеи. Гадали по чаше, внутренностям животных, звездам и луне и т.д. Прорицание было распространенным грехом между Израильтянами и многими восточными народами. Для того чтобы узнать будущее, употреблялись различные нелепые и смешные способы. Лжепрорицания и гадания, во всех их формах, особенно строго воспрещаются законом Моисеевым и свящ. писателями (Лев 20:27: Вт 18:9-14 и др.). Они суть ветвь языческого идолопоклонства и суеверия, и в каком бы виде ни рассматривались и употреблялись, греховны и постыдны для истинного христианина, обнаруживая в нем недостаток веры в Бога и глубокое невежество.

Профетическая эпоха: (греч. pro - прежде и phemi - говорить) - пророческая направленность деятельности человека, в которых возвещаются истины свыше, дающие образец того, что должно быть на Земле. В древней Церкви пророки по рангу уступали апостолам, возвещали воскресшего Господа словами, имеющими власть, предсказывали события, давали откровения, идентифицировали определенных лиц как избранных свыше для разных служений и давали им необходимые для этого силы. Впоследствие, пророками стали называть только тех, кто канонизирован в качестве таковых Св. Писанием, и пророчество угасло как особый вид церковного служения. В наше время пророками, в не особенно строгом смысле, называют писателей, поэтов, общественных и церковных деятелей, ставших инициаторами духовного обновления в Церкви и в обществе, а также свидетелями нравственной правды.

Учение пророков:

Монотеизм- генотеизм- это человек, который верит в наличии иных богов, но только у других людей, а мой Бог Яхве, Который сильнее других. Пророки боролись против генотеизма (в наше время это синкретизм) и провозглашали монотеизм. Идолопоклонство перестало существовать после вавилонского плена.

Нравственная идея - пророки остро переживают святость Бога, и одновременно, скверность человека и его греховность. Отсюда возникает ревность. 10 заповедей – это основание нравственности. Отвергая Бога, человек скатывается в безнравственность. У пророка подлинная духовность - прежде всего его внутреннее состояние.

Мессианская идея – надежда на выход, что отступничество преодолеет Мессия, как некая таинственная Персона, Которая будет богочеловеком (Давид – это образ Мессии). Он установит общие требования нравственности и единый принцип спасения. Профетическая эпоха в Израиле длилась 400 лет.

Цивилизация это конец определенной или бывшей культуры. Осевое время – время прорыва, когда приходит изменение в сознании человечества. Мир стремится к логичности (9 по 2 век до Христа). Пророки Иудеи выглядят гениально тогда, когда они пророчествуют. Это не противоречило никому, и представляло высший идеал.

Трансформация религиозного сознания:

1)монотеизм (магизм, тотемизм, анимизм, фетишизм – со времён сыновей Ноя);

2)политеизм (Авраам выходит из язычества);

3)монолатрия – почитание единого Бога, но не отвергали других богов;

4)этический монотеизм – идеальный моральный совершенный бог;

5)атеизм – отрицание бога;

Сейчас есть все эти виды, это всё религиозное восприятие Бога.