68.Ереси, отвергающие Человечность Христа: истоки и смысл.
Истоками всех этих ересей явились гностицизм, греческая философия и языческое влияние, смешанное с христианством. Докетисты (докео - казаться, представляться) и Николаиты. Дело в том, что Аристотель выдвинул идею о бесстрастности Бога, согласно которой Он не может изменяться, страдать, переживать, плакать и т.д. Таким образом, все материальное творение в лучшем случае низменно, а в худшем – является откровенным злом. Бесконечный, Святой и Чистый Бог может быть столь близко связан с материальным сотворенным порядком вещей, о чем проповедовал апостол Иоанн. Будучи бесстрастным и неизменным, Бог не может претерпевать такие изменения в Своей природе. Соответственно Иисус Христос не мог иметь настоящего тела, а призрачное, а значит, не мог страдать, т.е. Его страдания были кажущимися. Они утверждали, что Иисус только казался человеком или выглядел как человек подобно призраку. Иисус Христос, по их учению, не мог также быть рожденным от Девы Марии. Ибо если бы Мария действительно родила Христа, то она бы внесла в Его существо нечто материальное, а это было бы извращением морального совершенства и благости Бога. Николаиты - тоже мировоззрение в отношении материи, развили практическое учение о необходимости умерщвлять плоть и возвышать душу.
Аполинаризм. Аполлинарий считал, что невозможно, чтобы в одном человеке было два духа и две души. Поэтому он выдвинул теорию, что дух и ум Иисуса были божественными, а тело - человеческое. Обращаясь к отрывку Ин. 1:14, Аполлинарий учил, что Слово стало плотью в смысле того, что невидимый Бог соединился с человеческим телом в утробе Марии и стал личностью Иисусом Христом. Выходит, у Иисуса нет ни человеческого духа, ни человеческой души. Человек может иметь только одно тело и одну душу, а дух - источник жизни. Значит, греховная природа именно в нем, поэтому И.Х., таким образом, мог быть греховным, а это невозможно. Следовательно, Иисус Христос не есть обычный человек, а только похож на него. Александрийская школа, защищая Божественность Христа, преуменьшала его Человечность.
Докетизм – отрицание человеческой природы Иисуса Христа.
Еще из апостольского века известны еретические учения докетистов и николаитов. Докетизм получил название от греческого слова δοκέω (докео), что значит казаться, представляться. Докетисты смотрели на материю, как на зло. Это учение испытало на себе сильное влияние греческой философии, как Платона, так и Аристотеля.
Будучи бесстрастным и неизменным, Бог не может претерпевать такие изменения в Своей природе. Соответственно Иисус Христос не мог иметь настоящего тела, а призрачное, а значит, не мог страдать, т.е. Его страдания были кажущимися. Они утверждали, что Иисус только казался человеком или выглядел как человек подобно призраку. Иисус Христос, по их учению, не мог также быть рожденным от Девы Марии. Ибо если бы Мария действительно родила Христа, то она бы внесла в Его существо нечто материальное, а это было бы извращением морального совершенства и благости Бога. Поэтому для докетистов здесь речь шла, скорее, о передаче Иисуса через Марию, а не о рождении от нее. Иисус просто прошел через нее, как вода через трубу.
Модалисты (патрипассианство).
Родоначальниками модалистической ереси были Тротей и Ноэм. Главным представителем этой ереси являлся Савеллий Птолемаидский, бывший римский пресвитер. Суть его учения такова: Бог есть безусловное единство, нераздельная и сама в себе замкнутая и безличностная Монада (греч. monov – единый - индивидуальное деятельное начало, одухотворенный атом).18 От вечности она находилась в состоянии бездействия или молчания, но потом Божество открылось, произнесло Свое Слово (Логос) и начало действовать. Творение мира было первым проявлением Его деятельности, после чего последовал ряд новых действий и проявлений Божества. Исходя из требований мироправления, Бог принимает на Себя то или другое лицо (proswpon – маска) и ведет соответствующий разговор.19
Таким образом, существует лишь «Троица откровений единой Божественной Сущности», но не Троица Личностей. Отец, Сын и Дух Святой – только временные образы (модусы), в которые облекается безличностная Монада. На Западе это учение было известно как патрипассианство, так как утверждало, что Сам Отец воплотился во Христе и поэтому тоже страдал в Нем и с Ним.20 На Востоке оно называлось савеллианство.
Главное различие между савеллианством и динамистическим монархианством (адопцианством) заключалось в том, что савеллианство в своем учении сохранило как единство Бога, так и Божественность трех Лиц: Отца, Сына и Духа Святого. В этом учении виден существенный прогресс в формировании ортодоксального учения о Личности Христа и Триединстве Бога. В динамистическом монархианстве полностью отвергается Божественность Христа, и Он рассматривается как облагодатствованный человек, который обладал совершенным послушанием Отцу. Всякий намек на Троицу несовместим с представлениями этого воззрения.
Аполлинаризм.
Аполлинарий считал, что невозможно, чтобы в одном человеке было два духа и две души. Поэтому он выдвинул теорию, что дух и ум Иисуса были божественными, а тело - человеческое. Обращаясь к Ин. 1:14, Аполлинарий учил, что Слово стало плотью в смысле того, что невидимый Бог соединился с человеческим телом в утробе Марии и стал личностью Иисусом Христом. Выходит, у Иисуса нет ни человеческого духа, ни человеческой души.
Аполлинарий верил, что суть человека заключается в духе. Дух является его источником жизни человека. Следовательно, греховная природа человека находится в духе. Человек по природе является грешником. Если дух - суть человека, то греховная природа должна находиться именно там. Поэтому, если бы Иисус получил человеческий дух, то вместе с ним получил бы и греховную природу, которая повела бы Его грешить. Поэтому для того, чтобы избежать получения греховной природы, Иисусу необходимо было иметь только божественный дух.
Для того, чтобы доказать это утверждение, он обратился к таким отрывкам, как Фил. 2:7: «Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». Согласно Аполлинарию, выражение: «…сделавшись подобным человекам и по виду став как человек…» указывает на то, что Иисус - не настоящий человек.
Церковь приняла решение на Втором Вселенском соборе в Константинополе (381 г.), что эта точка зрения является ересью. Было принято следующее: «Мы предаем анафеме тех, кто говорит, что Божье Слово находится в человеческой плоти вместо человеческих разумной и умственной душ. Ибо Божье Слово является Самим Сыном. Он пришел во плоти не для того, чтобы заменить разумную и умственную душу человека, но чтобы принять и предохранить ее от греха».
Несторианство.
Взглянем на некоторые библейские аргументы учения Феодора и Нестория. Первое, как они считали, Библия говорит, что Бог во Христе примирил с Собою мир (2 Кор. 5:19). Здесь, по их мнению, видно, что Бог, т. е. Логос, и человек Христос являются двумя личностями: Бог во Христе.
Ересь Евтихия.
Евтихий учил, что до воплощения были две отдельных природы: Божественная природа с неба и человеческая природа от Марии. Но после воплощения стала только одна, Божественная. Он учил, что тело Христа не подобно нашему телу. Соединение Божественной природы и человеческой природы Христа похоже на каплю уксуса, падающую в океан. Капли уксуса практически не существует, так как она полностью растворяется в безбрежном океане. Подобно этому, когда Божественная природа соединилась с человеческой, последняя практически перестала существовать. Таким образом, Евтихий старался защитить доктрину единства Христа, ценой преуменьшения Его человеческой природы.
- 1. Основные этапы исследования Священного Писания (текстология, исагогика, экзегетика, герменевтика). Принципы толкования и изучения Священного Писания.
- 2.Понимание Библейского канона. История канонизации книг Ветхого и Нового Завета.
- 3.История перевода Священного Писания на национальные языки. История перевода Библии на русский язык.
- 4.Библейская критика: причины появления и основные исторические этапы.
- 1 Этап – Историческая критика
- 2 Этап – литературная критика (или источниковедческая) – возникла из сопоставления Евангелий, главной ее задачей был поиск источника Евангельских повествований.
- Синоптические евангелия схожи иногда даже до мелочей. Иногда странное слово, в странной форме встречается во всех трех евангелиях.
- Источник Марка
- Источник Логий (изречений), то, что сегодня нам более знакомо как источник q – Quelle (с нем. Источник).
- 6. Исторические реалии Апостольского века (основные периоды и их характеристика).
- 7. Богословская цель в написании Евангелий (общая и частные).
- 8. Универсализм и иудейские черты Евангелий и Посланий Апостола Павла.
- 9. Иудео-христианский конфликт в ранней церкви. Благодаря каким событиям и письменным источникам мы узнаем об этом? Отношение Иисуса к Закону в свете Евангельских повествований.
- 10.Проблема датировки книг, входящих в состав Нового Завета. Какие исторические события способствуют в определении хронологии Евангельских событий и Посланий.
- 11.Послания к Коринфянам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 12.Послания к Римлянам и Галатам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 13.Тюремные послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 14.Пасторские послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 15.Эсхатологические ожидания Ранней Церкви. Апокалиптические книги Библии (Даниил, Откровение, 1 и 2 Фессалоникийцам): краткий обзор хронологии эсхатологических событий.
- 16.Библейская история: краткий обзор основных исторических этапов, описанных в Ветхом Завете.
- 17.Содержание религиозного культа Израиля. Понятия Завета, священства, жертвоприношений и праздников.
- 18.Поэтические книги Ветхого Завета: общая информация и рассматриваемая проблематика.
- 19.Период Вавилонского изгнания: основные события и изменение менталитета иудейского народа.
- 20.Концепция Мессии и события Последних времен в описании авторов Ветхого Завета
- 21.Богословие Ветхого Завета: основные богословские идеи и их развитие в Ветхозаветных Писаниях: учение о Боге, человеке, спасении, искуплении, Законе, Завете и т.Д.
- 22.Пятикнижие: проблемы авторства и структурного единства текста.
- 24.Большие пророки: авторство, личность пророка, исторический фон книги, содержание книги. Богословие пророческих книг: учение о Боге, человеке, спасении-искуплении.
- 25.Понятие богословия: восточное и западное представление, положительное и отрицательное в их понимании.
- 26.Катафатический и апофатический путь богопознания. Деонисий Ареопагит.
- 27.Догмат и ересь, становление христианского богословия в эпоху Вселенских Соборов.
- 28.Методы богословия. Ответственное богословие. Принцип Solo Scripture, понятие Предания, сущность реформаторской богословской традиции.
- 30.Дайте определение концепции «Божья трансцендентность» и « Божья имманентность», опровергая ложные понимания этих понятий.
- 31.Опишите главные черты Божьего царства. Укажите, как оно проявлялось в прошлом, проявляется в настоящем и будет проявлено в будущем.
- 32.Указать ключевые места Писания, доказывающие как единство Бога, так и Его троичность. Включите в Ваш ответ и ключевые мест, указывающие на божественность каждой личности в Троице?
- 33.Сравните взгляды восточной и западной церквей на природу Троицы, указывая слабые стороны обеих позиций.
- 34.Обсудите и опровергните неверные взгляды на Троицу, а именно арианство, субординационизм, динамическое монархианство, модалистское монархианство.
- 35.Обсудите места Писания 2Тим.3:16 и 2Пет. 1:19-21 с точки зрения их учения о богодухновенности Писания и укажите на трудности, связанные с их толкованием.
- 36.Раскройте следующие взгляды на богодухновенность Писания: консервативный евангельский, фундаментальный, ортодоксальный, умеренный евангельский, либеральный, неоортодоксальный.
- 37.Опишите следующие подходы к разрешению кажущихся ошибок в Библии: абстрактный подход, согласовательный подход, умеренный согласовательный подход, оговорочная безошибочность.
- 38.Опишите, насколько богодухновенность распространяется на копии оригиналов и переводы. Доработать
- 39.Сравните теории дихотомии и трихотомии, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 40.Сравните теории креационизма и традуционизма, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 41.Сравните следующие взгляды на Божий образ в человеке: субстанциальный, реляционный, функциональный, православный, католический. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 42.Укажите суть греха и разные классификации греха, подтверждая вашу точку зрения местами Писания.
- 1Тим.1:5,19 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицеприятной веры
- 4. Непростительный грех.
- 2. Первородный грех.
- 45.Раскройте концепцию «союз со Христом» в связи с понятием «корпоративная личность». Назовите аспекты нашего спасения относящиеся к аспектам нашего союза со Христом.
- 46.В чем заключается протестантская доктрина об оправдании? Сравните ее с католическим и православным подходами.
- 48.Раскройте отношения между покаянием, верой и таинствами в приобретении спасения. Какие элементы входят в библейское понимание истинного покаяния и истинной веры.
- 49. Библейское обоснование Божественности и Личности Святого Духа.
- 51.На чем основано учение, что признаком получения крещения Духом Святым является говорение на иных языках?
- 52.Сравните разные употребления выражения «исполнение Духа Святого», встречаемые в Писании.
- 53.Сравните и оцените определение церкви у католиков, православных и протестантов. Какой взгляд наиболее соответствует библейскому учению?
- 54.Сравните и оцените следующие взгляды на церковное управление: епископальная система, пресвитерианская система, конгрегационалистская система.
- 55.Дайте классификацию духовных даров, и определите суть каждого дарования.
- 57.Сравните и оцените следующие взгляды на восхищение церкви: восхищение до скорби и восхищение после скорби.
- 58.Сравните и оцените следующие взгляды на тысячелетнее царство Христа: постмилленаризм, атмилленаризм, примилленаризм. Какое мнение имеет наибольшее библейское обоснование.
- 59.Ветхий Завет об Иисусе Христе: Семя Жены, Грядущий Пророк, Раб Господень, концепция ветви из корня Иессея, время и место рождения Мессии.
- 60.Особенности образа Иисуса Христа в Евангелиях;
- 62.Имена Иисуса Христа: Сын Божий, Единородный Сын, Сын Человеческий, Первенец, Господь;
- 63.Служение Иисуса Христа как Пророка, Священника и Царя;
- 64.Божественность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Божественного достоинства Христа;
- 65.Человечность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Человечности Христа;
- Человеческое тело.
- 66.Тайна безгрешности Христа, искушения, взаимодействие природ во Христе.
- 67.Ереси, отвергающие Божественность Христа: истоки, смысл.
- 68.Ереси, отвергающие Человечность Христа: истоки и смысл.
- 69.Халкидонское вероопределение и последующее развитие христологической проблематики.
- 70.Либеральное богословие о Христе: Ренан, Штраус, Бультман;
- 72.Что означает древнееврейское слово «йом»? Расскажите, как обычно используется это слово?
- 74.Объясните духовную символику Ноева Ковчега.
- 75.Объясните, для какой цели была написана Книга Иова. Каково назначение Книги Иова?
- 76.Назовите любые три из восьми Псалмов, важных с точки зрения учения о сотворении мира.
- 77.Объясните, почему генетика не допускает макроэволюции. Меняются ли живые существа со временем? Назовите любые три из списка причин, позволявших людям прожить 900 лет.
- 78.Происходит ли глобальное потепление? Объясните.
- 79.Насколько ценна человеческая жизнь? Проиллюстрируйте свой ответ отрывком из Библии.
- 81.Основные типы проповедей, особенности подготовки, выбора темы и произношения проповедей. Христологичность и христоцентричность проповеди. Личность проповедника.
- 82.Основные виды служений в поместной церкви (Причастие, Крещение, Бракосочетание, молитва за детей, похороны и др.) их особенности и порядок проведения.
- 84.Библейское обоснование миссионерства. Концепция Missio Dei. Основные этапы миссионерского служения Церкви, осбенности и влияние на церковную жизнь.
- 85.Насаждение церквей: принципы, особенности, подготовка миссионера. Самоуправление, самофинансирование, саморазмножение поместной церкви. Особенности насаждения церквей в нашей стране.
- 86.Пятидесятническое движение: история появления, исторический и богословско-философский контекст, особенности и трудности, с которыми сталкивалось движения.
- 87.Понятие философии. Особенности философии античного мира, средних веков, нового и новейшего времени.
- 88.История Церкви, как становление христианской веры, культуры, богословия и философии. Особенности истории ранней Церкви, средневековой Церкви, Церкви нового и новейшего времени.
- 89.Реформация и ее всемирно-историческое и духовное значение.