60.Особенности образа Иисуса Христа в Евангелиях;
Мостик между Ветхим и Новым заветами.
Матфей - Иисус Христос - истинный Мессия. В Его жизни, согласно Матфею, исполнилось около 70 пророчеств Ветхого Завета. Кто-то мог возразить Матфею, что Иисус умышленно исполнял пророчества ВЗ. Но, совершенно очевидно, что многие пророчества человек не может исполнить самостоятельно: определить место своего рождения, род своего происхождения, не может выбрать себе родителей, определить каким образом его предадут и т.д. Поэтому исполнение пророчеств в жизни Христа оказались неоспоримыми доказательствами для мыслящих евреев, что Иисус Христос – истинный Мессия Израиля. Иероним указывал, что Матфей составил свое Евангелие на еврейском языке, чтобы иудеи уверовали во Христа. Читатель должен был быть знаком не только с еврейским языком, но обычаями, нравами, ожиданиями и географией Палестины. Иереней Лионский писал, что в своем Евангелии Матфей отразил общие ожидания иудеев о происхождении Христа из рода Давида.
Сын Давидов - 9 раз, включая обращение к Иосифу (Мф.1:20). Матфей отмечает важную деталь, что до рождения Христа между Марией и Иосифом не было никаких супружеских отношений, а также, представляет Христа как Грядущего Пророка, подобного Моисею. В его повествованиях Иисус – это новый Моисей, о явлении которого предвещали Закон, Пророки и Писания. Некоторые из этих параллелей были проведены Матфеем: спасение от смерти в младенческом возрасте (Мф. 2), пост в сорок дней (Мф. 4), когда Иисус накормил множество людей (Мф. 14), искупил Свой народ от греха (Мф. 27), творил чудеса в разных местах, лицо просияло во время Его Преображения (Мф. 17) и т.д. Матфей часто ссылается на книгу пророка Исаии, которая достаточно подробно описывает Раба Господнего.
Марк – Страдающий Слуга Божий (Иисус должен был пройти путь послушного Слуги Господнего, Который привел Его на крест Голгофы). Непонятый людьми, и даже Своими учениками, отвергнутый вождями иудейского народа, Он был принят и воскрешен Богом. Его страдания озарены последующим воскресением. Иисус был Мессией, но в совершенно ином смысле, нежели это представляли евреи. Сын Божий – Марк в кульминационном моменте своего повествования, приводит слова, сказанные сотником: «Истинно, Человек Сей был Сын Божий» (Мк.15:39).
Лука - Сын Человеческий и Спаситель мира (в этом Евангелии подчеркивается человечность Иисуса Христа и Его сострадание). Он подчеркивает человечность, начиная родословную с Адама; упоминает земные даты жизни Христа; делает акцент на искушениях человека; упоминаниет о том, что Иисус молился Отцу, как и мы;
Спаситель - «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10), самарян, язычников, женщин, грешников, бедных людей.
Иоанн - Истинный Бог - Христос представлен одновременно и земным Человеком, и Господом. Евангелист исходит из того, что Христос – Сын Божий, и чудеса подтверждают Его Божественность. Некоторые богословы считают это Евангелие апологетическим. Главной целью этой апологии является показать, что Иисус Христос - истинный Бог. Иоанн настолько увлечен Личностью Христа, что о чем бы он ни говорил, ему все видится в свете Личности Христа. Иоанн внимательно созерцает Христа: на каждой странице Евангелия лично и непосредственно присутствует Христос. В его повествованиях Христос представлен одновременно земным Человеком и Божественным нетленным Господом. Логос – прежде всего Слово Бога, Которое творит и открывает истину Божью. В то же время он отождествляет Слово с многоплановой Премудростью Бога (1Кор. 1:30, Еф. 3:10-11, Кол. 2:2-3). Иоанн представляет Иисуса Христа Сыном Божиим. Как Сын, Иисус обладает уникальной близостью и тесным общением с Отцом. Имея такое положение, Иисус, соответственно, обладает совершенным познанием Отца. Совершенное познание ОТЦА позволяет Иисусу дать миру совершенное откровение природы и воли Отца. Свидетельствуя об Отце, Иисус становится Светом, которым Он просвещает человека. Мы также подчеркнули, что Иисус представляет Отца не только учением, но и образом жизни. Если жизнь Христа тождественна жизни Отца, то Он Сам должен быть Богом. Таким образом Иоанн свидетельствует о Божественности Иисуса Христа. Другие указания на Божественность Христа рассмотрим ниже. И.Х. праведный Логос - Слово - это откровение и сообщение истины Бога. Второе значение Логоса – это созидательная, творящая сила Божья. Логос – это, прежде всего, Слово Бога, Которое творит и открывает истину Божью. В то же, время он отождествляет Слово с многоплановой Премудростью Бога (1Кор. 1:30, Еф. 3:10-11, Кол. 2:2-3). Иоанн соединяет две различные традиции Ветхого Завета, относит их к Воплощенному Сыну Божию.
От Матфея:
Мостик между Ветхим и Новым заветами.
Матфей предоставляет своим читателям неоспоримые доказательства того, что Иисус Христос истинный Мессия. В Его жизни, согласно Матфею, исполнилось около 70 пророчеств ВЗ. Кто-то мог возразить Матфею, что Иисус умышленно исполнял пророчества В.З. Но, совершенно очевидно, что многие пророчества человек не может исполнить самостоятельно. Например, человек не может определить место своего рождения, род своего происхождения, не может выбрать себе родителей, определить каким образом его предадут и т.д. Поэтому исполнение пророчеств в жизни Христа оказались неоспоримыми доказательствами для мыслящих евреев, что Иисус Христос – истинный Мессия Израиля.
Иероним указывал, что Матфей составил свое Евангелие на еврейском языке, чтобы бывшие иудеи уверовали во Христа. Читатель должен был быть знаком не только с еврейским языком, но и обычаями, нравами, ожиданиями и географией Палестины. Иереней Лионский писал, что в своем Евангелии Матфей отразил общие ожидания иудеев о происхождении Христа от корня Давида.
Матфей использует титул Сын Давидов 9 раз, включая обращение к Иосифу (Мф. 1:20).
Матфей отмечает важную деталь, что до рождения Христа между Марией и Иосифом не было никаких супружеских отношений.
Матфей также представляет Христа как Грядущего Пророка, подобного Моисею. В повествованиях Матфея Иисус – это новый Моисей, о явлении которого предвещали Закон, Пророки и Писания. Некоторые из этих параллелей были проведены Матфеем: спасение от смерти в младенческом возрасте (Мф 2), постился сорок дней (Мф 4), когда Иисус накормил множество людей (Мф 14), искупил Свой народ от греха (Мф 27), творил чудеса в разных местах, лицо просияло во время Его Преображения (Мф 17) и т.д.
Матфей часто ссылается на книгу пророка Исаии, которая достаточно подробно описывает Раба Господнего.
Евангелие от Марка: Иисус Христос – Слуга.
Это Евангелие самое краткое и самое раннее с хронологической точки зрения. В центре Евангелия - образ Личности Иисуса Христа и Его дела, а не Его учение. Марк не стремиться представить биографию Иисуса в строгом хронологическом порядке. Его задача – передать суть христианского учения в том виде, в каком проповедовал язычникам апостол Петр.
В 16-ти главах Марк упоминает 18 чудес Христа. В сравнении с другими евангелистами, Марк больше обращает внимание на чудеса Христа. Иисус часто демонстрирует Свою силу и власть. Учение Иисуса занимает малую часть повествований Марка: 4 притчи и одно рассуждение. Его научение Марк представляет всегда в контексте споров с фарисеями.
Также стиль этого Евангелия отличается от других тем, что он подчеркивает движение. В Ев. от Марка мы видим Иисуса идущим с одного места в другое и с одного действия в следующее. Такой стиль описания событий жизни Иисуса соответствует образу, где Иисус - Божий Слуга.
Марк особенно выделяет страдания Христа. Следует отметить, что Марк уделяет больше внимание на распятие Иисуса, чем другие евангелисты, за исключением Иоанна. Приблизительно 38% этого Евангелия посвящено последним событиям жизни Иисуса.
Тайна Иисуса Христа как Сына Божия.
Евангелист Марк начинает свое повествование об Иисусе Христе как о Сыне Божием и, подходя к кульминационному моменту своего повествования, приводит слова сказанные сотником: «Истинно, Человек Сей был Сын Божий» Мк.15:39. Таким образом, Сын Божий есть первая и последняя характеристика Христа из всех приведенных в этом Евангелии.7 Марк заботится о том, чтобы представить Иисуса не только Слугой, но также и Сыном Божьим.
Мессианская тайна:
Чем объясняется необходимость подобного умалчивания? Богословы приводят несколько версий предполагаемых причин для умолчания о делах Иисуса:
Чтобы учение Его не было извращено;
Чтобы не быть отвергнутым (националистическая концепция Мессии – победителя Рима);
Только через страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа можно понять, кто такой Иисус. Это теологическая предпосылка;8
Не наступило время в плане Божием для полного откровения Личности Христа.
Евангелие от Луки: Иисус Христос – Сын Человеческий и Спаситель мира.
В этом Евангелии подчеркивается человечность Иисуса Христа и Его сострадание человеку. Лука пытается создать для своих читателей притягательный образ Христа. Он более умиротворен и мягок в отношениях с людьми. Для Луки Христос - Спаситель и Пророк для всех без исключения.
Спасение в Евангелии от Луки
Также следует сказать, что Лука обращает особенное внимание на спасение. В этом Евангелии такие термины, как спасение и прощение, употребляются больше чем в других.
По Ев. от Луки Иисус является Спасителем всех, даже самарян. Иисус предсказал, что язычники будут принимать Его прежде, чем народ израильский. Позже Иисус привел пример верного язычника в личности Римского сотника. О нем Иисус говорил: «В Израиле не нашел Я такой веры» (Лк. 7:9).
Евангелие от Иоанна: Иисус Христос – истинный Бог.
Некоторые богословы считают это Евангелие апологетическим.9 Главной целью этой апологии является показать, что Иисус Христос - истинный Бог. Иоанн настолько увлечен Личностью Христа, что о чем бы он ни говорил, ему все видится в свете Личности Христа. Иоанн внимательно созерцает Христа: на каждой странице Евангелия лично и непосредственно присутствует Христос. В его повествованиях Христос представлен одновременно и земным Человеком и Божественным и нетленным Господом. Евангелист исходит из того, что Христос – Сын Божий и чудеса подтверждают Его Божественность.
Итак, для Иоанна Логос – это прежде всего Слово Бога, Которое творит и открывает истину Божью. В то же время он отождествляет Слово с многоплановой Премудростью Бога (1Кор. 1:30, Еф. 3:10-11, Кол. 2:2-3).
Итак, подведем коротко итог. Евангелист Иоанн представляет Иисуса Христа Сыном Божиим. Как Сын, Иисус обладает уникальной близостью и тесным общением с Отцом. Имея такое положение, Иисус, соответственно, обладает совершенным познанием Отца. Совершенное познание Христа позволяет Иисусу дать миру совершенное откровение природы и воли Отца. Свидетельствуя об Отце, Иисус становится Светом, которым Он просвещает человека. Мы также подчеркнули, что Иисус представляет Отца не только учением, но и образом жизни. Если жизнь Христа тождественна жизни Отца, то Он Сам должен быть Богом. Таким образом Иоанн свидетельствует о Божественности Иисуса Христа. Другие указания на Божественность Христа рассмортим ниже.
61.Концепция Логоса в Священном Писании и греческой философии.
“И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца” (Ин.1:14). Здесь Иисус Христос назван Словом. Такое имя упоминается в 1Ин. 1:1-3 как явление Бога миру и Откр. 19:13 – это титул Христа в видении божественной славы. Оно является переводом известного греческого слова логос. Из ветхозаветного понимания Слова следует выделить несколько важных мыслей. Первое – слово является средством, при помощи которого Бог общается с творением и открывает Себя человеку. В ВЗ часто встречается выражение: “Было слово Господне к …” (Ис. 55:11; Иер. 1:2, 4; Иез. 1:3; Ос.1:1). В этих выражениях можно увидеть, что Слово проявляется как самостоятельное, персонифицированное существо. Слово - это откровение и сообщение истины Бога.
Второе значение Логоса – это созидательная, творящая сила Божья. В Быт. 1 часто повторяется ”И сказал Бог…” , и стало так. Слово Господа является средством творения. Аналогичные утверждения можно найти в Пс. 32:6 – 2Пет. 3:5: “Словом Господа сотворены небеса”, Евр. 11:3: “Веки устроены Словом Божиим”.
Третье – наряду с понятием Слова в ВЗ происходило постепенное раскрытие понятия Премудрости Бога. В этом плане наиболее известным текстом является Пр. 8:22-30: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия земли… когда Он уготовлял небеса, я была там… тогда я была при Нем художницею…». Подобные рассуждения о мудрости присутствуют также в Еккл. 8 и 9 гл. Здесь Премудрость представлена как реальный атрибут, как некая персонификация знания, неразрывно связанная с Богом и призванная Им управлять миром, открывать миру истины и вести его к истинной жизни. Логос – это прежде Вего - Слово Бога, Которое творит и открывает истину Божью. В то же время он отождествляет Слово с многоплановой Премудростью Бога (1Кор. 1:30, Еф. 3:10-11, Кол. 2:2-3). Слово стало плотью. А контекст указывает на нетварную сущность Премудрости.
Идея Логоса в греческую философию введена Гераклитом. Эта идея использовалась Платоном в его философской системе, но свою полную обработку нашла у Филона Александрийского. Логосу придавалось значение слова, исходящего из уст человека, речи, или как нечто внутри человека, его мысли и разум. Логос у греков связан с идеей активного начала всего, принципом вселенной, творческой энергией, породившей её и законом всех происходящих в мире изменений. Это некая безличная сила. Вероятно, Иоанн хотел указать неверующим грекам, что этим руководящим принципом для человека и всеобщей управляющей силой, а также, законом является Иисус Христос как совершенный образ невидимого Бога. Именно Христос определяет для человека нормы правильного поведения.
Логос есть предвечное Слово Божье, тождественное Отцу (1:1).
Логос есть Личность, Которая тесно связана и соотнесена с Отцом (1:1).
Логос есть Слово откровения истины Божьей.
Логос есть творящее с премудростью Слово Божье.
Логос Филона отнюдь не тождественен Слову в Ев. Иоанна 1., отличаясь при этом от Логоса в классической греческой философии. У Филона Логос – сущность вторичная по отношению к Божеству. В то же время его нельзя назвать тварью, как это позднее сделают ариане. Филон считает, что Логос – это посредник между тварным и нетварным мирами, который причастный одновременно и небу и земле10. В определенном смысле Логос – это Сам Сущий, умалившийся ради Своего создания. «Логос, - утверждает Филон, - является нашим Богом, Богом несовершенных людей»11. Он называет Логос даже «первородным Сыном Божьим» и «вторым Богом». В то же время Филон не видел в Логосе личностное существо.
Идея Логоса в греческой философии.
Идея Логоса в греческую философию введена Гераклитом12. Эта идея использовалась Платоном в его философской системе, но свою полную обработку нашла у Филона. Логосу придавалось значение слова, речи, ее смысловой структуры, а также закона упорядоченности бытия, придающего миру осмысленность и целостность.13 Логос у стоиков являлся активным началом, рациональным имманентным планом и законом всех происходящих в мире изменений. Это некая безличная сила. Вероятно, Иоанн хотел указать неверующим грекам, что этим руководящим принципом для человека и всеобщей управляющей силой и законом является Иисус Христос. Именно Христос определяет для человека нормы правильного поведения.
Общие выводы о Логосе:
Логос есть предвечное Слово Божие тождественное Отцу (1:1).
Логос есть Личность, Которая тесно связанная, соотнесенная с Отцом (1:1).
Логос есть Слово откровения истины Божьей.
Логос есть творящее с премудростью Слово Божие.
Логос есть воплощенное Слово (1:14).
Логос есть полное и законченное откровение Бога (1:18).
- 1. Основные этапы исследования Священного Писания (текстология, исагогика, экзегетика, герменевтика). Принципы толкования и изучения Священного Писания.
- 2.Понимание Библейского канона. История канонизации книг Ветхого и Нового Завета.
- 3.История перевода Священного Писания на национальные языки. История перевода Библии на русский язык.
- 4.Библейская критика: причины появления и основные исторические этапы.
- 1 Этап – Историческая критика
- 2 Этап – литературная критика (или источниковедческая) – возникла из сопоставления Евангелий, главной ее задачей был поиск источника Евангельских повествований.
- Синоптические евангелия схожи иногда даже до мелочей. Иногда странное слово, в странной форме встречается во всех трех евангелиях.
- Источник Марка
- Источник Логий (изречений), то, что сегодня нам более знакомо как источник q – Quelle (с нем. Источник).
- 6. Исторические реалии Апостольского века (основные периоды и их характеристика).
- 7. Богословская цель в написании Евангелий (общая и частные).
- 8. Универсализм и иудейские черты Евангелий и Посланий Апостола Павла.
- 9. Иудео-христианский конфликт в ранней церкви. Благодаря каким событиям и письменным источникам мы узнаем об этом? Отношение Иисуса к Закону в свете Евангельских повествований.
- 10.Проблема датировки книг, входящих в состав Нового Завета. Какие исторические события способствуют в определении хронологии Евангельских событий и Посланий.
- 11.Послания к Коринфянам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 12.Послания к Римлянам и Галатам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 13.Тюремные послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 14.Пасторские послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 15.Эсхатологические ожидания Ранней Церкви. Апокалиптические книги Библии (Даниил, Откровение, 1 и 2 Фессалоникийцам): краткий обзор хронологии эсхатологических событий.
- 16.Библейская история: краткий обзор основных исторических этапов, описанных в Ветхом Завете.
- 17.Содержание религиозного культа Израиля. Понятия Завета, священства, жертвоприношений и праздников.
- 18.Поэтические книги Ветхого Завета: общая информация и рассматриваемая проблематика.
- 19.Период Вавилонского изгнания: основные события и изменение менталитета иудейского народа.
- 20.Концепция Мессии и события Последних времен в описании авторов Ветхого Завета
- 21.Богословие Ветхого Завета: основные богословские идеи и их развитие в Ветхозаветных Писаниях: учение о Боге, человеке, спасении, искуплении, Законе, Завете и т.Д.
- 22.Пятикнижие: проблемы авторства и структурного единства текста.
- 24.Большие пророки: авторство, личность пророка, исторический фон книги, содержание книги. Богословие пророческих книг: учение о Боге, человеке, спасении-искуплении.
- 25.Понятие богословия: восточное и западное представление, положительное и отрицательное в их понимании.
- 26.Катафатический и апофатический путь богопознания. Деонисий Ареопагит.
- 27.Догмат и ересь, становление христианского богословия в эпоху Вселенских Соборов.
- 28.Методы богословия. Ответственное богословие. Принцип Solo Scripture, понятие Предания, сущность реформаторской богословской традиции.
- 30.Дайте определение концепции «Божья трансцендентность» и « Божья имманентность», опровергая ложные понимания этих понятий.
- 31.Опишите главные черты Божьего царства. Укажите, как оно проявлялось в прошлом, проявляется в настоящем и будет проявлено в будущем.
- 32.Указать ключевые места Писания, доказывающие как единство Бога, так и Его троичность. Включите в Ваш ответ и ключевые мест, указывающие на божественность каждой личности в Троице?
- 33.Сравните взгляды восточной и западной церквей на природу Троицы, указывая слабые стороны обеих позиций.
- 34.Обсудите и опровергните неверные взгляды на Троицу, а именно арианство, субординационизм, динамическое монархианство, модалистское монархианство.
- 35.Обсудите места Писания 2Тим.3:16 и 2Пет. 1:19-21 с точки зрения их учения о богодухновенности Писания и укажите на трудности, связанные с их толкованием.
- 36.Раскройте следующие взгляды на богодухновенность Писания: консервативный евангельский, фундаментальный, ортодоксальный, умеренный евангельский, либеральный, неоортодоксальный.
- 37.Опишите следующие подходы к разрешению кажущихся ошибок в Библии: абстрактный подход, согласовательный подход, умеренный согласовательный подход, оговорочная безошибочность.
- 38.Опишите, насколько богодухновенность распространяется на копии оригиналов и переводы. Доработать
- 39.Сравните теории дихотомии и трихотомии, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 40.Сравните теории креационизма и традуционизма, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 41.Сравните следующие взгляды на Божий образ в человеке: субстанциальный, реляционный, функциональный, православный, католический. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 42.Укажите суть греха и разные классификации греха, подтверждая вашу точку зрения местами Писания.
- 1Тим.1:5,19 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицеприятной веры
- 4. Непростительный грех.
- 2. Первородный грех.
- 45.Раскройте концепцию «союз со Христом» в связи с понятием «корпоративная личность». Назовите аспекты нашего спасения относящиеся к аспектам нашего союза со Христом.
- 46.В чем заключается протестантская доктрина об оправдании? Сравните ее с католическим и православным подходами.
- 48.Раскройте отношения между покаянием, верой и таинствами в приобретении спасения. Какие элементы входят в библейское понимание истинного покаяния и истинной веры.
- 49. Библейское обоснование Божественности и Личности Святого Духа.
- 51.На чем основано учение, что признаком получения крещения Духом Святым является говорение на иных языках?
- 52.Сравните разные употребления выражения «исполнение Духа Святого», встречаемые в Писании.
- 53.Сравните и оцените определение церкви у католиков, православных и протестантов. Какой взгляд наиболее соответствует библейскому учению?
- 54.Сравните и оцените следующие взгляды на церковное управление: епископальная система, пресвитерианская система, конгрегационалистская система.
- 55.Дайте классификацию духовных даров, и определите суть каждого дарования.
- 57.Сравните и оцените следующие взгляды на восхищение церкви: восхищение до скорби и восхищение после скорби.
- 58.Сравните и оцените следующие взгляды на тысячелетнее царство Христа: постмилленаризм, атмилленаризм, примилленаризм. Какое мнение имеет наибольшее библейское обоснование.
- 59.Ветхий Завет об Иисусе Христе: Семя Жены, Грядущий Пророк, Раб Господень, концепция ветви из корня Иессея, время и место рождения Мессии.
- 60.Особенности образа Иисуса Христа в Евангелиях;
- 62.Имена Иисуса Христа: Сын Божий, Единородный Сын, Сын Человеческий, Первенец, Господь;
- 63.Служение Иисуса Христа как Пророка, Священника и Царя;
- 64.Божественность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Божественного достоинства Христа;
- 65.Человечность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Человечности Христа;
- Человеческое тело.
- 66.Тайна безгрешности Христа, искушения, взаимодействие природ во Христе.
- 67.Ереси, отвергающие Божественность Христа: истоки, смысл.
- 68.Ереси, отвергающие Человечность Христа: истоки и смысл.
- 69.Халкидонское вероопределение и последующее развитие христологической проблематики.
- 70.Либеральное богословие о Христе: Ренан, Штраус, Бультман;
- 72.Что означает древнееврейское слово «йом»? Расскажите, как обычно используется это слово?
- 74.Объясните духовную символику Ноева Ковчега.
- 75.Объясните, для какой цели была написана Книга Иова. Каково назначение Книги Иова?
- 76.Назовите любые три из восьми Псалмов, важных с точки зрения учения о сотворении мира.
- 77.Объясните, почему генетика не допускает макроэволюции. Меняются ли живые существа со временем? Назовите любые три из списка причин, позволявших людям прожить 900 лет.
- 78.Происходит ли глобальное потепление? Объясните.
- 79.Насколько ценна человеческая жизнь? Проиллюстрируйте свой ответ отрывком из Библии.
- 81.Основные типы проповедей, особенности подготовки, выбора темы и произношения проповедей. Христологичность и христоцентричность проповеди. Личность проповедника.
- 82.Основные виды служений в поместной церкви (Причастие, Крещение, Бракосочетание, молитва за детей, похороны и др.) их особенности и порядок проведения.
- 84.Библейское обоснование миссионерства. Концепция Missio Dei. Основные этапы миссионерского служения Церкви, осбенности и влияние на церковную жизнь.
- 85.Насаждение церквей: принципы, особенности, подготовка миссионера. Самоуправление, самофинансирование, саморазмножение поместной церкви. Особенности насаждения церквей в нашей стране.
- 86.Пятидесятническое движение: история появления, исторический и богословско-философский контекст, особенности и трудности, с которыми сталкивалось движения.
- 87.Понятие философии. Особенности философии античного мира, средних веков, нового и новейшего времени.
- 88.История Церкви, как становление христианской веры, культуры, богословия и философии. Особенности истории ранней Церкви, средневековой Церкви, Церкви нового и новейшего времени.
- 89.Реформация и ее всемирно-историческое и духовное значение.