64.Божественность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Божественного достоинства Христа;
Ин. 1:1-5: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Ин. 1:18: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Кол. 1:15-20: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное». Он как Бог создал все. Ин 14:9: «Видевший Меня видел Отца». Иисус - образ Бога невидимого, не в понимании греков, когда они изображали своих богов, не как косвенный намек на реальность, а сама Реальность. Флп. 2:6-8: «Он, будучи образом (греч. - морфэ) Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ (морфэ) Раба, сделавшись подобным (греч. гомойома) человекам и по виду (схема) став как человек (эйкон, внешнее проявление внутренней сущности). Здесь слово образ – то же греческое слово эйкон. Это слово может иметь два контекста употребления, которые сливаются воедино. Во-первых, оно означает изображение, а достаточно хорошее изображение является проявлением. Употребляя это слово, Павел заявляет, что Иисус Христос – совершенное проявление Бога. Чтобы видеть Бога, каков Он, мы должны посмотреть на Иисуса. Он в совершенстве представляет нам Бога в форме, которую люди могут видеть и понимать. По словам Иоанна Златоуста, оно означает полное совершеннейшее сходство с Отцом.
Иисус Христос совершает то, что может совершать только Бог: Он имеет власть прощать грехи (Мк. 2:7; Лк. 7:8). Даятель жизни (Ин. 5:21; Ин. 1:4; Евр. 7:16; Ин. 17: 3-5; 10: 17-18). Он имеет власть производить суд (Ин. 5:22,27; Деян. 17:31; Мф. 25: 31-46). Имеет власть над силами природы (Ин.11:38-44; 5:21-29; Мф.14:32-33; Мк. 4:41).
Владычество Христа. Иисус Христос всемогущ. Его сила и власть распространяется на три сферы бытия:
Первая сфера власти Христа. Эта сфера относится ко всему на земле: болезням (Лк. 4:38-41), смерти (Ин. 11), природе и ее физическим законам (Ин.2; Мф. 8).
Вторая сфера - власть Христа распространяется на все силы зла: демонами (Лк 4: 35-36, 41) и злыми ангелами (Еф. 6: 1-13).
Третья сфера представляет власть и силу Христа над всеми силами неба (Еф. 1:20-22), так как Он является Владыкой над всем существующим (Евр. 1:3, 2:8; Мф. 28:18).
Значение Божественности Христа - есть серьезные основания для уверенности, как в нашем познании Бога, так и в нашем спасении. Мы можем поклоняться и обращаться к Нему как к Богу во всех своих нуждах, и Он всегда в состоянии нам помочь.
Свидетельство учеников о Божественности Христа (иудеев).
Ин. 1:1-5: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
Отец именуется Богом, Сын – Словом (Логосом), Который вечно был с Отцом и был Богом. Пролог одновременно указывает на единство и различие Отца и Сына.
Апостол Иоанн прямо говорит о Логосе, как о Боге в фразе Слово было Бог.
Ин. 1:18: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Этот отрывок мы уже рассмотрели в разделе Иисус в Евангелии от Иоанна в отношении близости Иисуса к Отцу. Но здесь также есть доказательство Божественности Христа.
Ин. 10:29-30: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно». Как на русском, так и на греческом языке слово одно написано в среднем роде. Это указывает не на то, что Иисус и Отец являются одной личностью (т. е. один - мужской род), но на то, что Их природа или сущность одинакова. Бог-Отец и Бог-Сын одинаковы по сущности, но отличаются друг от друга как личности.
Кол. 1:15-20: «Который есть образ (эйкон) Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное».
В этом месте имеется несколько утверждений, указывающих на Божественность Иисуса Христа. Как в Ин. 1, здесь мы также видим отношение Иисуса с творением. Он, как Бог, создал все, в том числе то, что на небесах и то, что на земле, видимое и невидимое: престолы и господства, начальства и власти. Все Им и для Него создано. Тот факт, что Иисус создал все, подразумевает, что Он Сам не является частью творения. Библия не говорит, что Он создал все, что на небесах, за исключением Себя. Христос — не часть сотворенного, но Создатель всего.
В дополнение к этому следует рассмотреть греческое слово (эйкон). В этом стихе (а также в 2 Кор. 4:4) говорится, что Иисус есть образ Бога невидимого. Здесь слово образ – то же греческое слово эйкон. Это слово может иметь два контекста употребления, которые сливаются воедино. Во-первых, оно означает изображение, а достаточно хорошее изображение является проявлением. Употребляя это слово, Павел заявляет, Что Иисус Христос – совершенное проявление Бога. Чтобы видеть Бога, каков Он, мы должны посмотреть на Иисуса. Он в совершенстве представляет нам Бога в форме, которую люди могут видеть и понимать. Это слово указывает на идеальную форму отражения предмета. По словам Иоанна Златоуста, оно означает полное совершеннейшее сходство с Отцом. На основании этого Иисус мог сказать: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14:9). Он - Образ Бога невидимого.
Иисус Христос совершает то, что может совершать только Бог:
Он имеет власть прощать грехи (Мк. 2:7; Лк. 7:8).
Он подаятель жизни (Ин. 5:21; Ин. 1:4; Евр. 7:16; Ин. 17: 3-5; 10: 17-18).
Он имеет власть производить суд (Ин. 5:22,27; Деян. 17:31; Мф. 25: 31-46).
Он имеет власть над силами природы (Ин.11:38-44; 5:21-29; Мф.14:32-33; Мк. 4:41).
Владычество Христа.
Иисус Христос всемогущ. Его сила и власть распространяется на три сферы бытия:
Первая сфера власти Христа. Эта сфера относится ко всему на земле: болезням (Лк. 4:38-41), над смертью (Ин. 11), над природой и ее физическими законами (Ин.2; Мф. 8).
Вторая сфера. Власть Христа распространяется на все силы зла: над демонами (Лк 4: 35-36, 41), над злыми ангелами (Еф. 6: 1-13).
Третья сфера представляет власть и силу Христа над всеми силами неба (Еф. 1:20-22). Он является Владыкой над всем существующим (Евр. 1:3; 2:8; Мф. 28:18).15
Значение Божественности Христа.
Благодаря тому, что Иисус Христос является Богом, у нас есть серьезные основания для уверенности, как в нашем познании Бога, так и в нашем спасении.
Наконец, вследствие того, что Иисус является Богом, мы можем поклоняться Ему и обращаться к Нему как к Богу во всех своих нуждах: Он в состоянии нам всегда помочь.
- 1. Основные этапы исследования Священного Писания (текстология, исагогика, экзегетика, герменевтика). Принципы толкования и изучения Священного Писания.
- 2.Понимание Библейского канона. История канонизации книг Ветхого и Нового Завета.
- 3.История перевода Священного Писания на национальные языки. История перевода Библии на русский язык.
- 4.Библейская критика: причины появления и основные исторические этапы.
- 1 Этап – Историческая критика
- 2 Этап – литературная критика (или источниковедческая) – возникла из сопоставления Евангелий, главной ее задачей был поиск источника Евангельских повествований.
- Синоптические евангелия схожи иногда даже до мелочей. Иногда странное слово, в странной форме встречается во всех трех евангелиях.
- Источник Марка
- Источник Логий (изречений), то, что сегодня нам более знакомо как источник q – Quelle (с нем. Источник).
- 6. Исторические реалии Апостольского века (основные периоды и их характеристика).
- 7. Богословская цель в написании Евангелий (общая и частные).
- 8. Универсализм и иудейские черты Евангелий и Посланий Апостола Павла.
- 9. Иудео-христианский конфликт в ранней церкви. Благодаря каким событиям и письменным источникам мы узнаем об этом? Отношение Иисуса к Закону в свете Евангельских повествований.
- 10.Проблема датировки книг, входящих в состав Нового Завета. Какие исторические события способствуют в определении хронологии Евангельских событий и Посланий.
- 11.Послания к Коринфянам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 12.Послания к Римлянам и Галатам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 13.Тюремные послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 14.Пасторские послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 15.Эсхатологические ожидания Ранней Церкви. Апокалиптические книги Библии (Даниил, Откровение, 1 и 2 Фессалоникийцам): краткий обзор хронологии эсхатологических событий.
- 16.Библейская история: краткий обзор основных исторических этапов, описанных в Ветхом Завете.
- 17.Содержание религиозного культа Израиля. Понятия Завета, священства, жертвоприношений и праздников.
- 18.Поэтические книги Ветхого Завета: общая информация и рассматриваемая проблематика.
- 19.Период Вавилонского изгнания: основные события и изменение менталитета иудейского народа.
- 20.Концепция Мессии и события Последних времен в описании авторов Ветхого Завета
- 21.Богословие Ветхого Завета: основные богословские идеи и их развитие в Ветхозаветных Писаниях: учение о Боге, человеке, спасении, искуплении, Законе, Завете и т.Д.
- 22.Пятикнижие: проблемы авторства и структурного единства текста.
- 24.Большие пророки: авторство, личность пророка, исторический фон книги, содержание книги. Богословие пророческих книг: учение о Боге, человеке, спасении-искуплении.
- 25.Понятие богословия: восточное и западное представление, положительное и отрицательное в их понимании.
- 26.Катафатический и апофатический путь богопознания. Деонисий Ареопагит.
- 27.Догмат и ересь, становление христианского богословия в эпоху Вселенских Соборов.
- 28.Методы богословия. Ответственное богословие. Принцип Solo Scripture, понятие Предания, сущность реформаторской богословской традиции.
- 30.Дайте определение концепции «Божья трансцендентность» и « Божья имманентность», опровергая ложные понимания этих понятий.
- 31.Опишите главные черты Божьего царства. Укажите, как оно проявлялось в прошлом, проявляется в настоящем и будет проявлено в будущем.
- 32.Указать ключевые места Писания, доказывающие как единство Бога, так и Его троичность. Включите в Ваш ответ и ключевые мест, указывающие на божественность каждой личности в Троице?
- 33.Сравните взгляды восточной и западной церквей на природу Троицы, указывая слабые стороны обеих позиций.
- 34.Обсудите и опровергните неверные взгляды на Троицу, а именно арианство, субординационизм, динамическое монархианство, модалистское монархианство.
- 35.Обсудите места Писания 2Тим.3:16 и 2Пет. 1:19-21 с точки зрения их учения о богодухновенности Писания и укажите на трудности, связанные с их толкованием.
- 36.Раскройте следующие взгляды на богодухновенность Писания: консервативный евангельский, фундаментальный, ортодоксальный, умеренный евангельский, либеральный, неоортодоксальный.
- 37.Опишите следующие подходы к разрешению кажущихся ошибок в Библии: абстрактный подход, согласовательный подход, умеренный согласовательный подход, оговорочная безошибочность.
- 38.Опишите, насколько богодухновенность распространяется на копии оригиналов и переводы. Доработать
- 39.Сравните теории дихотомии и трихотомии, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 40.Сравните теории креационизма и традуционизма, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 41.Сравните следующие взгляды на Божий образ в человеке: субстанциальный, реляционный, функциональный, православный, католический. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 42.Укажите суть греха и разные классификации греха, подтверждая вашу точку зрения местами Писания.
- 1Тим.1:5,19 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицеприятной веры
- 4. Непростительный грех.
- 2. Первородный грех.
- 45.Раскройте концепцию «союз со Христом» в связи с понятием «корпоративная личность». Назовите аспекты нашего спасения относящиеся к аспектам нашего союза со Христом.
- 46.В чем заключается протестантская доктрина об оправдании? Сравните ее с католическим и православным подходами.
- 48.Раскройте отношения между покаянием, верой и таинствами в приобретении спасения. Какие элементы входят в библейское понимание истинного покаяния и истинной веры.
- 49. Библейское обоснование Божественности и Личности Святого Духа.
- 51.На чем основано учение, что признаком получения крещения Духом Святым является говорение на иных языках?
- 52.Сравните разные употребления выражения «исполнение Духа Святого», встречаемые в Писании.
- 53.Сравните и оцените определение церкви у католиков, православных и протестантов. Какой взгляд наиболее соответствует библейскому учению?
- 54.Сравните и оцените следующие взгляды на церковное управление: епископальная система, пресвитерианская система, конгрегационалистская система.
- 55.Дайте классификацию духовных даров, и определите суть каждого дарования.
- 57.Сравните и оцените следующие взгляды на восхищение церкви: восхищение до скорби и восхищение после скорби.
- 58.Сравните и оцените следующие взгляды на тысячелетнее царство Христа: постмилленаризм, атмилленаризм, примилленаризм. Какое мнение имеет наибольшее библейское обоснование.
- 59.Ветхий Завет об Иисусе Христе: Семя Жены, Грядущий Пророк, Раб Господень, концепция ветви из корня Иессея, время и место рождения Мессии.
- 60.Особенности образа Иисуса Христа в Евангелиях;
- 62.Имена Иисуса Христа: Сын Божий, Единородный Сын, Сын Человеческий, Первенец, Господь;
- 63.Служение Иисуса Христа как Пророка, Священника и Царя;
- 64.Божественность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Божественного достоинства Христа;
- 65.Человечность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Человечности Христа;
- Человеческое тело.
- 66.Тайна безгрешности Христа, искушения, взаимодействие природ во Христе.
- 67.Ереси, отвергающие Божественность Христа: истоки, смысл.
- 68.Ереси, отвергающие Человечность Христа: истоки и смысл.
- 69.Халкидонское вероопределение и последующее развитие христологической проблематики.
- 70.Либеральное богословие о Христе: Ренан, Штраус, Бультман;
- 72.Что означает древнееврейское слово «йом»? Расскажите, как обычно используется это слово?
- 74.Объясните духовную символику Ноева Ковчега.
- 75.Объясните, для какой цели была написана Книга Иова. Каково назначение Книги Иова?
- 76.Назовите любые три из восьми Псалмов, важных с точки зрения учения о сотворении мира.
- 77.Объясните, почему генетика не допускает макроэволюции. Меняются ли живые существа со временем? Назовите любые три из списка причин, позволявших людям прожить 900 лет.
- 78.Происходит ли глобальное потепление? Объясните.
- 79.Насколько ценна человеческая жизнь? Проиллюстрируйте свой ответ отрывком из Библии.
- 81.Основные типы проповедей, особенности подготовки, выбора темы и произношения проповедей. Христологичность и христоцентричность проповеди. Личность проповедника.
- 82.Основные виды служений в поместной церкви (Причастие, Крещение, Бракосочетание, молитва за детей, похороны и др.) их особенности и порядок проведения.
- 84.Библейское обоснование миссионерства. Концепция Missio Dei. Основные этапы миссионерского служения Церкви, осбенности и влияние на церковную жизнь.
- 85.Насаждение церквей: принципы, особенности, подготовка миссионера. Самоуправление, самофинансирование, саморазмножение поместной церкви. Особенности насаждения церквей в нашей стране.
- 86.Пятидесятническое движение: история появления, исторический и богословско-философский контекст, особенности и трудности, с которыми сталкивалось движения.
- 87.Понятие философии. Особенности философии античного мира, средних веков, нового и новейшего времени.
- 88.История Церкви, как становление христианской веры, культуры, богословия и философии. Особенности истории ранней Церкви, средневековой Церкви, Церкви нового и новейшего времени.
- 89.Реформация и ее всемирно-историческое и духовное значение.