logo search
исправл вопр

20.Концепция Мессии и события Последних времен в описании авторов Ветхого Завета

После правления Давида и Соломона Израиль ожидал богобоязненного и сильного царя, который вновь сделает Израиль мощным государством. Эти надежды проявились в мессианских пророчествах (Иер.33; Мих.5:2; Зах.9 и 12 гл.). Но больше всего пророчеств о Мессии содержит книга пророка Исайи, где образ Мессии-Искупителя представлен в определенной последовательности: Семя – Младенец – Отрок – Муж скорбей. Семя станет корнем и послужит основанием для будущего дерева – народа Божьего (Ис.6:13). Семя хранит в себе тайну жизни, вся полнота которой разовьется из него впоследствии. Этот символ находится в полном согласии с пророчеством о Христе, данном еще в раю Адаму и Еве (Быт.3:15), а затем Аврааму (Быт. 26:4). Младенец: «Се, дева во чреве примет и родит Сына, нарекут Ему имя Еммануил» (Ис.7:14). «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут Ему имя: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6). Исаия как бы видит тот день, когда Мария принесет в храм Младенца, жизнь и смерть, Которого определит судьбы всего мира. Отрок: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, Которому благоволит душа Моя» (Ис.42:1-3). Исаия придает мессианской надежде всеобщие масштабы и описывает ее эсхатологическую сущность. Однажды «к корню Иессееву, который станет как знамя для народов, обратятся язычники…» (11:10). Бог «уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, - покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки…» (25:7-8). Помазанный Отрок Господень будет сделан «заветом народов», чтобы спасение «простерлось до концов земли» (49:6-8). «Многие народы приведет в изумление (52:15). …Придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Достояние народов придет к тебе. Меня ждут острова…» (60:3,5,9) Муж скорбей (53 гл.): «нет в Нём ни вида, ни величия…Он был презрён и умалён перед людьми, муж скорбей… Господь возложил на Него грехи наши…как овца, был ведён на заклание» (53:2-7). Но «на подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством» и Бог даст «Ему часть между великими» (11,12). «…Поднимите знамя для народов! Вот Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой» (62:10-11). В свете пророчеств о Мессии в книге пророка Исаии заповедь Иисуса Христа идти и проповедовать всем народам звучит вполне естественно. Итак, спасение, избавление, как оно описывалось в апокалипсический период истории Израиля, достигается двумя совершенно противоположными способами. С одной стороны, это победа силы на поле битвы; с другой – кротость жертвы на алтаре. Оба акцентируют внимание на избавлении не только от внешних опасностей, но и от греха. Избавление столь же безгранично и обширно, как Сам Бог. Таким образом, Мессия в пророчествах Исайи – это не завоеватель и не военный стратег, это Жертва, исполненная великой любви, Страдающий Раб, Слуга, Сын Человеческий, а также, Сын Божий, Праведник, Царь, Святой, Судья. И все эти образы воплотились в Иисусе, Который пришёл показать Израилю новый путь.