Жизнь и литургическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского

курсовая работа

Дела благотворительности

Вера отца Иоанна была живой, деятельной; она влекла к бедному, нуждающемуся люду, побуждая его помогать бедным не только словом молитвенного и нравственного ободрения, но и материальными средствами. Горя любовью к Богу и ближним, он с самого начала своего священства служил делу благотворения - сначала в малой степени, без определенной системы, давая все, что имел. Он не разбирал, что привело человека к нищете и падению, а подавал потому, что человек нуждался.

Раздавая бедным все свои средства, отец Иоанн скоро убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить всех нуждающихся, и бессильна в борьбе с общей бедностью. Поэтому в 1874 году он основал при Андреевской церкви православное христианское братство: "Попечительство Святого Апостола Андрея Первозванного" Мефодий, архимандрит. Цит. соч. - с. 15..

Еще в 1872 году в "Кронштадтском вестнике" были напечатаны два его воззвания ко всем жителям Кронштадта. В одном из них отец Иоанн говорил; "Я опять обращаюсь к вам с покорнейшей просьбой: обратите активное внимание на кронштадтских бедняков, которые записаны как жители Кронштадта, однако не имеют в нем никакой оседлости, никакого корня... во имя христианства, во имя человеколюбия я зову: давайте поможем этим бесприютным беднякам, подкрепим их нравственно и материально; не откажемся от солидарности с ними, как с людьми и нашими братьями, и докажем, что человеколюбие еще живо в нас, и эгоизм еще нас не погубил. Как было бы хорошо, если бы ради всех этих причин мы создали Дом Трудолюбия. Тогда многие из бедных могли бы обращаться в этот дом с просьбой дать им определенную работу за вознаграждение, которое давало бы им средства для пропитания".

Люди приняли эти воззвания и с радушием, деятельно откликнулись на просьбу своего пастыря. Вскоре отец Иоанн положил начало организованной благотворительности устройством Дома Трудолюбия, где нуждающийся отвлекался от тунеядства, привлекался к трудовой жизни и уже по труду получал помощь. До конца дней своих щедрой рукой он и лично оказывал помощь всем и каждому в отдельности просившему бедняку. Отец Иоанн всех любил, на всех у него хватало нравственной и материальной помощи; никому не было тесно в его сердце.

По одному могущественному слову и примеру отца Иоанна, а нередко и без всякого его слова, почитатели его несли, посылали ему денежные и другие средства, воздвигали благотворительные учреждения. Во имя отца Иоанна помогали бедным, учреждали стипендии в учебных и благотворительных заведениях, строили храмы, богадельни, школы, приюты и прочее.

Дом Трудолюбия был в 4 этажа и с прекрасным оборудованием, кроме того, в Доме Трудолюбия имелась домовая церковь во имя святого Александра Невского. Были устроены рабочие мастерские, в которых работали до 25 000 человек в течение года, женские мастерские, вечерние курсы ручного труда, школа на 300 детей, Детский сад, загородный летний дом для детей, сиротский приют, бесплатное призрение бедных женщин, народная столовая с небольшой платой за еду, где в праздники устраивались благотворительные обеды, огороды для снабжения живущих и работающих в Доме Трудолюбия, библиотека, бесплатная лечебница, воскресная школа и многое другое. В дальнейшем заботами и трудами отца Иоанна были построены ночлежный дом в 1888 году и странноприимный дом в 1891 году. Помощь же оказывалась всем нуждающимся независимо от их социальной и религиозной принадлежности. Дом Трудолюбия в Кронштадте послужил образцом для учреждения таких же домов в столице и во многих провинциальных городах.

Кроме этого, в записях отца Иоанна мы находим: "18 декабря 1902 года, среда. Благодарю Господа за радость освящения моего великолепного храма, который Он дал мне устроить и украсить в столице России - Петербурге, Иоанновский женский монастырь на Карповке" Сергиев ИМ., протоиерей. Путь к Богу. - С-Пб., 1905. - с. 183.. Отец Иоанн основал и устроил Воронцовско-Благовещенский женский монастырь в Псковской епархии. В Архангельске, на берегу Северной Двины, у себя на родине отец Иоанн соорудил каменное здание с церковью (подворье Сурского монастыря) - Там же, в Суре, в 1891 году, 29 июня был освящен построенный отцом Иоанном храм в честь святителя Николая, и при Сурском женском монастыре сооружена школа. В Новгородской епархии (Череповецкий уезд) сооружен Леушинский женский монастырь: там 12 Престолов и девичье училище, а в Петербурге - подворье этого Леушинского монастыря: храм в честь святого апостола Иоанна Богослова. Наконец, был еще в Ярославской губернии сооружен Вауловский скит около Рыбинска и ряд храмов в различных уголках России.

Люди, приходившие в Кронштадт, зная о благотворительной деятельности отца Иоанна, жертвовали ему очень много. Многие, желая сделать что-либо доброе, стремились к тому, чтобы довершить начатое дело руками щедрого пастыря, который, по мере необходимости, распределял эти средства бедным и нуждающимся. Многие жертвовали, посылая денежные переводы почтой.

Огромное количество писем приходило к отцу Иоанну. Почта давала такую справку, что в день в адрес отца Иоанна приходило более тысячи писем и денежных переводов, и тут же есть справка о том, как эти суммы отсылались по адресам нуждающихся.

Так в один день отправлено денежных переводов по 192 адресам на 13 тысяч рублей. И вновь приходило к нему по почте ежедневно до 200 пакетов различными суммами. Благотворительная деятельность отца Иоанна выражалась в денежном исчислении около миллиона рублей в год.

Отец Иоанн говорил: "У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую. Я даже часто не знаю: кто и откуда прислал мне то или другое пожертвование. Потому и я жертвую туда, где есть нужда и где эти деньги могут принести пользу" Вениамин (Федченков). Митрополит. Цит. соч. т. 1, ч. 2. С. 216.

Многие приходившие к отцу Иоанну с верой в помощь Божию, каялись, причащались Святых Тайн, молились вместе с отцом Иоанном и получали исцеления от различных болезней. Когда отец Иоанн молился, всех охватывало чувство, что он дерзновенно говорит с Богом, как бы воочию Его перед собой видя. Он умолял, упрашивал и даже как бы настаивал, словно схватившись за ризу Христову, готовый не выпустить ее из рук до тех пор, пока не будет услышан. И по его молитвам стали происходить чудотворения. Такие случаи начали повторяться чаще, и слухи о них распространялись между жителями Кронштадта и Петербурга. Наконец, около 1879 гола их стали публиковать и обсуждать в печати.

Отец Иоанн был везде желанным гостем. Часто он путешествовал, по различным городам России: Москве, Киеву, Одессе, Харькову, Туле, Ялте, Херсону, Казани, Самаре, Калуге, Астрахани и др. Посещал Московскую и Киевскую Духовные Академии. Однажды ездил через Варшаву в Берлин, вызванный туда, чтобы помолиться о тяжело больном русском после.

Отец Иоанн был решительно против революционных событий 1905-06 годов, считая, что все в государстве надо решать мирным путем. И, говоря о войне, как о наказании за грех, батюшка одним из великих грехов считал те беспорядки, какие имели место в России в 1905-06 годах.

Отец Иоанн придерживался монархических взглядов на государственный строй. Он с большим уважением и любовью относился к императорам. Он искренне сожалел о смерти Николая I (1855 г), присутствовал на отпевании убитого народовольцами Александра II (1881 г), на его руках умер Александр III (1894 г). С отцовской теплотой и преданностью относился он и к Императору Николаю II.

Осенью 1907 года отец Иоанн был назначен присутствующим в Святейшем Синоде. Однако тяжелая болезнь помешала ему хотя бы однажды посетить заседание Святейшего Синода.

Делись добром ;)