Евангельские Христиане-баптисты в России
Положение баптистов в России до 1929 года
После Октябрьской революции в связи с отрицательным отношением ряда религиозных течений к войне и воинской службе Советское правительство 4 января 1919 года приняло специальный Декрет "Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям". Согласно этому Декрету в Москве в 1919 - 1926 гг. действовал Объединенный совет религиозных общин и групп, возглавляемый толстовцем В. Чертковым, Совет имел право выдавать удостоверения о Принадлежности к религиозным течениям, отрицающим военную службу, которые являлись основанием для освобождения от воинской повинности. В условиях гражданской войны большинство баптистских лидеров высказалось против службы баптистов в Красной Армии. Лишь в 1926 г. баптистский съезд признал несение баптистами воинской повинности обязательным условием.
С образованием СССР российские объединения баптистов и евангельских христиан приобрели всесоюзный характер. На баптистском съезде 1926 г. в Москве был образован Федеративный союз баптистов СССР, объединивший девять местных баптистских союзов: Северо-Российский (с латышской секцией), Волго-Камский, Северо-Кавказский, Сибирский, Дальневосточный, Закавказский, Всеукраинский (с немецкой секцией), Крымский, Среднеазиатский.
В течение 20-х годов происходил рост численности баптистов. К концу 20-х годов Союз баптистов СССР объединял уже 6,5 тыс. баптистских общин, насчитывавших около 500 тыс. членов /21/. В 1922 - 1925 годах возникают баптистские и евангельско-христианские общины осетин, татар, чувашей, якутов, удмуртов, марийцев, мордвы. Баптистский проповедник Я. Винс вел проповедь среди дальневосточных корейцев. С 1924 г. Проханов возобновил издание журнала "Христианин", а с 1925 г. был возобновлен журнал "Баптист". Регулярными были съезды: в 1917 - 1926 гг. состоялось шесть съездов баптистов и семь - евангельских христиан.
Большое распространение в 20-е годы получили организованные баптистами и евангельскими христианами сельскохозяйственные общины, коммуны, кооперативы, возникшие на заре российского кооперативного движения. В 19I8 - 1921 гг. в брошенных частных имениях образовались баптистские кооперативы - "Прилучье" (Новгородская губерния), "Гефсимания", "Вифания", "Утренняя звезда" (Тверская губерния), "Сигор", "Едино" (Брянская губерния), "Вифлеем" (Саратовская губерния), "Васан" (Енисейская губерния).
Следует отметить высокий уровень технического оснащения в этих хозяйствах: кооператив "Гефсимания", например, уже к 1920 г. стал полностью электрифицированным. Для поддержки христианских сельскохозяйственных кооперативов в 1922 г. на Всероссийском съезде баптистов было учреждено товарищество "Братская помощь", объединившее 25 хозяйств. К концу 20-х годов насчитывалось свыше 400 баптистских и евангелических кооперативов и коммун.
Большое распространение получили баптистские благотворительные столовые: одна из них работала в Москве во Втором Доме Советов по ул. Охотный Ряд (ныне - отель "Метрополь"), обеспечивая питанием делегатов конгрессов Коминтерна. На съезде Союза евангельских христиан в 1926 г. Прохановым была выдвинута обширная программа социального служения под названием "Евангельский путь".
В том же 1926 г. у Проханова возник план создания своеобразного евангельско - христианского Города Солнца, который должен был явиться образцом благосостояния и процветания. Идея Проханова была одобрена на пленуме Всесоюзного совета евангельских христиан в 1927 г. Для Города Солнца выбрали обширный земельный участок на Алтае. Баптистские организации США согласились финансировать задуманное предприятие. Однако ввиду неблагоприятного изменения политической ситуации замыслу Проханова не суждено было осуществиться.