63.Служение Иисуса Христа как Пророка, Священника и Царя;
Служение Иисуса, как Пророка, Священника, Царя.
Пророк. Служение Иисуса Христа соответствовало сущности служения ветхозаветных пророков. Пророческое служение Христа - это кульминация всего пророческого движения. Он возвестил совершенным образом волю Божью о спасении мира (Ин. 1:18, 9:16-18), и преподал людям совершенный закон веры и благочестия, спасительной для всего человечества (Лк. 4:18-21). Совершенство божественной истины проявляется как в Нем Самом, так и в Его учении, поскольку Его пророческое служение уходит корнями в Его отношения с Отцом. Будучи единосущен Отцу, Иисус Свое пророческое служение роду человеческому совершал двояким образом. Сначала непосредственно, когда вступил на открытое служение, а потом – через учеников Своих, которых Сам избрал для благовестия и научения всех народов земли. Это служение и сегодня Христос совершает через Свою церковь.
Священник – это посредник, который наводит мост, соединяющий человека и Бога. Нагляднее всего это выражалось в совершении жертвоприношений. Согласно Писанию, в христианской церкви не существует священников в ветхозаветном значении этого слова как особого сословия. Евангелие нам представляет единственного Священника - Иисуса Христа, через Которого мы примиряемся с Богом. Священническое служение Христа выражается в искуплении человеческого рода от греха через принесение Им искупительной жертвы Богу. Оно характеризуется двумя понятиями: отождествление (уничижение) и представительство.
Царь. Как Пророк, Иисус Христос возвестил нам тайну спасения, как Священник – Он совершил это спасение, принеся Себя Самого в жертву. Но при том и другом служении необходимо было Ему иметь еще и могущество Царя, чтобы в доказательство Божественного происхождения Своего благовестия совершить ряд знамений и чудес, без чего люди не могли бы уверовать в Него. Он родился Царём, облеченным властью (Лк. 1:32-33), обладал царской властью в дни Своего уничижения (Мф. 27:11). Во всей очевидной славе и могуществе Христос явился Царём в состоянии Своего прославления перед вознесением, когда сказал ученикам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:19). После чего Бог «…посадил Его одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего». (Еф. 1:20-22). Это означало победу над адом в Его воскресении и вознесении.
Служение Иисуса Христа соответствовало сущности служения ветхозаветных пророков. Пророческое служение Христа - это кульминация всего пророческого движения, начиная с Моисея.
1) Все чудеса, которые совершил Иисус Христос, подтверждали Его особенную миссию, как Пророка Божия.
2) Безукоризненная, жертвенная жизнь Иисуса Христа является знамением Его высокого (посланнического) пророческого служения.
3) Он возвещал о событиях, которые должны произойти в будущем (Его смерть и воскресение, судьба Его учеников, эсхатологические события, события связанные с разрушением Иерусалима и судьбой Израильского народа и т.д.).
4) Пророческое служение Христа сопровождалось уникальным откровением человеческих и Божественных тайн.
5) В Своем пророческом служении Христос исполнил роль посредника между Богом и человеком.
Пророческое служение Христа с одной стороны явилось продолжением ветхозаветной пророческой традиции, а с другой стороны Его служение сопровождалось необыкновенной силой, властью и авторитетом, которыми не был отмечен ни один пророк В.З.. Его пророческое служение характеризовалось особенностью Его Личности, многогранностью Его учения и Его великими делами. Предметом Его проповеди был Он Сам и из этого центра расходятся радиусами все отдельные ее темы. Сам Бог во Христе умалил Себя до пророческого служения, и в ответ на такое смирение Христа, на Нем одном пребывала сила Божия без меры и от Него она исходила для совершения чудес и знамений.
Во Христе проявились три основных функции пророка.
Во-первых, учительство и просвещение (Ис. 11:2, Мк.12:14).
Во-вторых, предсказание будущего (Ин.1:42, Мф.11:12,16:21).
В-третьих, Христос проявил Себя как пророк-судья (Ин.5:22).
Иисус Христос как Священник.
Священническое служение Христа выражается в искуплении человеческого рода от греха через принесение Христом в искупительную жертву Богу Самого Себя. Как Пророк, Христос возвестил нам о спасении, хотя еще не совершил самого спасения. Он засвидетельствовал о Себе, что Он есть истинный Мессия, пришедший на землю взыскать и спасти погибшее (Мф. 18:11). Иисус объяснил нам то, каким образом Он спасет нас и каким образом мы можем воспользоваться Его заслугами. Но сам спасительный акт Он совершил через Свое священническое служение. Это служение состояло в том, что Он, согласно ветхозаветному представлению о служении священников, принес самого Себя в умилостивительную жертву за грехи мира, и таким образом примирил нас с Богом. Священническое служение Христа характеризуется двумя понятиями: отождествление (уничижение) и представительство. Иисус Христос так глубоко отождествил Себя с греховным человеком, что получил возможность в самой высшей степени представлять этого человека перед Богом.
Иисус Христос был священник по чину Мелхиседека. Это видно из того, что Он преподал хлеб и вино на Тайной вечери, как и Мелхиседек поднес хлеб и вино Аврааму и бывшим с ним. Христос есть Священник во век, как не имеющий по Своей Божественной природе ни начала дней, ни конца жизни, как и Мелхиседек.
Теперь отметим еще один аспект священнического служения Христа – это продолжающееся ходатайство Христа перед Отцом за верующих. Это служение Христа имеет отношение к постоянной действенности искупления, совершенного Христом, в течение всей жизни христианина, от ее начала до прославления в Царстве Божием в вечности.
Вероятно, в самом главном событии из жизни Христа можно увидеть Его священническое служение. Это первосвященническая молитва в Ин. 17. Иисус там молится за Своих учеников, а потом за тех, кто уверует по слову учеников. Каждое из этих действий имеет священнический смысл.
Итак, священническое служение Христа проявилось в Его отождествлении с человеком и представительстве его перед Богом. Это служение - есть служение искупления.14 Отождествление Христа проявилось в Его воплощении, крещении, искушении и смерти. Представительство Христа проявилось в священнодействии принесения Жертвы Себя Самого Богу. Эта жертва была принесена за нас и от имени нас, как нашим представителем перед лицом Бога. Священническое представительство Христа продолжается и сейчас в форме ходатайства за верующих. Без понимания священнического служения Христа невозможно понять глубину и величие служения Христа.
Христос как Царь.
Во-первых, чудеса свидетельствовали о том, что Иисус Христос имеет власть над силами природы.
Во-вторых, Христос проявлял власть над силами тьмы. Это проявилось во всех тех случаях, когда Он одним Своим повелением изгонял нечистых духов из людей и когда сами бесы, узнавая в нем Сына Божия, трепетали от Его могущества и власти над ними (Мф. 8:29; Мк.3:11).
В-третьих, Иисус проявлял власть над смертью.
- 1. Основные этапы исследования Священного Писания (текстология, исагогика, экзегетика, герменевтика). Принципы толкования и изучения Священного Писания.
- 2.Понимание Библейского канона. История канонизации книг Ветхого и Нового Завета.
- 3.История перевода Священного Писания на национальные языки. История перевода Библии на русский язык.
- 4.Библейская критика: причины появления и основные исторические этапы.
- 1 Этап – Историческая критика
- 2 Этап – литературная критика (или источниковедческая) – возникла из сопоставления Евангелий, главной ее задачей был поиск источника Евангельских повествований.
- Синоптические евангелия схожи иногда даже до мелочей. Иногда странное слово, в странной форме встречается во всех трех евангелиях.
- Источник Марка
- Источник Логий (изречений), то, что сегодня нам более знакомо как источник q – Quelle (с нем. Источник).
- 6. Исторические реалии Апостольского века (основные периоды и их характеристика).
- 7. Богословская цель в написании Евангелий (общая и частные).
- 8. Универсализм и иудейские черты Евангелий и Посланий Апостола Павла.
- 9. Иудео-христианский конфликт в ранней церкви. Благодаря каким событиям и письменным источникам мы узнаем об этом? Отношение Иисуса к Закону в свете Евангельских повествований.
- 10.Проблема датировки книг, входящих в состав Нового Завета. Какие исторические события способствуют в определении хронологии Евангельских событий и Посланий.
- 11.Послания к Коринфянам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 12.Послания к Римлянам и Галатам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 13.Тюремные послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 14.Пасторские послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 15.Эсхатологические ожидания Ранней Церкви. Апокалиптические книги Библии (Даниил, Откровение, 1 и 2 Фессалоникийцам): краткий обзор хронологии эсхатологических событий.
- 16.Библейская история: краткий обзор основных исторических этапов, описанных в Ветхом Завете.
- 17.Содержание религиозного культа Израиля. Понятия Завета, священства, жертвоприношений и праздников.
- 18.Поэтические книги Ветхого Завета: общая информация и рассматриваемая проблематика.
- 19.Период Вавилонского изгнания: основные события и изменение менталитета иудейского народа.
- 20.Концепция Мессии и события Последних времен в описании авторов Ветхого Завета
- 21.Богословие Ветхого Завета: основные богословские идеи и их развитие в Ветхозаветных Писаниях: учение о Боге, человеке, спасении, искуплении, Законе, Завете и т.Д.
- 22.Пятикнижие: проблемы авторства и структурного единства текста.
- 24.Большие пророки: авторство, личность пророка, исторический фон книги, содержание книги. Богословие пророческих книг: учение о Боге, человеке, спасении-искуплении.
- 25.Понятие богословия: восточное и западное представление, положительное и отрицательное в их понимании.
- 26.Катафатический и апофатический путь богопознания. Деонисий Ареопагит.
- 27.Догмат и ересь, становление христианского богословия в эпоху Вселенских Соборов.
- 28.Методы богословия. Ответственное богословие. Принцип Solo Scripture, понятие Предания, сущность реформаторской богословской традиции.
- 30.Дайте определение концепции «Божья трансцендентность» и « Божья имманентность», опровергая ложные понимания этих понятий.
- 31.Опишите главные черты Божьего царства. Укажите, как оно проявлялось в прошлом, проявляется в настоящем и будет проявлено в будущем.
- 32.Указать ключевые места Писания, доказывающие как единство Бога, так и Его троичность. Включите в Ваш ответ и ключевые мест, указывающие на божественность каждой личности в Троице?
- 33.Сравните взгляды восточной и западной церквей на природу Троицы, указывая слабые стороны обеих позиций.
- 34.Обсудите и опровергните неверные взгляды на Троицу, а именно арианство, субординационизм, динамическое монархианство, модалистское монархианство.
- 35.Обсудите места Писания 2Тим.3:16 и 2Пет. 1:19-21 с точки зрения их учения о богодухновенности Писания и укажите на трудности, связанные с их толкованием.
- 36.Раскройте следующие взгляды на богодухновенность Писания: консервативный евангельский, фундаментальный, ортодоксальный, умеренный евангельский, либеральный, неоортодоксальный.
- 37.Опишите следующие подходы к разрешению кажущихся ошибок в Библии: абстрактный подход, согласовательный подход, умеренный согласовательный подход, оговорочная безошибочность.
- 38.Опишите, насколько богодухновенность распространяется на копии оригиналов и переводы. Доработать
- 39.Сравните теории дихотомии и трихотомии, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 40.Сравните теории креационизма и традуционизма, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 41.Сравните следующие взгляды на Божий образ в человеке: субстанциальный, реляционный, функциональный, православный, католический. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 42.Укажите суть греха и разные классификации греха, подтверждая вашу точку зрения местами Писания.
- 1Тим.1:5,19 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицеприятной веры
- 4. Непростительный грех.
- 2. Первородный грех.
- 45.Раскройте концепцию «союз со Христом» в связи с понятием «корпоративная личность». Назовите аспекты нашего спасения относящиеся к аспектам нашего союза со Христом.
- 46.В чем заключается протестантская доктрина об оправдании? Сравните ее с католическим и православным подходами.
- 48.Раскройте отношения между покаянием, верой и таинствами в приобретении спасения. Какие элементы входят в библейское понимание истинного покаяния и истинной веры.
- 49. Библейское обоснование Божественности и Личности Святого Духа.
- 51.На чем основано учение, что признаком получения крещения Духом Святым является говорение на иных языках?
- 52.Сравните разные употребления выражения «исполнение Духа Святого», встречаемые в Писании.
- 53.Сравните и оцените определение церкви у католиков, православных и протестантов. Какой взгляд наиболее соответствует библейскому учению?
- 54.Сравните и оцените следующие взгляды на церковное управление: епископальная система, пресвитерианская система, конгрегационалистская система.
- 55.Дайте классификацию духовных даров, и определите суть каждого дарования.
- 57.Сравните и оцените следующие взгляды на восхищение церкви: восхищение до скорби и восхищение после скорби.
- 58.Сравните и оцените следующие взгляды на тысячелетнее царство Христа: постмилленаризм, атмилленаризм, примилленаризм. Какое мнение имеет наибольшее библейское обоснование.
- 59.Ветхий Завет об Иисусе Христе: Семя Жены, Грядущий Пророк, Раб Господень, концепция ветви из корня Иессея, время и место рождения Мессии.
- 60.Особенности образа Иисуса Христа в Евангелиях;
- 62.Имена Иисуса Христа: Сын Божий, Единородный Сын, Сын Человеческий, Первенец, Господь;
- 63.Служение Иисуса Христа как Пророка, Священника и Царя;
- 64.Божественность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Божественного достоинства Христа;
- 65.Человечность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Человечности Христа;
- Человеческое тело.
- 66.Тайна безгрешности Христа, искушения, взаимодействие природ во Христе.
- 67.Ереси, отвергающие Божественность Христа: истоки, смысл.
- 68.Ереси, отвергающие Человечность Христа: истоки и смысл.
- 69.Халкидонское вероопределение и последующее развитие христологической проблематики.
- 70.Либеральное богословие о Христе: Ренан, Штраус, Бультман;
- 72.Что означает древнееврейское слово «йом»? Расскажите, как обычно используется это слово?
- 74.Объясните духовную символику Ноева Ковчега.
- 75.Объясните, для какой цели была написана Книга Иова. Каково назначение Книги Иова?
- 76.Назовите любые три из восьми Псалмов, важных с точки зрения учения о сотворении мира.
- 77.Объясните, почему генетика не допускает макроэволюции. Меняются ли живые существа со временем? Назовите любые три из списка причин, позволявших людям прожить 900 лет.
- 78.Происходит ли глобальное потепление? Объясните.
- 79.Насколько ценна человеческая жизнь? Проиллюстрируйте свой ответ отрывком из Библии.
- 81.Основные типы проповедей, особенности подготовки, выбора темы и произношения проповедей. Христологичность и христоцентричность проповеди. Личность проповедника.
- 82.Основные виды служений в поместной церкви (Причастие, Крещение, Бракосочетание, молитва за детей, похороны и др.) их особенности и порядок проведения.
- 84.Библейское обоснование миссионерства. Концепция Missio Dei. Основные этапы миссионерского служения Церкви, осбенности и влияние на церковную жизнь.
- 85.Насаждение церквей: принципы, особенности, подготовка миссионера. Самоуправление, самофинансирование, саморазмножение поместной церкви. Особенности насаждения церквей в нашей стране.
- 86.Пятидесятническое движение: история появления, исторический и богословско-философский контекст, особенности и трудности, с которыми сталкивалось движения.
- 87.Понятие философии. Особенности философии античного мира, средних веков, нового и новейшего времени.
- 88.История Церкви, как становление христианской веры, культуры, богословия и философии. Особенности истории ранней Церкви, средневековой Церкви, Церкви нового и новейшего времени.
- 89.Реформация и ее всемирно-историческое и духовное значение.