Европейское средневековое сектантство и его языческие корни

курсовая работа

4. Общее в учениях всех сект

Так что же общего в учениях всех сектантов? Что дает нам право говорить о конгломерате подобий? И как все же объяснить наличие общего в сектах, рассеянных на протяжении 2000 лет по огромным пространствам планеты?

Религиовед А.И. Клибанов хотя и недоумевает, но не берется объяснить, "почему в одной и той же социальной среде, в пределах одного и того же исторического отрезка времени возникли течения, казалось бы, столь отличные друг от друга по религиозной форме". Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Действительно, стоит приглядеться к тем краеугольным камням, которые по воле тогдашних "великих архитекторов" были положены в основание будущего храма "народной религии Свободного духа", как любили называть сектантский мир русские интеллектуалы. Но при этом рассмотрении обратим внимание не на различия в "учениях" иудействующих субботников, протестантствующих капитонов и неистовствующих на своих радениях-мистериях хлыстов, а на тот известковый раствор, который скрепил разнородные камни фундамента и позволил возвести на нем общий дом. Общими чертами "учений" основателей сект всех времен и народов, а значит и русских, были и остаются следующие:

1. Решительное неприятие Апостольской Церкви и священноначалия, то есть не только ее догматов, но и ее иерархического устройства. Для обоснования своего неприятия Церкви любые сектанты обвиняют ее в том, что она "испорчена", что "в ней царствует сатана", что таинства ее безблагодатны, а священство порочно. Отсюда - отрицание Священного Предания, призывы не ходить в православные храмы, гнушаться священниками и совершаемыми ими таинствами, святыми иконами и мощами. Ивановский Н.И. "Руководство по истории и обличению сектантства".

2. Устроение религиозных общин, независимых от Церкви и государства, с выборными "кормщиками", "христами" и "богородицами". Это позволяло возродить языческие камлания (в сектах мистических) и произвольно толковать Священное Писание (в сектах рационалистических), вместо церковных молитв петь свои "распевцы". Борунков Ю.Ф., Яблоков И.Н., Никонов К.И., "Основы религиоведения" Москва, 2002.Свойственное сектантским общинам стремление к демократическим и общечеловеческим ценностям импонировало как масонам, так и революционным демократам, которые (например, Бонч-Бруевич и Ленин) прозревали в русском сектантстве прообразы и зародыши трудовых коммун.

3. Ожидание наступления мессианского царства. Его ждут иудаисты и субботники, устраивают протестанты и капиталистые хлысты-скопцы, духоборы и молокане. Отсюда у одних мечты о "царе иудейском" и его воцарении в "пресвятом граде Сионе", у других - надежды на воцарение "белого царя" в новоявленном "граде Китеже". Все они ожидают одного и того же - тысячелетнего царства мессии Христа на земле, а не Царства Божия на Небесах.

4. По совокупности этих признаков сектанты ощущают себя народом избранным, обществом "святых", "чистых", "совершенных" людей. Всех остальных они считают "падшими", Церковь - "мерзостью запустения", государство - царством антихриста, которое или надо разрушить, или бежать из него (Российскую империю масоны назвали "тюрьмой народов", а Советский Союз масон Рейган назвал "империей зла"). Путинцев Ф., Политическая роль и тактика сект, М., 1935;

5. В сектах гностико-манихейского происхождения фактически "перевернута" естественная нравственность, о которой человечество никогда не забывало. Зерном их учения является представление о том, что мир сотворен не высшим благим Богом, а неким злым началом, закабалившим людей установленными ими заповедями. Чтобы душа могла вознестись к Богу свободной от всех этих пут, она должна совершить все запрещенное, все именуемое преступным, скверным, постыдным. Как правило, главари сект, считавшие себя "совершеннейшими", "духовными", до пресыщения предаются плотским наслаждениям, принципиально объявляя зло добром и добро злом. Наиболее вредные секты унаследовали учение каинитов и карпократиан: "Люди не могут спастись, то есть попасть к своему "богу", если не пройдут через все виды греха". Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М., 1998. С. 186-188

Эти общие идеологические установки не всякого человека могут соблазнить и удовлетворить, поэтому сектантом становится далеко не каждый человек. Для этого, безусловно, требуется легкая внушаемость и определенный психологический склад. В Европе давно написаны ученые труды на тему о протестантской этике и психологии, и хотя в России подобных сочинений еще нет, возможно, они и не понадобятся, потому что такая этика и такая психология присутствует в любом народе. Только в одном в меньшей степени, в другом - в большей.

В течение двух тысячелетий происходил отбор, или, если так можно сказать, фильтрация, православных народов сквозь густую сеть антицерковных полуязыческих сект. И в каждом народе выкристаллизовался некий "сухой остаток" в виде обособленного "малого народа" - со своей (другой) верой, с изуверскими ритуалами, с причудливым жизненным укладом и склонностью к наживе и накопительству. На Руси тоже возник такой "малый народ", объединенный общей ненавистью к Православной Церкви и Царю и сладким сознанием своей избранности, внешне - раздробленный на множество сект, внутренне - одержимый одним духом, накатившим на него в эпоху зарождения "народной религии", то есть в самом начале богоотступничества.

Манихеи-павликиане громили города Малой Азии в VII-X веках; иконоборцы открыли гонения на монахов в VIII веке; богомилы "бунтовали" в Болгарии с X по XVI век; войны с богомилами-альбигойцами на юге Франции продолжались почти десять лет в начале XIII века. "Героические" крестовые походы происходили все в ту же эпоху и были не чем иным, как все теми же "религиозными войнами", которые охваченный языческим безумием Запад непрерывно вел с православным Востоком, делая вид, что борется с "нечестивыми агарянами". Описание разгрома крестоносцами Константинополя в 1204 году не оставляет сомнения, кто находился в их рядах, точно так же, как ритуальные сожжения ими монахов в монастырях на святой горе Афон. Языческий ритуал манихеев - второе "огненное крещение", искупление греха огнем - был заимствован у завоевавших католическую Европу адептов "религии Свободного духа" и взят на вооружение инквизицией, теперь же совершенно бесстыже приписывается христианству, хотя при желании нетрудно установить, кто был изобретателем этих огненных жертвоприношений.

В эпоху Реформации (XIV-XV века) разразились так называемые "крестьянские войны". На самом деле это были "религиозные войны", объявленные язычниками-анабаптистами (перекрещенцами) римской Церкви и ее иерархии. В России после неудавшейся Реформации в середине XVII века и несостоявшегося конца света русские сектанты начали "религиозные войны" (их обычно называют "русскими бунтами"), которые тянулись 100 лет - с 1668 по 1774 год, от Разина до Пугачева. И возбуждались они тем же "религиозным дуновением". Теперь, когда "мировое сектантство" охватило своей "религией Свободного духа" весь мир и хлынуло в Россию, многие явления нашей современной жизни кажутся необъяснимыми - отчасти оттого, что забыли предыдущие опыты, отчасти же потому, что объяснения ищем не там, где их следует искать. Коллективные голодовки (самоуморения), самоубийства взрослых и детей (недавно сразу трех девочек-подростков), "свободная любовь" и десятки тысяч абортов, тысячи подкидышей и брошенных детей, "случайные" самовозгорания и гибель в пожарах сотен людей - разве это не повторяет все то, что происходило тогда, в XVII веке, когда европейские секты пришли в Россию, и зародилось "русское сектантство"? Якобий П. Религиозно-психические эпидемии. // Вестник Европы. 1903. - Кн. 10 - 11. С.732 - 758, 117 - 166. И все это принято объяснять экономическим кризисом и видеть в этом не более чем пассивное сопротивление терпеливого русского народа. И одновременно: откровенный культ "золотого тельца", проституция, наркомания, оргии в ночных клубах и исступление в дискотеках - разве это не напоминает "серебряный век" и эпоху промышленного развития в конце XIX века, когда "малый народ" готовился взять власть, а интеллектуалы "кружились" в хлыстовских "кораблях"?

Поскольку и то и другое душевно здоровыми людьми отторгается и воспринимается как явное безумие, то искать причину такой массовой психопатологии следует не в повреждении экономики, а в состоянии духа. Различить, какой дух принуждает людей заниматься самоистреблением в той или иной форме, не трудно.

Делись добром ;)