logo search
исправл вопр

67.Ереси, отвергающие Божественность Христа: истоки, смысл.

Первыми, кто стали отрицать Божественность Христа, были последователи еретического движения, Евиониты. Соблюдая предписания Закона, они отвергали послания апостола Павла, и ссылались на свое «евангелие от евреев». Для некоторых из них Иисус, будучи сыном Иосифа, стал Христом, т.е. Мессией через полное послушание Закону. Исповедуя Единого Бога, они не допускали существования Божественных Лиц, отрицали троичность Божества. Христос, по мнению других, не есть истинный Сын Божий, а только пророк. Ересь евионитов представляла собой смешение христианства с иудейством, греческой философии и персидской религией.

Гностики, держась дуализма и считая материю злом, не хотели признать Воплотившегося Сына Божьего, Богом. Он, по их мнению, был одним из эонов (порождений) Божественной сущности и временно обитал в человеке Христе, а во время крестных страданий оставил Его, так как Божество не может страдать. Воплощение было только кажущимся. Сын не являлся в полном смысле Божественной Личностью.

Еретик того же времени по имени Керинф, был иудеем из Александрии и смешивал гностицизм с идеями евионитов. Он учил, что творение видимого мира совершено не Богом, а низшим существом, демиургом. До появления христианства Бог был неизвестен миру. Только Мессия, вышний Христос, Божественное Слово, Который во время крещения, в виде голубя сошел на человека Иисуса и оставил Его во время страданий, явил Его.

Динамистическое монархианство отвергает Божественность Христа. Он рассматривается как облагодатствованный человек, который обладал совершенным послушанием Отцу. Всякий намек на Троицу несовместим с представлениями этого воззрения.

Арианство. Идеи Ария возникли не на пустом месте. Он являлся прямым преемником Павла Самосатского, епископа Антиохии, ведущего учителя этой школы, и Лукиана в главном пункте их учения о происхождении Сына Божьего из не сущего. Их последователи были прилежными в изучении философии Аристотеля, соответственно все их богословские рассуждения происходили в свете его взглядов. А..А. Спасский отмечает: «В основе догматической системы Павла Самосатского лежит тоже аристотелевское понятие о Боге, как самозаключенном целом, обладающем в полноте всеми идеальными качествами, о каком учило и старшее поколение динамистов». Христос Сам по Себе был простой человек, родившийся от Девы в определенное время, следовательно, был существом земного, а не небесного происхождения. От прочих людей Он отличался только тем, что находился под постоянным воздействием Бога, но оно состояло не в том, чтобы Он был с Богом одно. Это Бог обитал в Нем как в храме, но это не значит, что Он и Бог одно.

Арианство.

Согласно учению Ария, Единый Бог абсолютно один. Подобно человеку, Он обладает разумом (логосом), как орудием творения. Основываясь на свойствах вечности и неизменяемости Бога, Арий утверждал, что один Бог не рожден и вечен. Все, что рождается или творится, получает начало во времени. Рождение Сына от Отца, по мнению Ария, подтверждает, что Сын не вечен.

Арий утверждал, что Сын сотворен. Из соединения этих идей можно сказать, что согласно Арию: а) Сын не вечен; и б) Он не из Сущности Бога16. Отсюда следовала центральная мысль арианской ереси: Сын есть первое, высшее творение Отца.

Арий именовал Духа Святого «внуком» Бога Отца. Троичность Бога для Ария не вечна. Она возникает во времени.

Арианское лжеучение полностью ниспровергало спасительное дело Христа, так как тварь никак не может дать истинного богопознания, не может победить смерть и не может соединить нас с Богом.17